Кстати, вы знали, что токсики, а точнее термин токсичности появился лишь 2018 году? До этого такой терминологии просто не существовало.
Как определить их среди общего числа ваших сотрудников.
Как правило токсиками называют тех, кто агрессирует, непоследователен в реакциях и следует за личной выгодой.
Как правило они еще не уважают коллег, руководитель для них не авторитет и они не следуют указаниям. Еще токсичные сотрудники не разделяют корпоративные ценности компании, а иногда и вовсе их игнорируют или разрушают.
Считают себя краше и пригоже (читать - профессиональнее) всех остальных сидящих в этой компании. Он видит 100 ошибок в одной работе своего коллеги, любит критиковать "правительство". Из-за своего "профессионализма" такие сотрудники редко что-то делегируют, а если и да, то смотрят за ходом выполнения буквально каждую секунду.
Представьте, решили вы перейти на новую CRM и объявляете это на планерке. Слышите самый громкий вздох - это токсик. Он не любит новое, он вообще часто относится негативно ко всем нововведениям. Вслед за негативности к нововведениям как правило идет критика... и невера в успехи новых проектов.
НО! иногда токсик в этом плане может быть вам полезным. Например в режиме "мозгоштурм". Если ваш токсик умеет аргументировать, то с помощью своего интересного взгляда он сможет найти потенциальные проблемы и обязательно на них укажет.
А еще токсики знают все офисные сплетни, потому что собирали их вместо того, чтобы решать рабочие вопросы. У токсиков мало результатов, но ООООООЧЕНЬ много деятельности. Или ее достаточно, но выполняется она чужими руками. Вы, как руководитель хвалите токсика и порождаете еще одного токсика. Заключающим фактором (но не вообще, а лишь в моем списке) будет то, что токсики не берут ответственность на себя и/или с легкостью складывают ее на других людей.
Что делать?
Казалось бы.... расставаться. Только перед этим хорошо было бы убедиться, что тот, кого вы считаете токсиком реально токсик.
Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.
Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать. Другие, наоборот, расслабляются и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.
Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.
Резюмируем
- Токсичный сотрудник это тот, кто, отравляет атмосферу в коллективе.
- Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей.
- Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности. Возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
- Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
А если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.