После провальных испытаний в мае 1917 года Orion-wagen ушел на переделку. После основательной модернизации проект попробовали реализовать хотя бы в виде тягача. Что из этого получилось в этой статье.
Orion-wagen II/III/Боевая машина Орион 2-й и 3-й варианты
Страна: Германия
Шасси: Automobilfabrik Orion?
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 7 тонн
Вооружение: 1х20-мм Tankabwehrkanone Becker M.11+ 1хMG08 (не устанавливалось)
Бронирование: 4-5 мм (отсутствовало)
Экипаж: 2
Размеры: 7000х2000х2000 мм
Мощность: 45 л.с.
Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже грохотали по полю боя "нормальные" танки. Предыдущая статья здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 25. Orion-Wagen. 1917. Германская боевая сороконожка.
В ходе первых испытаний Orion-wagen вместе с будущим танком A7V и такими же неудачниками - трехколеской Трефасс-ваген и четырехгусеничном Бремер-Ваген, конструктора решили побороться за проект. Первой жертвой модернизации стали передние рулевые колеса, которые и были по мнению военных причиной слабой проходимости. Каким образом собирались обеспечить маневренность не до конца понятно, но к тому времени уже знали как это делали на Холтах, и возможно повторили на Орионе. Можно предположить, что во второй вариант был переделан первый 45-ти сильный Orion-wagen. Гусеничный движитель со всех сторон был закрыт броневым корпусом, верхнюю часть бронекорпуса строить на стали, но по проекту над совмещенным отделением управления и боевым должна была стоять башня с пулеметом MG08 или 20-мм пушкой Tankabwehrkanone Becker M.11. Двигатель был расположен в центре машины. Испытания второго прототипа у военных даже не проводились, неизменное "шагающе-гусеничное" шасси видимо перестало уже нравится и самим авторам проекта. Тем более военные занялись хотя бы внедрением танков A7V, им было явно не до проектов Orion-wagen.
На 1919 год немецкое командование планировало большое наступление, возможно оно был применило даже танки, тем более кроме A7V начались проработки сверхтанка K и машин легкого класса LK. Авторы проекта, опять же кто бы это не был, предложили военному министерству в Берлине новое решение - Orion-Wagen III с двумя башнями. Решение не было новым, по выставкам трофейного оружия возили двухбашенный броневик Ижорского завода на шасси Гочкисс с двухбашенным и двухярусным расположением оружия В верхнюю башню планировали установить пушку Беккер, в заднюю MG08, а двигатель поставить 100-сильный Даймлер.
История "танков" Орион не заканчивается на нереализованных проектах, а переходил в легенду. В 1918 году в германской армии начали формировать транспортные колонны для обеспечения будущего сокрушительного наступления во Франции. Первые пять колонн Armee-Kraftwagen-Kolonne (Raupe) (A.K.K.(R)) были оснащены транспортными машинами на шасси А7V (Überlandwagen Geländewagen A7V). Шестую и седьмую колонну должны были оснастить 19 тягачами-гусеничными тракторами Орион, что бы это не значило. Приказ о формировании A.K.K.(R) 1116 был подписан 23 апреля 1918 г., колонна должны была оснащаться 9 базовыми тягачами Орион и 1-м резервным. 20 июля была создана A.K.K.(R) 1117 так же с Орион-тракторами. Судя по описанию у Orion-Wagens была полностью изменен движитель, "шагающая гусеница" была заменена на полугусеничный ход. Передняя ось получила нормальные колеса, а задняя гусеницы типа Benz-Brauer Half-Track. На машину вроде как был установлен двигатель Даймлер 100 л.с. и её скорость составляла 8 км/час. Нет никакой информации о реальных тягачах Орион, ни описания, ни фотографий. Зная "любовь" немцев к фотографированию всего и вся, возьму смелось предположить, что это был все тот же одинокий Орион, который прошёл все круги прусского ада от первого Орион-Вагена до тягача, и никакой серийной поставки 19 машин не было, даже если часть была сформирована техникой она оснащена не была.Ну а если верить немецким источникам возможно трактор Орион выглядел примерно так.
Прусская военная мысли в 1918 году только созрела на "вседорожные" тягачи на гусеницах и прототипы танков были только развитием идей тягачей. На этом фоне никакие сверхэкстравагантные идеи не могли быть реализованы, если уже даже "просто" танк был незаконорожденным от гусеничного полевого грузовика. Тягачи-"танки" Орион были мертворожденными с самого начала и нет никаких сомнений, что ни в какой армии их бы успех не ждал.
Эта статья окончание цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже грохотали по полю боя "нормальные" танки. Продолжение можно будет прочитать здесь: В тупике. Часть 27. Steam Wheel Tank. 1918. Бронированный паровик на трех колесах.
Источник:
http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/orion-wagen.htm
http://www.landships.info/landships/tank_articles/Orionwagen.html
Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002
Федосеев С. Л. Первые германские танки. «Тевтонский ответ»