В 1918 году на базе гусеничного шасси Dür-Wagen был разработан и построен универсальный транспортёр - Geländelastkraftwagen, рассказ о неизвестной истории которого в этой публикации
Сейчас скорость устаревания информации стремительно увеличилась, даже касающаяся дел стародавних. А пока завзятые энциклопедисты, чьи книги пылятся на дисках и у некоторых и на полках, категорически отказываются заниматься темами тягачей и тракторов германской армии Первой мировой войны, простым инфописателям приходится править собственные записи. Эта статья является развитием и исправлением информации материалов о гусеничной машине Dür-Wagen, опубликованного год назад - Германский поворот. Часть 20. Dür-Wagen. 1917. Рецепт как сделать неудачное шасси
Нельзя сказать, что германские военные категорически недооценили возможности бронированной техники, скорее они хотели получить сразу слишком хорошую машину и категорически отказывались идти на компромиссы. Через восемь месяцев после "презентации" британских танков на поле боя - 14 мая 1917 года перед генералитетом в Ставке Главного командования (OHL) в Майнце состоялась демонстрация, в которой приняли участие первый прототип Штурмпанцервагена, в будущем ставший A7V, фактически шасси нагруженное балластом и три шасси-конкурента - "Орион-Ваген", "Дюр-Ваген" и "Треффас-Ваген", из которых более менее подходил под задание только Dür-Wagen, который отличался от шасси будущего танка только компоновкой. После испытаний Генералы из Верховного клавнокомандования (Oberste Kriegsleitung, OKL) категорически остановились на шасси A7V, отклонив всех остальных, в тои числе и Dür-wagen.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Стремление германских военных к совершенству выразилось в том, что они хотели получить на испытания универсальное, или как бы сейчас сказали трансформируемое шасси - универсальную гусеничную платформу (УГП), на которую можно было поставить броню, превратив в танк, зенитки, сделав моторной пушкой или просто возить боеприпасы по полю боя, и ещё уметь много чего. Все представленные на конкурс шасси должны были быть УГП. Идея не умерла и через сто лет в очередной раз реинкарнировалась. Только можно сколько угодно фантазировать, когда у тебя уже есть танки, но когда их у тебя нет от слова совсем, лучше сделать что-то более простое. Гусеничное шасси было не единственной проблемой, такая же точно проблема была и с колесным шасси, которое должно было стать основой в частности для бронеавтомобилей и бронетранспортёров.
Dür-Geländelastkraftwagen/Дюр-транспортер
Год выпуска: 1918
Страна: Германия
Кол-во выпущенных: 10
Производитель: Durkoppwerke
Грузоподъемность: 4000 кг
Мощность: 2хL4 Dürkopp 80 hp, 2х80 л.с.
Полная масса: 8 тонн
Размеры: 6000х3000х1500? мм
Максимальная скорость 14 км/час
Экипаж: 2
Шасси от Дюркопп проиграло тендер, но это был не категорический приговор, хотя сама машина имела множество недостатков, особенно в ходовой части и вряд ли на её базе модно было бы построить тяжёлый танк. Германские конструктора и у Дюркопа, и у Даймлера, в отличие от британских и французских пошли по простому пути, они не стали мудрить со сложными электрическими или планетарными трансмиссии, изобретать специальные танковые двигатели, придумывать специальную подвеску. Dür-Wagen имел жёсткую подвеску с гусеницами близкими к холтовским, гусеничный ход на одной стороне имел цепной привод от собственного 4-х цилиндрового двигателя Dürkopp мощностью 80 л.с.. От двигателя шёл цепной привод на заднее ведущее колесо. Двигатели в отличие от А7V устанавливались рядом друг с другом, что позволяло немного увеличить рабочую зону кузова. Гусеничный ход Dür-Wagen не имел амортизации, опорные и поддерживающие катки малого диаметра крепились к стальным рамам - шесть поддерживающих и десять опорных.Скорее всего именно гусеничный ход отличал Бюр-ваген в невыгодную сторону, тележки A7V с амортизацией выглядели предпочтительнее. Несмотря на проигрыш в проекте танка, военные не забыли об этом шасси.
К 1918 году, уже понимая, что танков в достаточном количестве им не иметь, германской армией была разработана альтернативная тактика захвата укрепленных линий противника, ориентированная на просачивание и боевую работу небольших и вооруженных до зубов штурмовых отрядов - Stoßtruppen. Но и у этой тактикой были вопросы, требовалось оперативно доставлять много снарядов и обеспечивать снабжение пехоты и артиллерии. Вот для этого и снова была активирована тема "внедорожных транспортёров" разных классов, здесь место нашлось и Дюркоп-Ваген и Орион-ваген, которые были переделаны в Транспортёры переднего края - или Geländelastkraftwagen
Несколько десятков машин было заказано у различных производителей. Так Durkoppwerke полностью выполнил заказ на десять машин до окончания войны в ноябре 1918 года, которые были отправлены для формирования одной из транспортных колонн Armee-Kraftwagen-Kolonne (Raupe) (A.K.K.(R)). Фактически сохранилась только одна фотография стандартного транспортера, который отличается от прототипа установленным кузовом, в котором можно было размещать груз не только за кабиной, но и с боков, и впереди, другим капотированием двигателей, кабиной для экипажа и доработанной подвеской. Как и все остальные гусеничные машины - боевые и транспортные, а возможно и их фотографии и чертежи, пошли под нож Контрольная комиссия союзников (Military Inter-Allied Commission of Control) в 1919-1920 годах полностью стерла эту часть истории техники.
По крайней мере у одной из машин было модернизировано шасси. Нижняя балка с опорными катками была разделена на две тележки с пятью катками каждая, причём тележки были подрессорены. Так же были добавлены по два промежуточных поддерживающих ролика. Такая мера должна была существенно улучшить геометрическую проходимость, управляемость и обитаемость транспортера. Какой либо другой информации о развитии этой идеи сейчас нет.
Назвать сильно успешной деятельность Durkoppwerke по выпуску гусеничных машин в году перовой сложно, да и вообще в странах "Оси" это было неудачным направлением. Но в общем гусеницы не забыли и в 1924 году дочерняя берлинская компания Durkoppwerke - Comfräsch A.G. показала на выставке Deutschen Automobil-Ausstellung специализированный сельскохозяйственный трактор-культиватор, который выпускался до начала 30-х - Dürkopp-Comfräsch или Comfräsch-Raupe. Трактор весом в 2800 кг оборудовался подъемником с приводом от двигателя, к которому можно было прикрепить культиватор или плуг. По конструкции движителя видно, что те кто рисовал Дюр-вагена так же принимали участие в проекте культиватора, но это уже совсем другая история.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо в телеграммканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие материалы о развитии германских гусеничных шасси:
- Goebel Landpanzerkreuzer. 1917 Поиск выхода из тупика. Goebel Landpanzerkreuzer. 1917. Боевые танки-шагоходы Гёбеля. Миф или пропаганда?
- Orion-Wagen II. 1917. Поиск выхода из тупика. Часть 26. Orion-Wagen II. 1917. Сороконожка примеряет броню.
- Bremer-Wagen (Marienwagen I). 1916 Германский поворот. Часть 14. Bremer-Wagen (Marienwagen I). Простое, но неудачное решение
Источники:
https://www.bungartz.nl/hist-frezen.html
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/germany/dur-wagen/
Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr Werner Oswald, Motorbuch Verlag, 1982.
Die Rad- und Volkettenzugmaschingen des deutschen Heeres 1871-1919, Band 10 Militärfahrzeuge, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, p.124.
German tanks in World War I, Wolfgang Schneider & Rainer Strasheim,, Schiffer publishing, 1990. (Waffen Arsenal 112).
Dürkopp, https://archiv-axel-oskar-mathieu.de/pdfs/D%C3%BCrkopp.pdf