Найти в Дзене
Remont1969

Поиск выхода из тупика. Часть 25. Orion-Wagen. 1917. Германская боевая сороконожка.

В 1917 году на испытания в Германии начали выходить прототипы бронированных и вездеходных машин. Понадобилось почти 3 года, что бы промышленность смогла предложить хоть что-то, чего не было в 1914 года. Одним из прототипов был бронированный "танк" с гусеницами-ногами, который получил собственное имя Orion-wagen. Рассказ о нем в этой статье. Orion-wagen/Боевая машина Орион Страна: Германия Шасси: Automobilfabrik Orion Год выпуска: 1917 Кол-во выпущенных: 1 Боевая масса: 5 тонн Вооружение: 4хMG08 (не устанавливалось) Бронирование: 4-5 мм (отсутствовало) Экипаж: 2 Размеры: 7000х2000х2000 мм Мощность: 45 л.с. Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже грохотали по полю боя "нормальные" танки. Предыдущая статья о германских боевых машинах Второй мировой войны, выросших из экспериментальных работ Первой мировой здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочл
В 1917 году на испытания в Германии начали выходить прототипы бронированных и вездеходных машин. Понадобилось почти 3 года, что бы промышленность смогла предложить хоть что-то, чего не было в 1914 года. Одним из прототипов был бронированный "танк" с гусеницами-ногами, который получил собственное имя Orion-wagen. Рассказ о нем в этой статье.

Orion-wagen/Боевая машина Орион

Страна: Германия

Шасси: Automobilfabrik Orion

Год выпуска: 1917

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 5 тонн

Вооружение: 4хMG08 (не устанавливалось)

Бронирование: 4-5 мм (отсутствовало)

Экипаж: 2

Размеры: 7000х2000х2000 мм

Мощность: 45 л.с.

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже грохотали по полю боя "нормальные" танки. Предыдущая статья о германских боевых машинах Второй мировой войны, выросших из экспериментальных работ Первой мировой здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?

В 1916 году Германский генеральный штаб, заваленный реляциями с фронта об английских танках, очень нехотя решил выдать техническое задание на производство бронированной машины. Сложно сказать, может быть в Берлине производителям сразу говорили: "Вы не спешите, не надо, а то придется работать", или не говорили, но как и в случае с бронемашинами никаких проектов танков в 1916 году сделано не было. Только в 1917-м было предложено несколько вариантов - трёхколесный Trefass-wagen, четырехгусеничный Bremer-wagen, сороконожка Orion-wagen и простой тягач со слабеньким мотором Dur-wagen, это конечно кроме Abteilung 7 Verkehrswesen, позднее все таки пошедший в серию.

-2

Самым загадочным среди всех конкурентов является Orion-wagen, о котором по большому счету неизвестно ничего, ни кто его производитель, ни кто конструктор, ни сколько в реальности выпущено боевых машин или прототипов. В качестве источников шасси называются и моторный плуг Orion Plough и трактор Landwirtschaftlicher Traktor Orion. Наиболее вероятный кандидат - шасси швейцарского 4-х тонного грузовика Orion. Но это то же не точно. Zürcher, Automobilfabrik Orion AG была больше известна своими автобусами, несколько автобусов эксплуатировалось в довоенной России.

Потенциальный кандидат на шасси - Orion
Потенциальный кандидат на шасси - Orion

Но по крайней мере одна такая машина была построена в качестве прототипа и участвовала в испытаниях Прусского военного министерства. 14 мая 1917 года немцы провели демонстрацию в Майнцер-Санд (Mainzer Sand), вслед за и испытаниями 5 мая 1917 года первого гусеничного "танка" Marien-wagen. Фон Гинденбург и Людендорф отказались присутствовать после полного провала бронированного Мариен-вагена, с пониманием, что ничего стоящего производство военным предложить не сможет. На испытаниях показали: прототип A7V, Orion-Wagen, Treffas-Wagen и самоходное гусеничное шасси Dur-Wagen.

-4

Прототип Orion-Wagen имел две гусеницы и переднее управляемое колесо, которое должно было обеспечивать маневренность танка на поле боя. Самым оригинальным в конструкции машины были гусеницы. Точная конструкция неизвестна, но исходя из сохранившихся материалов они представляли собой гусеничную цепь, на которой были смонтированы через равные промежутки "башмаки" на пружинах. Близко расположенные башмаки обеспечивали низкое давление на грунт, а пружинная подвеска амортизацию и преодоление невысоких препятствий. Корпус в нижней части был скорее всего железный, верхняя часть была деревянной.

-5

Предполагалось размещение сразу 4- пулеметов, но учитывая конструкцию машины, это было слишком оптимистично. Эксперты сразу оценивали возможности Орион-вагена как очень низкие. Что и подтвердили испытания. По итогам полигонных опытов все представленные модели, кроме A7V, который был рекомендован к производству, были отклонены. Несмотря на или благодаря оригинальной конструкции шасси движитель Orion-Wagen непрерывно ломался, и, хотя преодолеть проволочные заграждения удавалось, любая траншея становились непреодолимой, переднее управляющее колесо застрявало и "танк" останавливался. Свою роль играла и оригинальная гусеница - она позволяла только "переступать", любое продольное усилие останавливала танк, он не мог зацепится например за край траншеи и вытянуть себя. Из-за пружинного подвеса тяговое усилие было минимальным.

-6

Через многие источники проходит информация, что еще до демонстрации было заказано 50 многоножек Орион, после провала испытаний все таки было выпущено 29 машин, которые служили тягачами в совершенно определенной военной части, а потом были разукомплектованы, а двигатели с них были отправлены на танки A7V. Вся эта информация не выглядит достоверной от начала до конца. Учитывая сохранившийся изобразительный материал и скептический подход немцев к заказу техники в Первую мировую можно смело делать вывод, что одним прототипом дело и ограничилось и не было ни серии, ни службы в армии.

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже грохотали по полю боя "нормальные" танки. Следующая статья о боевых машинах Первой мировой войны, так и не выросших из экспериментальных работ здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 26. Orion-Wagen II. 1917. Сороконожка примеряет броню.

Источник:

http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/orion-wagen.htm

https://it-it.facebook.com/primaguerramondiale.it/posts/orion-wagen-mezzo-sperimentale-tedesco-la-raccolta-foto/2619096558102899/

http://www.landships.info/landships/tank_articles/Orionwagen.html

Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002

Федосеев С. Л. Первые германские танки. «Тевтонский ответ»