867 подписчиков

Германский поворот. Часть 18. Marienwagen II mit kanone. Полугусеничная противотанковая САУ или нет

102 прочитали

Рассказ об оснащении полугусеничного вездехода противотанковой пушкой - Marienwagen II mir Kanone или Panzerabwehr-Geschutzt auf Marien-Zwitterwagen

Германская армия была лидером в создании моторных орудий. Первые пушки были поставлены в автомобиль ещё в 1905 году на Ehrhardt-Décauville 16/20 PS BaK, а в 1906 был создан полноценный бронеавтомобиль с зенитной пушко на борту - Panzerkampfwagen Ehrhardt M1906. Последующая история моторных орудий в Германии вылилась в ожесточенную борьбу заслуженного ветерана ВПК Германии Krupp AG в коллаборации с Daimler-Motoren-Gesellschaft против активного новичка - фирмы Эрхардт из Дюссельдорфа Rheinischen Metallwaren- und Maschinenfabrik, до сих пор под именем Rheinmetall AG занимающим заметную долю в мировом производстве оружия, со своим автомобильным производством Heinrich Ehrhardt Automobilwerke. Огонька в эту борьбу подбрасывали и военные, отказываясь рассматривать любые проекты моторных орудий, если они не размещены на полноприводных вездеходных грузовиках. В итоге на вооружении в 1914 году уже появились пушки на полноприводных шасси Ehrhardt Lafette 36/70 PS – Plattformkraftwagen Kw.14 и Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen Kw.14.

Серийная ЗСУ - Ehrhardt Lafette 36/70 PS – Plattformkraftwagen Kw.14
Серийная ЗСУ - Ehrhardt Lafette 36/70 PS – Plattformkraftwagen Kw.14

Пруссы сами стали жертвой собственного стремления к совершенству. По их планам универсальные вездеходные полноприводные шасси должны были быть хороши во всём - и как тягачи, и как шасси под установку зенитных орудий и как шасси для бронирования для создания броневиков. Подобная ситуации сложилась и с гусеничными шасси - Верховное Главнокомандование (Oberste Heeresleitung (OHL)) в лице специальной комиссии A.7.V. (Allgemeine Kriegsdepartement 7 Abteilung Verkehrswesen) требовала создания универсального гусеничного шасси и под танки, и под транспортер переднего края, и под тягачи. Итог такого максимализма известен, к подписанию Компьенского перемирия Deutsches Heer так и не иела ни танков, ни бронеавтомобилей, ни САУ, а выпуск полноценных тягачей только начал налаживаться. После появления на поле боя танков оказалось, что главным средством борьбы со стальными чудовищами являются пушки. Если с установкой на шасси зенитных пушек уже освоились, то придание мобильности противотанковой артиллерии стояло следующим в очереди. Установка пушки на Marienwagen II стало одной из попыток создать противотанковую САУ.

Panzerabwehr-Geschutzt auf Marien-Zwitterwagen/Marienwagen II/Грузовик Мариенваген II с 52-мм пушкой

Страна: Германия

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 1

Производитель: Daimler-Motoren-Gesellschaft

Шасси: Daimler-Marienfelde ALZ 13 b 4,5-t

Вооружение: 5,2-cm-Schnelladekanone L/55

Бронирование: не устанавливалось

Грузоподъемность: 2500 кг

Размеры: 6530х2010х3000 кг

Ширина гусениц: 320 мм

Мощность: Daimler La 1264, L4, 45л.с./7240cm3

Полная масса: 10 тонн

Экипаж: 2+2

Верховное Главнокомандование (Oberste Heeresleitung (OHL)) только к октябрю 1918 года поняло, что из-за стремления к совершенству оно vj;tn остаться и без шасси, и без оружия. Практически все гусеничные и полугусеничные шасси были признаны негодными для бронирования или установки на них артиллерийского вооружения. Последним в 1917-м году уже в декабре был отклонен Orion-wagen. На дистанции осталось только тяжелое шасси от А.7.V, на котором в итоге был и собран первый немецкий микросерийный танк и Мариенваген, за доработку которого взялись в Даймлере. Ещё оставалась надежда на то, что что-то получится из более успешного задания на тягачи. В 1918 году ситуация с противостоянием британским и французским танкам стала критической. Если для установки зенитных пушек использовалось очень удачное колесное шасси Krupp-Daimler KD1, то для противотанковой артиллерии было нужно что-то более-проходимое. 23 октября OHL рассмотрев, что осталось в предложениях к этому времени, выбрало в качестве шасси для оснащения пушками и легкого бронирования полугусеничный Marienwagen II и полностью гусеничный транспортер Lanz Raupenwagen, тем более, что обе машины уже были в серийном производстве. 11 ноября 1928

Marien-Zwitterwagen
Marien-Zwitterwagen

С поисками возможного кандидата на роль пушки также долго не заморачивались, из номенклатуры поставляемых своим коллаборантом фирмой Krupp выбрали 52-мм корабельную пушку 5,2-cm-Schnelladekanone L/55. Скорострельная пушка (до 10 выстрелов в минуту) отправляла 1,75-кг снаряд со скоростью 850 м/сек на дальность до 7100 метров. Первоначально пушка предназначалась для вооружения Großes Torpedoboot - кораблей типа "большой миноносец" или даже "эсминец", но высокие технические харктеристики дали возможность устанавливать их и на крейсерах класса Кёнигсберг и Дрезден. Баллистика ствола сделала бы эту 55-ти калиберную пушку хорошим противотанковым средством и в годы Второй мировой. 5,2-cm-Schnelladekanone L/55 устанавливалась на лафете C/1903. Сама пушка без лафета весила 386 кг, что также было приемлемо для "сухопутного" применение. Чуть более легкие её британские аналоги - Ordnance QF 3 pounder 2 cwt gun стали основным оружием британских танков.

5,2-cm-Schnelladekanone L/55 на борту эсминца
5,2-cm-Schnelladekanone L/55 на борту эсминца

Сохранилась одна фотография полугусеничного шасси Marienwagen II с установленным в кузове орудием 5,2-cm-Schnelladekanone L/55. Конечно можно посчитать, что это фотография прототипа так желаемой OHL противотанковой САУ, но скорее всего это не совсем так. Возможно сделана фотография как постановочная, что бы предъявить как вариант военным, ест мнение что это вообще "фотошоп" тех времен. Отметём, как неинтересный вариант с тем, что на Мариенвагене просто перевозили пушку или это "фотошоп", хотя ненулевая вероятность это есть, и остановимся на том, что пушку на кузов все-таки ставили, для постановочного кадра или для выбора места монтажа, проверяя устойчивость всей системы. Гусеничное шасси однозначно выигрывало за счёт своей массы и большой опоры на грунт у колёсных машин, как надёжная артиллерийская платформа. Для него не требовалось ни вывешивания шасси на опорах, ни установка замыкателей амортизаторов.

Противотанковая пушка на борту Мариенваген, Panzerabwehr-Geschutzt auf Marien-Zwitterwagen
Противотанковая пушка на борту Мариенваген, Panzerabwehr-Geschutzt auf Marien-Zwitterwagen

Конечно это касается в частности машины Мариенваген II, так как поведение Мариенваген I с пушкой не сильно бы отличалось от поведения колесной машины. Но уже 11 ноября 1918 года было заключено перемирие и превращение проекта в реальную боевую машину стало бессмысленным. До какого состоянии дошли работы по созданию САУ на базе Мариенваген II и было ли сделано хоть какое-то бронирование сейчас не известно. Но чисто теоретически эта комбинация могла стать очень удачным ПТО на гусеничных шасси.

Схема Panzerabwehr-Geschutzt auf Marien-Zwitterwagen из журнала Batailles et Blindes №05 (2004) @Hubert Cance
Схема Panzerabwehr-Geschutzt auf Marien-Zwitterwagen из журнала Batailles et Blindes №05 (2004) @Hubert Cance

Эффективность применения мобильных САУ было доказано летом-осенью 1920 года в ходе боёв на Каховском плацдарме, когда пушечные броневики Гарфорд были выделены РККА в мобильный резерв для парирования наступления танков Русской Армии Врангеля. Созданная Карбышевым активная оборона остановила танковую атаку. Конечно зная о том, что в Германии так и не наладили серийное производство никаких гусеничных или бронированных машин, перспектива создания батарей ПТО в разумных количествах в 1918-м году представляется маловероятным. Но попытка была зачётной. К теме легкобронированных полугусеничных противотанковых САУ в Германии уже вернулись перед Второй мировой уже на качественно другом уровне.

8.8cm FlaK18 (Sfl) auf Zugkraftwagen 12t (Sd Kfz 8) или 
SdKfz 8 Daimler Benz DB9 Gepanzert mit 8,8cm Flak 18 «Buffa »
8.8cm FlaK18 (Sfl) auf Zugkraftwagen 12t (Sd Kfz 8) или SdKfz 8 Daimler Benz DB9 Gepanzert mit 8,8cm Flak 18 «Buffa »
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Другие материалы о развитии германских моторных орудий:

Источники:

Фотографии с https://www.rcforum.ru/

[1] Halftracked Vehicles of the German Army 1909-1945 (Spielberger German Armor and Military Vehicle), 2008 by Walter J. Spielberger

https://zen.yandex.ru/media/mlozha/bronirovannye-utiugi-kaizera-6253ebcc8485502a9383755a

http://www.landships.info/landships/tank_articles.html?load=/landships/tank_articles/Marienwagen.html

https://topwar.ru/120289-opytnaya-bronemashina-marienwagen-i-mit-panzeraufbau-germaniya.html

https://gruzovikpress.ru/article/12505-avtomobili-kontserna-daymler-120-let-v-rossii-pochti-zabytiy-yubiley-ch-1/