Российский автопром продолжает выкатывать новые модели, несмотря на санкции, войну и вроде как разного рода постоянно возникающие экономические проблемы. Ситуация, конечно, крайне необычная: созданные извне трудности при умелой поддержке своих производителей со стороны государства позволили не просто сохранить в 2022 году отрасль, но и начать радовать потребителей новыми образцами техники уже в 2023-м. Мы недавно писали про свежие КАМАЗовские автобусы (см. материалы https://tehnoomsk.ru/archives/9467 и https://tehnoomsk.ru/archives/9478), сегодня пройдемся еще по трем новым машинам 2023 года. Начнем с еще одного автобуса, на этот раз от ГАЗа, который будут выпускать на ПАЗе (оба завода входят в одну "Группу ГАЗ").
«Группа ГАЗ» продолжает развитие своей свежей линейки городских автобусов «Ситимакс». В 2022 году был впервые показана машина среднего класса «Ситимакс 9» (CITYMAX 9), производство которой уже стартовало на Павловском автобусном заводе. В конце лета 2023 года предприятие сообщило о подготовке к серийному выпуску новой версии — «Ситимакс 9 CNG» на природном газе с отечественным 5-литровым газовым двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ-53504 мощностью 210 л.с. с 6-ступенчатой АКПП ГАЗ-1К0806.
Новый автобус на компримированном природном газе (CNG) имеет полную массу около 16 тонн. Длина машины достигает 9,75 метров. Имеющийся объем газовых баллонов позволяет перевозить пассажиров на расстояние до 500 км. В салоне «Ситимакс 9 CNG» размещены 21 места для сидения, а продуманная компоновка позволяет обеспечить максимальную вместимость до 84 человек, что является рекордом для данного класса автобусов. Машина наделена возможностью наклоняться в сторону дверей при высадке/посадке пассажиров («система книлинг»).
Производство «Ситимакс 9 CNG» на Павловском автобусном заводе будет развернуто в 2023-2024 годах.
Теперь на связи Тольятти. Здесь тоже пережили санкции и последовавшие волны проблем. Запуск весной 2023 года в производство новой "Весты" показал, что теперь завод проживет без западных "партнеров".
В линейке серийно выпускаемых и доступных для обычных покупателей автомобилей АвтоВАЗа в сентябре 2023 года появилась новая версия «Лады Гранты» с приставкой «Спорт» в названии. Машина получила 118-сильный 16-клапанный мотор объемом 1,6 литра с крутящим моментом 151 Нм при 5000 оборотах в минуту с механической коробкой передач. Время разгона до 100 км/ч составляет 10 секунд. Габариты автомобиля остались прежними. Производитель выделил на своем сайте «Лада Гранта Спорт» в отдельное семейство. Что еще есть в этой модели?
Доработка двигателя была выполнена достаточно серьезная: изменились системы впуска и выпуска, ГРМ и топливная система, появилась новая прошивка блока управления. Подвеска машина содержит оригинальные пружины и амортизаторы, уменьшен на 2 сантиметра клиренс. Обе оси получили дисковые тормоза, а на колеса одели специальные мягкие шины. Внешне машина отличается бамперами, накладками порогов и спойлером. Производитель анонсировал, что с точки зрения аэродинамики у «спортивной» «Гранты» снижена подъемная сила и улучшено ее распределение по осям. В штатной комплектации есть двухцветные спортивные кресла с увеличенной боковой поддержкой, руль с кожаной оплеткой, подушки безопасности, АБС, кондиционер, подогрев передних сидений и зеркал, аудиосистема и передние электрические стеклоподъемники.
Теперь немного про Уральский автозавод.
Представленный впервые осенью 2023 года новый грузовой автомобиль Уральского автозавода Урал-43206-67 (он же «Урал-80») вызвал большой интерес у потенциальных заказчиков. Машина более компактная, чем ее собратья: полная масса 12,6 тонны, колесная формула 4х4 (шины 315/80 R22,5), но при этом использует новый двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-535 (238 л.с.) и способна без проблем перевезти до 5,5 тонн груза в кузове (или буксировать прицеп массой до 7 тонн) в привычных для «Урала» условиях российского бездорожья.
Использованный на «Урале-80» российский двигатель ЯМЗ-535 объемом чуть более 5 литров является развитием серийно выпускавшегося ЯМЗ-534. В новом силовом агрегате иностранные компоненты заменены отечественными. Известно, например, об использовании 5-ступенчатой МКПП разработки ЯМЗ, ярославских топливных насосов высокого давления ЯЗДА, блоков управления компании «Итэлма».
Потенциальными заказчиками нового «Урала» являются госорганизации и добывающие компании, силовые структуры и МЧС. В 2024 году машина пройдет все процедуры сертификации и в 2025 году пойдет в серийное производство на Уральском автозаводе в Миассе (Челябинская область).