Well-being — это комплексный подход к жизни, который в последнее время преобразовался в одну из перспективных HR-технологий. Она позволяет повысить результаты компании за счет повышения уровня благополучия ее сотрудников. Попробуем разобраться в том, что такое Well-being и как его может поддержать ароматизация помещений.
Определение и история Well-being
В далеких 1970-х годах в западных странах появилось движение wellness, которое подразумевало достижение большего качества жизни за счет физической активности людей и сбалансированного питания. В более поздние периоды направление расширилось с физического благополучия на остальные сферы жизни и обрело название well-being. Отправной точкой популярности направление принято считать 2010 год, когда вышло издание бестселлер-исследование «Все отлично! Пять элементов благополучия», который написали доктор наук, ведущий научный специалист Института Гэллапа Джим Хартер в соавторстве с писателем и исследователем Томом Ратом.
Опираясь на исследование Института Гэллапа с участием испытуемые из 150 стран, авторы вывели 5 основных сфер, успех в которых формирует хорошее самоощущение человека. В список этих сфер вошли:
- карьерное благополучие: насколько вам нравится то, что вы делаете ежедневно;
- социальное благополучие: насколько вы довольны вашими родственными, дружескими и любовными отношениями;
- финансовое благополучие: насколько вы довольны своим экономическим положением, насколько эффективно вы им управляете и насколько вы можете на него влиять;
- физическое благополучие: насколько хорошо вы себя чувствуете и насколько полны энергией для повседневных дел;
- благополучие сообщества: насколько благополучное сообщество вас окружает, насколько вы ощущаете себя частью окружающего сообщества.
Эти показатели не охватывают всех потребностей человека, но отражают основные сферы, которые влияют на показатель ощущения благополучия и позволяют получить максимальную пользу от жизни. Исследования показали, что лишь 7% людей мира преуспевают во всех этих областях и 66% довольны хотя бы одной из сфер.
Президент Американской ассоциации психологов Мартин Селигман продолжил идею и представил собственную модель well-being, которая стала основой для корпоративных программ повышения благополучия сотрудников. В нее вошли:
- работа с эмоциями и впечатлениями;
- повышение вовлеченности в работу;
- укрепление отношений в коллективе;
- работа с целями и миссиями;
- целеполагание и достижение целей.
Эксперты HR-компании Bailey and French признали ценность каждой из аспектов, приведенных в модели Селигмана, а также дополнили ее сферами физического и финансового благополучия, вернув направление корпоративного well-being к истокам. Для внедрения принципа в HR своим клиентам они рекомендуют задаваться тремя основными вопросами:
1) Какие меры предприняты для поддержки персонала в направлениях финансового, физического и психологического благополучия?
2) Наши меры симптоматические или стратегичные и направленные на долгосрочную перспективу?
3) Что еще мы можем предпринять для повышения благополучия руководителей, специалистов и компании в целом?
Зачем работать над благополучием сотрудников?
Отвечая на этот широкий вопрос, приведем несколько фактов из статистики.
· По данным Института Гэллопа, 7 из 10 миллениалов сталкивались с выгоранием на работе. 48% из них увольняются.
· Ассоциация психологов США отмечает, что с 2011 по 2020 год на 72% выросла частота проблем с ментальным здоровьем. Ежесекундно у каждого 6 сотрудника возникают психологические сложности на работе.
· Ассоциация специалистов по управлению персоналом CIPD в своем отчете в 2020 году отметила, что дисбаланс между работой и жизнью отрицательно влияет на физическое здоровье персонала по всему миру. Они заявляют, что при повышении на 89% частоты вынужденных задержек на работе или работы при плохом самочувствии (часто без эффективности выполнения задач), повысился на 37% и показатель отсутствия на работе из-за выгорания.
· McKinsey заявляет, что в США компании ежегодно теряют 200 млрд долларов на решение проблем со здоровьем сотрудников или поиск новых сотрудников из-за недостатка благополучия.
· 54% рабочего времени британцев тратится на решение физических или психологических проблем.
При всех приведенных негативных факторах отсутствия благополучия, есть и данные, которые доказывают положительное влияние заботы о well-being сотрудников.
Результаты исследования международного института управления развитием Limeade Institute в 2021 году показали, что 88% сотрудников, ощущающих заботу компании о well-being, больше вовлечены в работу и стремятся принести больше пользы работодателю.
Эксперты считают, что well-being положительно влияет на такие показатели компании, как:
- продуктивность сотрудников;
- командный дух;
- репутация HR-бренда;
- клиентоориентированность сотрудников;
- уровень продаж и прибыли.
Как ароматизация пространства формирует well-being
Опытным путем ученые пришли к вводу об эффективности ароматизации офисных и производственных помещений для повышения производительности труда. Так, еще в 1985 году японские ученые под руководством Shizuo Torii доказали, что некоторые ароматы повышают уровень концентрации и когнитивных способностей человека. А начиная с 2004 года парфюмерия навсегда перестала быть лишь эстетической частью жизни — именно в этом году ученые Линда Бак и Ричард Аксель получили Нобелевскую премию за научное доказательство непосредственного влияния функции обоняния на эмоции. Этот факт положил основу науке о функциональной парфюмерии, которая создает композиции, способные повысить уровень положительных эмоций. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Функциональная парфюмерия: как использовать в бизнесе ароматы, которые делают людей счастливее» .
В отличие от других методов well-being, ароматизация рабочего пространства, дома или автомобиля является низкозатратным в плане средств или времени. Подробнее о влиянии ароматов на мотивацию персонала мы писали в статье «Мотивация персонала».
Какие ароматы Третье Чувство помогут вам реализовать принципы well-being в компании
Высокий уровень
Глубокий аромат хвойного леса снижает уровень стресса, расслабляет, формирует уверенность и медитативный настрой. То, что нужно для офисных процессов, для которых требуется сосредоточенность и спокойствие.
Муссон
Легкий цитрусовый аромат тропического леса в сезон дождей повышает уровень бодрости, повышает концентрацию и создает приподнятое настроение. Отлично подходит для отделов, отвечающих за коммуникацию.
Икона экстрима
Энергичный амброво-древесный аромат, который задает энергичный настрой. Отлично подходит для повышения трудоспособности сотрудников производственных направлений.
Хотите получить индивидуальную рекомендацию для вашего бизнес-пространства?
Свяжитесь с экспертами «Третье Чувство»!
Хотите прочесть статью об ароматах для персональной реализации принципов well-being у себя дома? Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить публикацию!