Найти тему

🧍️ Как думает тело? И немного о даосизме

Оглавление

А думает ли тело вообще? "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе ..." - какая польза от этого знания? Давайте посмотрим.

Польза - это всегда что-то практически полезное для жизни, остальное можно спокойно отправлять "в сад". И если ваша жизнь хоть как-то связана с мышлением, а качество жизни определяется его эффективностью - послушайте, что расскажу.

А рассказываю я всегда просто, понятно, "на пальцах", в крайнем случае, на простых, проверяемых примерах. Но иногда получается длинно :(

Пример

Если вам случалось учиться, вы знаете, что спустя некоторое время приходится делать перерыв, чтобы "размять кости".

А если такой возможности нет, начинает "плющить" и "колбасить". По-разному, кого как. У одного начинает чесаться левая нога, да так, что просто мочи нет. Другому нужно обязательно шеей крутить - вертеть или все той же ногой дрыгать. У третьего начинает глаз дергаться.

А если не помните, как учились сами, то понаблюдайте за детьми, что с ними происходит во время урока. (И подумайте, почему).

А лучше попробуйте чему-то ребенка научить. Будет двойная польза.

И вы опыт получите, и ребенку сделаете хорошо (польза школьного "образования" асимптотически стремится к абсолютному нулю).

Смысл этих примеров прост.

Человек во многом - машина, "механизмус", приспосабливающийся к внешним воздействиям наилучшим из возможных, наименее энергозатратным образом.

Иначе придется признать, что Эволюция (или в кого вы верите?) - абсолютно случайная, нецелесообразная штуковина, а человек, соответственно, своего рода мутация, случайность, ошибка Природы.

Оглянитесь, посмотрите - Природа пронизана целесообразностью, как губка жидкостью, то есть насквозь.

Даже если у Природы и нет цели, то прямые и обратные связи, от всех частей ко всем частям и обратно - налицо. Да какие эффективные!

Именно и только благодаря взаимодействию частей Целое существует, функционирует и поддерживает целостность. Так почему человеку быть исключением?

Любой, кто на школьном уровне усвоил азы физики, услышав бы, что у человека голова управляет, а тело подчиняется, исполняет приказы, громко рассмеялся бы и покрутил у виска средним (чтобы обиднее было - именно средним) пальцем.

Если в такой сложной системе, как человек, нечто включается во время выполнения любой функции - значит это и есть часть этой функции, необходимая часть.

Я мог бы показать, что даже обыкновенная женская истерика с битьем посуды - функциональна. Но боюсь, что статья получится слишком длинная. И до этого-то места "редкая птица долетит" :)

Короче - наблюдайте за жизнью, ищите аналогии и, если найдете опровержение этим простым примерам - продолжим дискуссию.

Резюмируем: если при обучении у человека включаются телесные реакции, следовательно - они естественная, необходимая часть процесса обучения.

А для красоты словца и пущей умности скажем, что, Платон предпочитал проводить свои занятии в саду Академа, среди Природы. И в движении.

А сейчас - к даосам.

Даосская модель. Человек - это не тело, и не душа

Мой Мастер как-то объяснил устройство человека, используя "трехосную модель". Мы же привыкли к осям "икс, игрек и зет"? Как объяснять - без разницы, все равно модель не равна реальности.

Цель модели - успокоить ум, создать некоторую начальную толику доверия, чтобы человек стал делать то, что продвинет его в требуемом направлении.

Конечно. никаких "осей" в человеке нет, человек - не телега.

Но даосы рассматривают человека как единство энергии, информации и пространственного фактора (скажем для простоты - тела). Как единство.

... Наблюдая за практикой высокого уровня со стороны, можно нехорошее подумать, а то и пальцем у виска покрутить.

Но если не понимать смысл, можно покрутить у виска пальцем и наблюдая за танцующими парами - вы не думали о танцах таким образом?

Даосские практики, в отличие (опять за свое!) от школьного "одноосного" обучения эффективны и потому, что включают в процесс не только ум, но и тело.
  • "Но что мне с этого?",- спрашиваете,- "Я ведь не даос и быть им не собираюсь, мне бы эффективность обычной жизни повысить".

"Назови хоть горшком", человек функционирует по одним и тем же принципам - чем бы ни занимался.

Понаблюдайте за собой и узрите, что тело - неотъемлемая часть процесса мышления. Мышления, не как пережевывания одних и тех же слов - мыслей, водящих в голове хоровод, а мышления, как процесса принятия наиболее эффективных решений.

Вы, конечно, знаете, что решения мы принимаем не рационально, не думая, а как-то иначе? Или вы сочетались законным браком, предварительно проведя SWOT - анализ? Нет? Вот то-то. Вопрос - эффективно ли вы "сочетались"? - или статистика такова, что разводов в итоге оказывается до 80%?..

Я говорю о мышлении, как о способе взаимодействия с жизнью, которое если только "головой" никогда не бывает действительно эффективным.

* * *

Детали утомляют, если человек не согласен с основной идеей, поэтому я и пишу статьи в таком стиле. Тот, у кого возникает резонанс - тому и есть смысл объяснять детали, техники и прочее.

Это ведь разумно, согласитесь?

-2

---------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.

----------------------------------------------------------------------