В Государственном Кремлёвском Дворце с успехом прошла премьера балета «Клеопатра» В. Качесова в постановке народного артиста России Андрея Петрова.
Над этим спектаклем основатель театра «Кремлёвский балет» Андрей Борисович Петров (1945-2023) работал долго и увлечённо. У исполнителей главных партий Олеси Рослановой (Клеопатра), Михаила Евгенова (Гай Юлий Цезарь) и Даниила Росланова (Марк Антоний) пока нет дублёров – именно на них изначально ставил спектакль хореограф-постановщик, такими он видел главных действующих лиц этой истории, прошедшей сквозь века и вдохновившей авторов разных эпох.
Как пояснял Андрей Борисович, Клеопатра, в первую очередь, интересовала его как незаурядная женщина – государственный деятель, сумевшая на два десятилетия обеспечить своей стране независимость и добившаяся того, что Египет стал сильным процветающим государством.
Разумеется, две её захватывающие истории любви обойти вниманием тоже никак невозможно, однако именно благодаря союзу сначала с Юлием Цезарем, а впоследствии с его верным соратником Марком Антонием позиции Клеопатры-правительницы не просто укрепились, но на долгое время стали практически неуязвимыми. И вполне логично, что фокус внимания балетмейстера смещается в более глобальную плоскость, нежели взаимоотношения египетской царицы и её возлюбленных.
Клеопатра в первый раз взошла на престол в 18 лет, чудом избежала гибели от рук своих противников и, вернувшись к власти, уверенно правила Египтом до трагического исхода морского сражения у мыса Акциум (северо-западная Греция), когда флот объявившего ей войну Октавиана одержал победу. Трудно сказать наверняка, каким именно способом эта незаурядная женщина добровольно поставила точку в сценарии своей жизни (версия с укусом змеи – самая распространенная, и все же всего лишь версия), но, когда это случилось, последней царице эллинистического Египта из династии Птолемеев было 39 лет. Итак, 31 год - именно такой период охватывает новый спектакль «Кремлёвского балета». И прима-балерина театра Олеся Росланова на протяжении обоих актов покидает сцену разве что на считанные минуты. Она являет нам Клеопатру в разные периоды её жизни, и каждый раз это совершенно иной образ: мы воочию видим, как меняются характер героини, её чувства и, выражаясь языком современной психологии, внутренние установки. И каждый раз Олеся Росланова предельно убедительна в создаваемом ею образе.
Пожалуй, стоит сразу же отметить, что психологическая составляющая характеров – одна из реально сильных сторон этого спектакля. По-настоящему впечатляют и запоминаются и совершенно невероятный Гай Юлий Цезарь в исполнении Михаила Евгенова, и яркий, харизматичный Марк Антоний, представленный Даниилом Рослановым. Да и остальные артисты буквально проживают свои роли, и делают это по-настоящему классно. Причём, речь и о ключевых сольных партиях: Октавиан Август (Алексей Казанцев), сенаторы – убийцы Цезаря Кассий (Пётр Грбунов) и Брут (лауреат всероссийских и международных конкурсов Егор Мотузов), и о ролях второго плана. Таких, как служанки Клеопатры Ирада (Злата Дорофеева) и Хармион (Алина Липчук) или телохранитель Цезаря (лауреат международных конкурсов Дмитрий Прусаков).
Великолепна Октавиа, сестра Октавиана Августа в исполнении заслуженной артистки России Ирины Аблицовой. Прекрасная утончённая молодая женщина, отдавшая сердце Антонию, искренне не понимает, почему её любовь отвергнута… Партия Октавии, казалось бы, совсем, небольшая, но сложная и эффектная хореографически, она к тому же становится важным акцентом в единой драматургической канве спектакля, делая его ещё более объёмным и многоплановым.
Однако вернёмся к Клеопатре. Уже не раз довелось услышать, в том числе и на предшествовавшей премьере пресс-конференции, состоявшейся в Дипломатическом зале ГКД, что либретто спектакля едва ли не один в один повторяет знаменитый голливудский фильм «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли (1963 год, режиссёр Джозеф Лео Манкевич). Что ж, определенное сходство с ним в либретто и впрямь можно проследить, но вот действительно существенным отличием является сквозная мистическая линия нового балета: сцены, когда египетская царица обращается к богам с просьбой приоткрыть ей завесу над будущим и указать путь, – из числа самых впечатляющих в спектакле. Известно, что Клеопатра ассоциировала себя с Исидой, сестрой и супругой Осириса и матерью Гора, земными воплощениями которого в соответствии с древними верованиями являлись египетские фараоны. Именно к ним, Исиде (лауреат Международного конкурса Анастасия Тетерина), Гору (Амир Салимов) и Осирису (Пётр Горбунов) обращается Клеопатра в самые сложные моменты жизни – и когда она ещё до конца не знает, как сложатся её отношения с Цезарем, и после его трагической гибели, когда юную царицу вновь окутывает мрак отчаяния. И именно они, бог неба и солнца в облике сокола Гор, бог возрождения, повелитель загробного мира и судья душ почивших Осирис и богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности могущественная Исида направляют Клеопатру, дают ей важные подсказки и заранее предупреждают о трагическом финале её земного воплощения.
Сцены в храме Исиды завораживают – своей загадочностью, масштабом, изобретательностью пластического языка каждого из действующих лиц. А ещё – невероятными костюмами богов, золотыми у Исиды, Гора и Осириса и серебристыми у сеющего разрушение и хаос Сета (Николай Желтиков) и покровительницы войны Сехмет(лауреат Всероссийского конкурса Ксения Хабинец). Казалось бы, причём тут Сет и Сехмет? Просто, как всегда, добро и зло не существуют в отрыве друг от друга, и линию нашей судьбы в равной мере определяют Свет и Тьма. Во времена Клеопатры, когда царили жесточайшие нравы, и убийство родственников ради обладания властью являлось нормой, вряд ли можно было рассчитывать на исключительно светлый исход. Так что, несмотря на помощь Исиды, окончательную версию её будущего Клеопатре «озвучили» именно Сет и Сехмет. А Исида… Что ж, она подарила своему земному «воплощению» великую любовь, плата, за которую, однако, оказалась непомерной…
Премьерный спектакль Андрея Петрова – из числа реально новаторских. На балетной сцене сегодня вряд ли что-то можно с ним сопоставить. Прежде всего, благодаря режиссёрскому решению, когда масштабное действо строится как чередование большого числа картин-эпизодов, складывающихся в итоге в один увлекательный пазл. Фактически зрители видят полноценное супер-шоу, являющееся при всём том полноценным произведением искусства – волнующим эмоционально и поднимающим вполне серьезные философские проблемы.
Что касается непосредственно хореографии, то она тоже достаточно оригинальна и представляет собой органичный синтез классического танца (он подразумевает непременное использование пальцевой техники), спортивных движений, элементов национальной, восточной, пластики. Собственно, это и есть та неоклассика, о которой Андрей Петров говорил как о направлении, которое его привлекает. Андрей Борисович подчёркивал, что, на его взгляд, это новый тип танца, который он пытается осваивать и благодаря которому диапазон эмоциональной и хореографической палитры расширяется. В итоге в «Клеопатре», несмотря на всю изначальную условность балетного жанра как такового, мы ни минуты не сомневаемся в том, что именно так и должны были изъясняться представители Древнего Египта, равно как и римские воины, сенаторы, полководцы.
Успех «Клеопатры» обусловлен и фантастической сценографией – изумительные в своей детальной проработке декорации заслуженного деятель искусств РФ Григория Белова, невероятной красоты костюмы, созданные художником Ольгой Полянской, не оставляют равнодушным никого. И, разумеется, музыкой Владимира Качесова – колоритной, мелодичной, предельно образной. Тот факт, что композитор и балетмейстер творили вместе, не мог не сказаться на результате: в новой постановке танец и музыка буквально сливаются в единое целое, дополняя и усиливая друг друга. Отсюда и столь мощная энергетика балета, которая буквально захлёстывает зрительный зал.
Следует добавить, что спектакль по традиции шёл в сопровождении великолепно звучащего Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра заслуженного артиста РФ Сергея Кондрашева. И, конечно же, это тоже стало одним из весомых слагаемых успеха, с которым прошёл премьерный показ «Клеопатры».
Спектакль, безусловно, состоялся. И в том, что он все-таки увидел свет на кремлёвской сцене, огромная заслуга всей труппы и, в первую очередь, ассистентов хореографа-постановщика, заслуженных артистов России Валерия Рыжова и Александры Тимофеевой, которая в настоящее время является главным балетмейстером театра.
Вспомнить хореографический текст «Клеопатры», по словам Александры Тимофеевой, не составляло труда – в своё время Андрей Борисович Петров много работал с труппой над этой постановкой, к тому же существует запись репетиций. «Но это же самое начало, - пояснила Александра Сергеевна. – А вот дальше… Мои лично ощущения были неоднозначными. В том плане, что нет родителя этого спектакля. И мы не уверены до конца, как бы он в итоге решил сделать здесь или здесь. И наверняка он по ходу дела что-то поменял бы – и технически, и в плане концепции. Но мы решили, что оставим спектакль таким, какой он есть…»
Итак, мы увидели «Клеопатру» В.Качесова в авторской версии Андрея Петрова. И она стала событием. Браво, Мастер! Низкий поклон.
И огромная благодарность всем, кто помог воплотить этот грандиозный проект в реальность. С премьерой!
Марина Долганова,
пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола и Алла Четверикова.