Найти тему
Техносфера. Россия

Про новый УРАЛ-80, 118-сильную Гранту и еще один автобус, который запустят в серию на ПАЗе

Российский автопром продолжает выкатывать новые модели, несмотря на санкции, войну и вроде как разного рода постоянно возникающие экономические проблемы. Ситуация, конечно, крайне необычная: созданные извне трудности при умелой поддержке своих производителей со стороны государства позволили не просто сохранить в 2022 году отрасль, но и начать радовать потребителей новыми образцами техники уже в 2023-м. Мы недавно писали про свежие КАМАЗовские автобусы (см. материалы https://tehnoomsk.ru/archives/9467 и https://tehnoomsk.ru/archives/9478), сегодня пройдемся еще по трем новым машинам 2023 года. Начнем с еще одного автобуса, на этот раз от ГАЗа, который будут выпускать на ПАЗе (оба завода входят в одну "Группу ГАЗ").

«Группа ГАЗ» продолжает развитие своей свежей линейки городских автобусов «Ситимакс». В 2022 году был впервые показана машина среднего класса «Ситимакс 9» (CITYMAX 9), производство которой уже стартовало на Павловском автобусном заводе. В конце лета 2023 года предприятие сообщило о подготовке к серийному выпуску новой версии — «Ситимакс 9 CNG» на природном газе с отечественным 5-литровым газовым двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ-53504 мощностью 210 л.с. с 6-ступенчатой АКПП ГАЗ-1К0806.

Ситимакс 9 CNG, Группа ГАЗ, 2023 год
Ситимакс 9 CNG, Группа ГАЗ, 2023 год
Ситимакс 9 CNG, группа ГАЗ, 2023 год
Ситимакс 9 CNG, группа ГАЗ, 2023 год

Новый автобус на компримированном природном газе (CNG) имеет полную массу около 16 тонн. Длина машины достигает 9,75 метров. Имеющийся объем газовых баллонов позволяет перевозить пассажиров на расстояние до 500 км. В салоне «Ситимакс 9 CNG» размещены 21 места для сидения, а продуманная компоновка позволяет обеспечить максимальную вместимость до 84 человек, что является рекордом для данного класса автобусов. Машина наделена возможностью наклоняться в сторону дверей при высадке/посадке пассажиров («система книлинг»).

Производство «Ситимакс 9 CNG» на Павловском автобусном заводе будет развернуто в 2023-2024 годах.

Теперь на связи Тольятти. Здесь тоже пережили санкции и последовавшие волны проблем. Запуск весной 2023 года в производство новой "Весты" показал, что теперь завод проживет без западных "партнеров".

В линейке серийно выпускаемых и доступных для обычных покупателей автомобилей АвтоВАЗа в сентябре 2023 года появилась новая версия «Лады Гранты» с приставкой «Спорт» в названии. Машина получила 118-сильный 16-клапанный мотор объемом 1,6 литра с крутящим моментом 151 Нм при 5000 оборотах в минуту с механической коробкой передач. Время разгона до 100 км/ч составляет 10 секунд. Габариты автомобиля остались прежними. Производитель выделил на своем сайте «Лада Гранта Спорт» в отдельное семейство. Что еще есть в этой модели?

Лада Гранта Спорт, АвтоВАЗ, 2023 год
Лада Гранта Спорт, АвтоВАЗ, 2023 год
Лада Гранта Спорт, АвтоВАЗ, 2023 год
Лада Гранта Спорт, АвтоВАЗ, 2023 год
Лада Гранта Спорт, АвтоВАЗ, 2023 год
Лада Гранта Спорт, АвтоВАЗ, 2023 год

Доработка двигателя была выполнена достаточно серьезная: изменились системы впуска и выпуска, ГРМ и топливная система, появилась новая прошивка блока управления. Подвеска машина содержит оригинальные пружины и амортизаторы, уменьшен на 2 сантиметра клиренс. Обе оси получили дисковые тормоза, а на колеса одели специальные мягкие шины. Внешне машина отличается бамперами, накладками порогов и спойлером. Производитель анонсировал, что с точки зрения аэродинамики у «спортивной» «Гранты» снижена подъемная сила и улучшено ее распределение по осям. В штатной комплектации есть двухцветные спортивные кресла с увеличенной боковой поддержкой, руль с кожаной оплеткой, подушки безопасности, АБС, кондиционер, подогрев передних сидений и зеркал, аудиосистема и передние электрические стеклоподъемники.

Теперь немного про Уральский автозавод.

Представленный впервые осенью 2023 года новый грузовой автомобиль Уральского автозавода Урал-43206-67 (он же «Урал-80») вызвал большой интерес у потенциальных заказчиков. Машина более компактная, чем ее собратья: полная масса 12,6 тонны, колесная формула 4х4 (шины 315/80 R22,5), но при этом использует новый двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-535 (238 л.с.) и способна без проблем перевезти до 5,5 тонн груза в кузове (или буксировать прицеп массой до 7 тонн) в привычных для «Урала» условиях российского бездорожья.

Урал-80, Уральский автозавод, 2023 год
Урал-80, Уральский автозавод, 2023 год

Использованный на «Урале-80» российский двигатель ЯМЗ-535 объемом чуть более 5 литров является развитием серийно выпускавшегося ЯМЗ-534. В новом силовом агрегате иностранные компоненты заменены отечественными. Известно, например, об использовании 5-ступенчатой МКПП разработки ЯМЗ, ярославских топливных насосов высокого давления ЯЗДА, блоков управления компании «Итэлма».

Потенциальными заказчиками нового «Урала» являются госорганизации и добывающие компании, силовые структуры и МЧС. В 2024 году машина пройдет все процедуры сертификации и в 2025 году пойдет в серийное производство на Уральском автозаводе в Миассе (Челябинская область).