Рассказ об оснащении полугусеничного вездехода противотанковой пушкой - Marienwagen II mir Kanone или Panzerabwehr-Geschutzt auf Marien-Zwitterwagen
Германская армия была лидером в создании моторных орудий. Первые пушки были поставлены в автомобиль ещё в 1905 году на Ehrhardt-Décauville 16/20 PS BaK, а в 1906 был создан полноценный бронеавтомобиль с зенитной пушко на борту - Panzerkampfwagen Ehrhardt M1906. Последующая история моторных орудий в Германии вылилась в ожесточенную борьбу заслуженного ветерана ВПК Германии Krupp AG в коллаборации с Daimler-Motoren-Gesellschaft против активного новичка - фирмы Эрхардт из Дюссельдорфа Rheinischen Metallwaren- und Maschinenfabrik, до сих пор под именем Rheinmetall AG занимающим заметную долю в мировом производстве оружия, со своим автомобильным производством Heinrich Ehrhardt Automobilwerke. Огонька в эту борьбу подбрасывали и военные, отказываясь рассматривать любые проекты моторных орудий, если они не размещены на полноприводных вездеходных грузовиках. В итоге на вооружении в 1914 году уже появились пушки на полноприводных шасси Ehrhardt Lafette 36/70 PS – Plattformkraftwagen Kw.14 и Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen Kw.14.
Пруссы сами стали жертвой собственного стремления к совершенству. По их планам универсальные вездеходные полноприводные шасси должны были быть хороши во всём - и как тягачи, и как шасси под установку зенитных орудий и как шасси для бронирования для создания броневиков. Подобная ситуации сложилась и с гусеничными шасси - Верховное Главнокомандование (Oberste Heeresleitung (OHL)) в лице специальной комиссии A.7.V. (Allgemeine Kriegsdepartement 7 Abteilung Verkehrswesen) требовала создания универсального гусеничного шасси и под танки, и под транспортер переднего края, и под тягачи. Итог такого максимализма известен, к подписанию Компьенского перемирия Deutsches Heer так и не иела ни танков, ни бронеавтомобилей, ни САУ, а выпуск полноценных тягачей только начал налаживаться. После появления на поле боя танков оказалось, что главным средством борьбы со стальными чудовищами являются пушки. Если с установкой на шасси зенитных пушек уже освоились, то придание мобильности противотанковой артиллерии стояло следующим в очереди. Установка пушки на Marienwagen II стало одной из попыток создать противотанковую САУ.
Panzerabwehr-Geschutzt auf Marien-Zwitterwagen/Marienwagen II/Грузовик Мариенваген II с 52-мм пушкой
Страна: Германия
Год выпуска: 1918
Кол-во выпущенных: 1
Производитель: Daimler-Motoren-Gesellschaft
Шасси: Daimler-Marienfelde ALZ 13 b 4,5-t
Вооружение: 5,2-cm-Schnelladekanone L/55
Бронирование: не устанавливалось
Грузоподъемность: 2500 кг
Размеры: 6530х2010х3000 кг
Ширина гусениц: 320 мм
Мощность: Daimler La 1264, L4, 45л.с./7240cm3
Полная масса: 10 тонн
Экипаж: 2+2
Верховное Главнокомандование (Oberste Heeresleitung (OHL)) только к октябрю 1918 года поняло, что из-за стремления к совершенству оно vj;tn остаться и без шасси, и без оружия. Практически все гусеничные и полугусеничные шасси были признаны негодными для бронирования или установки на них артиллерийского вооружения. Последним в 1917-м году уже в декабре был отклонен Orion-wagen. На дистанции осталось только тяжелое шасси от А.7.V, на котором в итоге был и собран первый немецкий микросерийный танк и Мариенваген, за доработку которого взялись в Даймлере. Ещё оставалась надежда на то, что что-то получится из более успешного задания на тягачи. В 1918 году ситуация с противостоянием британским и французским танкам стала критической. Если для установки зенитных пушек использовалось очень удачное колесное шасси Krupp-Daimler KD1, то для противотанковой артиллерии было нужно что-то более-проходимое. 23 октября OHL рассмотрев, что осталось в предложениях к этому времени, выбрало в качестве шасси для оснащения пушками и легкого бронирования полугусеничный Marienwagen II и полностью гусеничный транспортер Lanz Raupenwagen, тем более, что обе машины уже были в серийном производстве. 11 ноября 1928
С поисками возможного кандидата на роль пушки также долго не заморачивались, из номенклатуры поставляемых своим коллаборантом фирмой Krupp выбрали 52-мм корабельную пушку 5,2-cm-Schnelladekanone L/55. Скорострельная пушка (до 10 выстрелов в минуту) отправляла 1,75-кг снаряд со скоростью 850 м/сек на дальность до 7100 метров. Первоначально пушка предназначалась для вооружения Großes Torpedoboot - кораблей типа "большой миноносец" или даже "эсминец", но высокие технические харктеристики дали возможность устанавливать их и на крейсерах класса Кёнигсберг и Дрезден. Баллистика ствола сделала бы эту 55-ти калиберную пушку хорошим противотанковым средством и в годы Второй мировой. 5,2-cm-Schnelladekanone L/55 устанавливалась на лафете C/1903. Сама пушка без лафета весила 386 кг, что также было приемлемо для "сухопутного" применение. Чуть более легкие её британские аналоги - Ordnance QF 3 pounder 2 cwt gun стали основным оружием британских танков.
Сохранилась одна фотография полугусеничного шасси Marienwagen II с установленным в кузове орудием 5,2-cm-Schnelladekanone L/55. Конечно можно посчитать, что это фотография прототипа так желаемой OHL противотанковой САУ, но скорее всего это не совсем так. Возможно сделана фотография как постановочная, что бы предъявить как вариант военным, ест мнение что это вообще "фотошоп" тех времен. Отметём, как неинтересный вариант с тем, что на Мариенвагене просто перевозили пушку или это "фотошоп", хотя ненулевая вероятность это есть, и остановимся на том, что пушку на кузов все-таки ставили, для постановочного кадра или для выбора места монтажа, проверяя устойчивость всей системы. Гусеничное шасси однозначно выигрывало за счёт своей массы и большой опоры на грунт у колёсных машин, как надёжная артиллерийская платформа. Для него не требовалось ни вывешивания шасси на опорах, ни установка замыкателей амортизаторов.
Конечно это касается в частности машины Мариенваген II, так как поведение Мариенваген I с пушкой не сильно бы отличалось от поведения колесной машины. Но уже 11 ноября 1918 года было заключено перемирие и превращение проекта в реальную боевую машину стало бессмысленным. До какого состоянии дошли работы по созданию САУ на базе Мариенваген II и было ли сделано хоть какое-то бронирование сейчас не известно. Но чисто теоретически эта комбинация могла стать очень удачным ПТО на гусеничных шасси.
Эффективность применения мобильных САУ было доказано летом-осенью 1920 года в ходе боёв на Каховском плацдарме, когда пушечные броневики Гарфорд были выделены РККА в мобильный резерв для парирования наступления танков Русской Армии Врангеля. Созданная Карбышевым активная оборона остановила танковую атаку. Конечно зная о том, что в Германии так и не наладили серийное производство никаких гусеничных или бронированных машин, перспектива создания батарей ПТО в разумных количествах в 1918-м году представляется маловероятным. Но попытка была зачётной. К теме легкобронированных полугусеничных противотанковых САУ в Германии уже вернулись перед Второй мировой уже на качественно другом уровне.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие материалы о развитии германских моторных орудий:
- Bremer-Wagen (Marienwagen I). 1916 Германский поворот. Часть 14. Bremer-Wagen (Marienwagen I). Простое, но неудачное решение
- Ehrhardt Lafette 36/70 PS – 6,5-cm BAK M.1910 Ehrhardt Plattformkraftwagen. Часть 4. Ehrhardt Lafette 36/70 PS – 6,5-cm BAK M.1910
- Ehrhardt Lafette 36/70 PS – 7,7-cm BAK M.1912 Ehrhardt Plattformkraftwagen. Часть 5. Ehrhardt Lafette 36/70 PS – 7,7-cm BAK M.1912
- Ehrhardt Lafette 36/70 PS – Plattformkraftwagen Kw.14 1914 Ehrhardt Plattformkraftwagen. Часть 6. Ehrhardt Lafette 36/70 PS – Plattformkraftwagen Kw.14
- Daimler Plattformwagen 7,7-cm BAK L/27 1909. Daimler Plattformwagen. Часть 3. Daimler Plattformwagen 7,7-cm BAK L/27 1909.
- Daimler Plattformwagen Ausführung 1909. Daimler Plattformwagen. Часть 4. Daimler Plattformwagen Ausführung 1909. Канонерка на колесах.
- Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen. 1911. Daimler Plattformwagen. Часть 5. Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen. 1911. Конец мучений.
- Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen. 1912. Daimler Plattformwagen. Часть 5. Daimler-Motoren-Gesselschuft Plattformwagen. 1912. На новом шасси.
- Kw.14 - 7,7-cm L/27 BAK. 1914. Daimler Plattformwagen. Часть 7. Kw.14 - 7,7-cm L/27 BAK. 1914. Серийная зенитная
- Kw.19 Krupp 7,7-cm L27 Krupp-Daimler KD1 - Sd.Kfz.1. 1918 Последний рыцарь империи. Kw.19 Krupp 7,7-cm L27 Krupp-Daimler KD1 - Sd.Kfz.1
Источники:
Фотографии с https://www.rcforum.ru/
[1] Halftracked Vehicles of the German Army 1909-1945 (Spielberger German Armor and Military Vehicle), 2008 by Walter J. Spielberger
https://zen.yandex.ru/media/mlozha/bronirovannye-utiugi-kaizera-6253ebcc8485502a9383755a
https://topwar.ru/120289-opytnaya-bronemashina-marienwagen-i-mit-panzeraufbau-germaniya.html