Найти в Дзене

Авторские ножи изготавливает школьник

Оглавление

Он легко управляется с кувалдой, может из бруска микарты сделать уникальную рукоятку, а из куска арматуры нож для метания. Юный кузнец имеет собственное клеймо

Д.Е. - инициалы кузнеца Евгения Демидова
Д.Е. - инициалы кузнеца Евгения Демидова

Удивительное хобби

В тонкости изготовления авторских ножей нас посвятил молодой кузнец Евгений Демидов

Чем отличается нож ручной работы от «магазинного»? Для несведущих все одинаково острые и режут. Но для настоящих ценителей разница огромная. Первый наш разговор с Евгением состоялся по телефону. Молодой человек со зрелой, правильно выстроенной речью, точно знающий, с какой целью тратит слова. Я думала ему лет 20 и не была готова к тому факту, что кузнец еще учится в школе!

Даже воочию мой разум от­казывался верить, что Евгению всего 16 лет! Он встретил меня в кожаном фартуке, как и положе­но в его ремесле, и сразу отвел в мастерскую. Это помещение ему выделил дедушка, который увидел, как серьезно настроен внук.

-2

«Начал я, как и многие, с деревянных мечей и сквореч­ников, - поясняет Женя, - затем почему-то заинтересовался оригами оружия. На школьной ярмарке продал эти оригами на серьезную сумму, следом за­нялся деревянным оружием. А еще позже мне стало интересно совместить металл и дерево».

Юноша ответственно подошел к изучению вопроса изготовления холодного оружия и ножей в целом. И начал с изучения юридической стороны. Это важный момент: каждый изготовитель ножей должен сертифицировать свои изделия, каждый экземпляр в обязательном порядке прохо­дит криминалистическую экс­пертизу. Осознав это, Евгений принял решение закупить обо­рудование.

Самое главное для кузницы – горн и наковальня. И если на­ковальня не особо отличается от тех, на которых работали наши предки, современный горн дело совсем другое. Он подключается к газовому бал­лону. Не бывает кузни и без молота, их у Евгения несколько, изготовил он их самостоятель­но, «под себя». Еще есть станки придавать формы клинку, рас­пиливать материалы для ручек, под заклепки… возможно, я что-то пропустила. Кузница Жени настолько серьезная, что ее невозможно назвать обычной мастерской.­

Он мне рассказывал про ножи якутского типа, ковку и разновидности стали, но меня, как девушку, больше привлекли материалы для рукояти. Такие красивые, чего там только нет! — разнообразная древесина, ткани и кожа, обработанные в эпоксидной смоле, и даже мамонтовая кость! Создание рукояти – отдельное искусство, прекрасное и утонченное. А вот ковка клинка – самое тяжелое, трудо- и времязатратное, и одна ошибка может сделать все усилия напрасными.

Листайте, чтобы посмотреть работы:

Женя показал мне, как это происходит. Включается подача газа – и горн, он же очаг горения, начинает раскаляться. Кузнец берет совсем новую заготовку, разогревает ее до светящегося золотого цвета и начинает об­работку молотом. Удар! Удар! Десятки ударов. Когда металл начинает остывать, его вновь на­гревают и опять десятки ударов. И так по кругу, пока мастер не до­бьется результата. При проковке металл упрочняется, меняется его внутренняя структура. Женя снова разогревает заготовку и снова бьет молотом – недаром кузнецы всегда считались самыми сильными муж­чинами в деревне. Кроме ковки, Евгений продемонстрировал мне работу всех своих станков – рабо­та над одним ножом это цепочка этапов, каждым из которых нужно владеть в совершенстве.

После кузни Женя пригласил меня домой, где заботливая мама накрыла стол для гостей. От семьи узнала много про самого молодого человека.

Евгений Демидов
Евгений Демидов

Я уже обмолвилась, что Евге­нию 16 лет и успехов в кузнечном деле он добился всего за три года, начав ковать в 13 лет.

«Сначала отношение к такому хобби было скептическое, - при­знается Оксана Александровна. - Подростки часто бросают на­чатое, а оборудование дорого­стоящее. Но Женя сразу отнесся к делу очень серьезно. В 12 лет он уже разбирался в металлове­дении, смотрел видео, приходи­лось добывать для него редкую специализированную литера­туру. Ты понимаешь, что это все не просто так, когда 12-летний мальчик рассказывает тебе про легированную сталь».

Сначала было всякое: загора­лась рабочая галоша, прожигал рубашку, раскаленная заготовка прилетала по лбу. Если клинок ломался, парень не давал себе времени на обиды и сомнения, а ставил перед собой вопрос «поче­му» — это и было секретом успеха.

Сейчас он уже успел побывать в Москве на конкурсе-выставке ножей ручной работы «Клинок», где его работу оценил шеф из Японии. Евгений был самым молодым куз­нецом – хотя во время конкурса не афишировалось, где чья работа, и никаких возрастных поблажек у него не было. Нож Евгения получил высокую профессиональную оцен­ку по многим критериям. А самое главное – юноша пообщался с кол­легами, мастерами. Со многими был заочно знаком через интернет.

авторский нож якутского типа с деревянными ножнами и двухслойным клинком
авторский нож якутского типа с деревянными ножнами и двухслойным клинком

Семья – главная поддержка. Мама, папа, бабушка, дедушка – все сидели с нами вместе за сто­лом, все хотели рассказать о Жене. Александр Алексеевич Кривошей, тот самый дедушка, который от­дал свою мастерскую под кузню, сам всю жизнь работал врачом. Бабушка Вера Ивановна, бывший инженер-технолог, сразу стала на­хваливать внука: «Во всем целе-устремленный, если взялся, то будет делать. Я сама такая».

Она никогда не сомневалась в Евгении, в принципе всегда поддерживает внуков. Старший брат Жени – Алексей - такой же талантливый и заинтересованный, с 6 класса самостоятельно изучал стоматологию, сам в совершен­стве овладел английским языком.

Нельзя не упомянуть и других бабушку с дедушкой - Демидовых Владимира Александровича и Свет­лану Алексеевну. Хоть я с ними и не познакомилась, Евгений хотел, что­бы о них было непременно сказано. Их поддержка была очень важна для него, именно в мастерской второго дедушки были сделаны упомянутые деревянные мечи и скворечники.

Папа и мама – чудесные. Глядя на них, понимаешь, откуда берутся такие целеустремленные лично­сти, как братья Евгений и Алексей. Алексей Владимирович – полицей­ский, серьезный, но понимающий и любящий. Вместе с ним Женя когда-то создал свое первое «из­делие» - они нашли металлический диск и превратили его в топор. На мальчика произвело впечатление то, что из ничего можно сделать по­лезную вещь. Мама Оксана Алек­сандровна – врач, как и дедушка, а недавно стала руководителем медиков Назаровского района. Милая, добрая, заботливая и обо всех волнующаяся – у нее тоже есть свое хобби – кулинария. «Справед­ливые, но не строгие», - говорит о своих родителях Евгений.

«Верить надо в своих детей, если не ты, то кто? - коммен­тирует мама кузнеца. – Многие талантливые юноши и девушки не проявляют себя: отсутствие поддержки от близких и непри­ятие в школе. А ведь дети только формируются».

Она знает, о чем говорит. Од­нажды Евгений угодил в список «опасных учеников» - нашли его тетрадку с чертежами клинков. Родители всецело были на сторо­не сына, и когда администрация школы все же разобралась с си­туацией, парню даже предложили устроить собственную выставку в стенах учреждения.

-6

Семья всегда поддерживала Женю, а многие сверстники, на­оборот, идеи молодого человека встречали с насмешками и недове­рием. Тогда и сам Евгений обратил внимание, насколько непродуктив­но некоторые ровесники проводят время: пока он во время перемены изучал видео о металлах и обору­довании, его товарищи хихикали и играли в телефоне.

«Ранее я не замечал, что люди могут проводить время впустую, - рассказывает кузнец. – Потом и мои друзья начали поворачивать свою жизнь куда-то не туда: курение, алкоголь.

Я решил повлиять на ситуацию и создал группу в интернете, где мы вместе обсуждали тему здо­рового образа жизни и другое».

Юноша не скрывает своего желания поменять окружающую действительность к лучшему. Оно не такое, как у тех, кто жалуется на «прогнивший мир» и тихо занимает­ся своими делами. Оно настоящее, созидательное, влияющее на дру­гих не словами, а своим примером.

Глядя на красивые материалы, из которых Женя делает рукояти, его подруга хотела заняться чем-то похожим и выбрала работу с эпоксидной смолой. Но робость мешала начать – вдруг окружение не поймет, вдруг будут смеять­ся… Евгений поддержал девушку и даже уговорил вместе пойти в школу вожатых – «прокачать» на­выки ораторского искусства и коммуникации. Свою маму он тоже уговаривает не таить таланты, а завести свою группу в социальных сетях и делиться рецептами блюд.

Женя успевает очень многое, кажется, что у него больше часов в сутках, чем у всех остальных. Уче­ба, кузница, спорт, верховая езда, личная жизнь, активный досуг и свои группы в социальных сетях.

«Доскональный, даже зануд­ный», - не в обиду говорят о нем домашние. Случалось, он брал с собой инструменты даже в путеше­ствия. Озеро Учум, люди загорают, плавают, а Женя сидит, точит клинки.

Несмотря на золотой знак от­личия комплекса ГТО, Женя при­знается, что даже это в кузнице не основная помощь. Только постоян­ным трудом дается точность и сила удара молотом. Сейчас юноша ра­ботает кувалдой весом в 6 кг.

Чтобы легко управляться с кувалдой весом в 6 кг, требуется хорошая физподготовка
Чтобы легко управляться с кувалдой весом в 6 кг, требуется хорошая физподготовка

Увлечение не сузило интересы молодого человека, а, наоборот, выступило трамплином для учеб­ных проектов. В 8 классе Евгений, опираясь на знания, написал и благополучно защитил проект за 10 класс. После этого у него было еще много грамот, но самая значи­мая – «Алхимия будущего» - первое место всероссийского конкурса.

Свою дальнейшую деятель­ность Женя хочет связать с куз­нечным делом. Как он рассказал, идеальная работа должна иметь три составляющих: приносить до­ход, удовольствие и быть ценной для людей. Все это он нашел в кузнечном ремесле.

В будущем парень хочет выко­вать сувенирный меч, попробовать создать розу из металла, сейчас же в основном занимается ножами. Тренируется делать универсаль­ные – такой нож должен быть удо­бен для каждого.

Нож типа "Боуи" был почти готовым. Евгений изготовил к нему рукоять с пином "волк"
Нож типа "Боуи" был почти готовым. Евгений изготовил к нему рукоять с пином "волк"

Но в идеале нож делается под конкретную руку конкретного поль­зователя. Такой нож – произве­дение искусства – особая сталь, способ ковки, уникальная рукоять, точный вес, особая длина клинка и баланс. Шеф-повара орудуют только такими - индивидуальны­ми. Именно такие, а не с дешевой однообразной гравировкой, счита­ются подарочными.

Евгений – юноша, который удивляет и выбором своего хоб­би, и созидательным взглядом на жизнь, и своей разносторон­ностью. Я много рассказала о нем, но все это должно быть хва­лебной одой его семье. С появ­лением у ребенка увлечения или хобби к родителям приходит выбор – затоптать эту искру или помочь ей вырасти в благодат­ный огонь. Демидовы старшие, сами талантливые, деятельные люди, стали примером и вы­растили таких замечательных сыновей. Спасибо им за это!

Марианна ПАВЛОВА

Фото из личного архива Евгения ДЕМИДОВА