Найти в Дзене
Fon Kraft

С каким давлением надо красить аэрографом? | Разбираемся с регулятором давления на примерах

Есть ли какая-нибудь магическая вундервафля в моделизме, чтобы - РАЗ! И получалась сногсшибательная модель? Для большинства начинающих моделистов такой панацеей кажется наличие аэрографа. Потом-то уже понимаешь, что к аэрографу хорошо бы иметь ещё и компрессор, который тоже стоит, как три аэрографа.

Но вот всё это приобретается. Пополняется запас красок. Покупается довольно дорогущий набор, может даже с обилием деталей. И, не растеряв запал и задор сборки, моделист добирается до этапа покраски. И тут его ждёт сюрприз! Оказывается, компрессор "выдувает" воздух с давлением в 4 кг/см^2. Ну, проще говоря, 4 "атмосферы". При таком давлении аэрограф свистит, как турбина хорошего трактора. Краска разлетается сухим веером, но ничего не окрашивает, потому что с первым же нажатием на триггер "воздушной кисти" током воздуха детальки и сама модель сносятся к &дp&Н& ф&H&, и вместо покраски моделисту приходится искать своих "потеряшек".

А то бывает и другая крайность: не разобравшись в особенностях работы регулятора давления, начинающий "аэрографист" снижает давление ниже 1 атмосферы, и заливает в бачок аэрографа не самую жидкую краску. И с удивлением наблюдает, как из сопла устройства вытягиваются длинные капли, превращающиеся в совсем неизящные и ничуть не аутентичные кляксы. И хорошо ещё, если не на самой модели.

Так где же та "Золотая середина", на которую следует настраивать давление на выходе из ресивера аэрографа?

Какое давление необходимо для покраски модели аэрографом?
Какое давление необходимо для покраски модели аэрографом?

Скажу так: многое зависит от применяемой краски, и от вида работ, которыми в данный момент занимается моделист. Например, ему необходимо покрыть большую площадь. Не всегда это может быть основание диорамы. Например, модели гражданских лайнеров даже в масштабе 1/144 имеют вполне себе приличные площади окрашиваемых поверхностей. Да и бронетехника в масштабе 1/35 тоже весьма не мелкая.

В этом случае имеет смысл установить регулятор давления воздуха на значение "2 атмосферы". Как правило, выше 2 атмосфер просто увеличивается расход краски, а вот качество покраски может даже снижаться. В этом случае капельки краски приобретают высокую скорость, и - физику никто не отменял - пока долетят до модели, потеряют часть испарившейся влаги. В итоге имеем полусухой, или даже сухой слой краски. Длинный факел распыла создаёт облако из засохших частичек краски. В итоге получаем матовый шершавый слой. Мало вероятно, что именно такую цель вы преследовали, приобретая аэрограф.

Зато у вас получилось работать очень быстро и на большой площади.

С аэрографом я работаю в латексных перчатках: и модель не залапывается отпечатками пальцев, и руки потом отмывать не приходится.
С аэрографом я работаю в латексных перчатках: и модель не залапывается отпечатками пальцев, и руки потом отмывать не приходится.

Как быть, если модель имеет меньшие размеры, или, например, хочется получить глянцевую поверхность? Тут рекомендуется снизить давление, например, до 1,4 - 1,5 атмосферы.

Надо отметить, что такое давление является универсальным: именно с ним хорошо сочетается большинство красок, предназначенных для моделизма.

Если же вы планируете работы с красками-металликами, то вполне вероятно, что давление в аэрографе придётся ещё больше снизить до значения 1,0 - 1,1 атмосферы.

Да, факел будет небольшим и коротким, зато "металлики" не будут засыхать на лету, да и проработка деталей получится более ровной.

Разумеется, эти рекомендации даны для усреднённого аэрографа с диаметром сопла в 0,3мм. Да и постигал эту премудрость я уже давненько, теперь же получается как-то само собой, не задумываясь. Однако ж время от времени мне в руки попадается краска, с которой ранее я не имел дела. Как же быть в этом случае?

А в этом случае достаём "кошку" ("Кошка" - некий объект, на котором можно потренироваться), и готовим краску, в пропорциях. как привыкли. По умолчанию - до состояния жирного молока. Заливаем раствор в аэрограф, и... ставим давление в 1,0 атмосферу. И пробуем покрасить "кошку", обращая внимание на укрывистость, длину и форму факела и, особенно важно, на плевки аэрографа. Если они есть, значит, давления воздуха недостаточно.

Краски-"металлики", вообще, очень капризные в работе. У каждого моделиста есть свой рецепт, кторый запросто может не сработать в чужих условиях. Поэтому - надо пробовать. Фото из личного архива автора (С), 2023 год
Краски-"металлики", вообще, очень капризные в работе. У каждого моделиста есть свой рецепт, кторый запросто может не сработать в чужих условиях. Поэтому - надо пробовать. Фото из личного архива автора (С), 2023 год

Внутри сопла давление воздуха вырождается в скорость потока, который подхватывает частички краски. Если скорости воздуха недостаточно, то краска начинает стекать через сопло, по игле, и формирует небольшие лужицы, с которых и сдувает капли, которые и шмякаются на модель в виде клякс.

Значит, добавляем давление до тех пор, пока кляксы не перестанут слетать. Как только такой предел достигнут - регулировка давления считается выполненной. Запоминаем значение для краски - впредь будем выставлять именно такое.

Ну, а у меня - всё. Прошу коллег-моделистов поделиться секретами и уставками давления воздуха в своих аэрографах. Уверен, ваши комментарии соберут не мало благодарности как у начинающих моделистов, так и у более опытных собратьев.

Ваш, Fon Kraft.

К слову, акция для авто- и мотолюбителей от продавцов Яндекс-Маркета продлена до 31 октября! Успейте приобрести понравившиеся аксессуары и автотовары, которых я уже рассказывал вот в этой публикации:

Информация пригодится для коллег-блогеров: заметили, наверное, в публикации ссылки на товары в Яндекс-Маркете? И заметили, что я не жалуюсь на низкие доходы с Дзена? Потому что есть партнёрские программы. Конечно, миллионов они мне не приносят, но на модель с краской хватает. Проходите по ссылке выше и регистрируйтесь для участия.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций - нас уже 300 подписчиков.
Ну, а пообщаться с единомышленниками и спросить совета можно в нашей Флудилке-Курилке (https://t.me/kraftchat55/27938) на том же Телеграмме. В ней, кстати, постоянно есть кто-то живой и, реально, можно получить консультацию по любому интересующему вас вопросу,

А теперь вам пригодится ссылка на скачивание приложения Яндекс-маркета. потому что иначе не очень удобно рассматривать витрину Миры фон Крафта: любимые товары

Это если вы ещё размышляете о покупке нового компрессора: рассматриваю варианты, рассказываю о плюсах и минусах наиболее популярных моделей компрессоров для аэрографов.