В рамках проекта критики Pechorin.net обозревают лучшую интеллектуальную мысль дня, чтобы создать мастерством собственного слова интерес и дискуссию вокруг толстого литературного журнала и сегодня.
Обозревая десятый номер «Нового мира» за 2022 год, я часто приводила параллели произведений из номера с классикой. Например, «Компас» О. Покровской и роман «Адвокат дьявола» Эндрю Нейдермана, «Девяностые» Д. Шахназарова и «Память, говори» В. Набокова, «FRAGMENTA» П. Глушакова и «Опавшие листья» В. Розанова. Я не стремилась упростить или подогнать под какие-либо рамки, я лишь думала показать, что новый мир вырастает из мира старого, что физик или математик, решая новую задачу, использует формулы и законы, открытые его предшественниками. Так и в литературе, новое современное невозможно без опоры на открытое, устоявшееся, классическое.
А теперь подробнее о материалах номера.
В каждом стихотворении Сергея Попова из подборки «Музыка перед снегом» фоном звучит какая-то мелодия. Чаще всего – джаз, видимо, как символ свободы. А если музыке не место, тишина всё равно не наступает – играет радио. В стихотворениях слышится что-то есенинское: будь то дружеская попойка в столовой «Чебуречная СССР» на Большой Бронной (стихотворение «Рядом с Герценом квасить неловко…») или торжественный поминальный обед («чтоб после смаковать за упокой, шампанского джазменовские брызги…») – вторит мысль поэта строчке «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…».
К концу подборки поэт всё более неистов и обличает с горьким сарказмом иную антимузыку: «радиосплетни, новости про ковид…» и в конце крещендо «взрывоопасный звук, в никуда скользящий…».
О музыке наших дней рассказано современным языком, на грани сниженной лексики. Не хотел ли автор противопоставить музыку, которой приписывали божественное происхождение в средневековье, современной музыке – льстивой, неискренней и дисгармоничной?
Структура повести Ольги Покровской «Компас» и приём, использованный автором в конце, схожи с романом Эндрю Нейдермана «Адвокат дьявола», по которому снят одноименный мистический фильм. Читать далее
Выпуск № 10 журнала «Юность» за 2022 год посвящён сказкам. Тема номера не только задаёт жанр, но и определяет стилистику большинства текстов. Даже те из них, которые не являются сказками в строгом смысле слова, имеют в себе что-то сказочное, сказовое, обрисовывают некую альтернативную реальность или вскрывают тайные смыслы реальности нашей.
Открывает номер череда текстов, которые наиболее близки к авторской сказке. Все они написаны молодыми авторами, и в них чувствуется свежесть восприятия, даже некая наивность. Во многих сказках присутствует национальный колорит, используются фольклорные мотивы и образы. Рассказ Нади Алексеевой «Жухлый человек» представляет собой стилизованную карельскую легенду. Богатым, ёмким и сочным языком автор излагает историю столкновения язычества с христианством. Здесь, как и в фольклорных произведениях, чудеса, превращения людей в зверей воспринимаются как нечто естественное. Конец этой истории свидетельствует о том, как глубоки изначальные верования в душах людей, и выбор главного героя отдать себя во власть древнему божеству подкрепляется скупыми, но исчерпывающими словами: «Чем с краю в раю, лучше в аду посерёдке».
«Ангелочки на камине (блокадная сказка)» Анны Бабиной – мистический рассказ с глубинным смыслом. Главную героиню, проживающую в старинной питерской квартире, посещает призрак прошлого – девочка, умершая в блокадном Ленинграде. История жутковатая, но не из-за мистического компонента, а из-за скупых намёков на тяготы военного времени. И ангелочки, страшненькие, «в рытвинах и царапинах», символизируют ужасы войны. Хотя эти скульптурные изображения выступают и ангелами-хранителями для жильцов квартиры: «Они говорили нам с мамой: «Не спите, нельзя…». Но мы всё равно уснули», – рассказывает призрак своей собеседнице. Читать далее