В рамках проекта критики Pechorin.net обозревают лучшую интеллектуальную мысль дня, чтобы создать мастерством собственного слова интерес и дискуссию вокруг толстого литературного журнала и сегодня.
«Москва» – литературно-художественный и научно-публицистический журнал консервативно-патриотической направленности. Концептуальную основу журнала во многом определяет преемственность между допетровской Москвой и Москвой нынешней, вернувшей себе статус столицы по окончании Петербургского периода отечественной истории.
Вот почему в одноименном журнале транслируется не столько архитектура (пространство), сколько история Москвы (время). Москва как глобальное явление связывается в одноименном журнале с Россией и с мировым целым.
Основные темы 10-го выпуска журнала «Москва» за 2022 год: геополитические события на Украине (Дмитрий Артис «Цветы на бульварах», стихи, и др.), советское прошлое (Александр Орлов «Добродей», рассказ, Валерий Сдобняков «Шумело море», повесть, и др.), гендерная тема (Валерий Сдобняков «Шумело море», повесть, и др.), московские достопримечательности (Михаил Вострышев «Московский транспорт», главы из неопубликованной книги «Москва XX века»).
Основные публикации номера: Сергей Шойгу «Пять рассказов». Из книги «Про вечера» (издательство АСТ), Дмитрий Артис «Цветы на бульварах», стихи, Ольга Харитонова «Чужая сторона», рассказ, Оксана Лисковая «Перспективная реальность», рассказы, Валерий Сдобняков «Шумело море», повесть, Светлана Замлелова «Заколдованное место», публицистическая статья, Геннадий Евграфов «Proetcontra Леонида Андреева», литературоведческое эссе, Михаил Вострышев «Московский транспорт. Главы из неопубликованной книги «Москва XX века».
В прозе журнала «Москва» прослеживается общая тенденция современной прозы – частичный или полный отказ от художественного вымысла и художественный интерес писателей к правде факта. В итоге происходит частичное или полное стирание границ между документальной и художественной прозой.
В генетическом смысле жизненная достоверность нынешней прозы связывается с эпохой Чехова, с эпохой первых фотоаппаратов – этих спутников натурализма. Так, ученик Чехова, Бунин, презрев эстетическую условность и требуя от художника жизненной правды, корил Есенина за строку «Над застрехами храп лошадей». Застрехи – это верхи избяных крыш, до которых лошади допрыгнуть никак не могут – в своё время разъяснял нам Бунин, предвосхитив и нынешнюю натуралистическую поэтику.
В натуралистическом ключе выдержаны, например, «Пять рассказов» Сергея Шойгу. Они строятся как яркие (и экстремальные) случаи из жизни, за которыми угадывается не столько художественный вымысел, сколько автобиографическая основа.
Художественно не случайно и то, что Шойгу – министр обороны и бывший глава МЧС РФ. Профессии, связанные с экстремальными ситуациями и постоянным риском, располагают Шойгу к особому представлению о профессии писателя. Это не столько человек, который сидит в своём кабинете и занимается текстом, сколько человек, который много путешествует и познаёт жизнь. Читать больше