Что такое "остановка ума"?

5,2K прочитали

Статья не "проходная", а "на подумать".

Спустя десятилетия практики, включая четверть века под руководством большого Мастера, я понял, что любые работающие системы имеет общий знаменатель.

"Остановка ума"

Не знаю ни одного исключения, в том числе среди религиозных практик.

Более того.

Теперь я уверен - принципиально невозможно трансформировать жизнь человека без "остановки ума". Все системы и "упражнения" (не исключая и самых изощренных) направлены к одной цели - "остановить ум".

Все, что происходит до "остановки ума", является подготовкой к изменениям, которые, возможно, произойдут в будущем.

Как в спорте - разминочные, подготовительные упражнения.

В одном из даосских монастырей в Удане. Кажется, 2005 г.
В одном из даосских монастырей в Удане. Кажется, 2005 г.

Как понять, что такое "остановка ума"?

Еще раз процитирую роман Умберто Эко "Имя розы".

«Знаки и знаки знаков используются только тогда, когда есть недостаток вещей».

От себя добавлю - сколько бы не было знаков, мы не поймем "вещь", пока не получим опыт.

В этом главная сложность серьезных, трансформирующих человека практик. Сколько бы человек не услышал объяснений, он не поймет, пока не получит опыт.

Невозможно понять, что такое "остановка ума", пока не остановишь ум.
  • "Тогда зачем заводить об этом разговор?!"

Затем, чтобы избежать заведомо ложных толкований (писал тут), критических ошибок, основанных на ложных ожиданиях, сэкономить время человеческой жизни.

Не так уж и мало, верно?

Итак, мы столкнулись с противоречием.
Как понять без опыта, хотя бы "на пальцах" то, что понять без опыта невозможно?

Именно так. "На пальцах". Дальше объясню и покажу.

Над пропастью в монастыре нависает такая штука. Вроде теста на "остановку ума". Когда-то человек выходил туда именно с этой целью. Точнее, уже после ее достижения.
Над пропастью в монастыре нависает такая штука. Вроде теста на "остановку ума". Когда-то человек выходил туда именно с этой целью. Точнее, уже после ее достижения.

"Истина - вопрос интерпретации"

Говорит Вильгельм, главный герой романа У. Эко, монах и философ.

«Идея – это знак вещи, а образ это знак знака.
Но по образу можно восстановить если не тело, то идею, которую породило это тело в чужом сознании»

Сказано глубоко, но можно сказать проще.

Глубокое понимание вовсе не обязательно для Практики, для трансформации человека. Строго говоря, понимание вообще не обязательно для Практики. Оно может возникнуть в процессе Практики позже.

Но вернемся к идее карты, образа местности, помогающей двигаться по реальной местности, избегая критических ловушек.

Метафора для понимания "Остановки ума"

У меня есть несколько метафор, которые я использовал в начале практики.

Впервые об "остановке ума" я прочитал у Кастанеды - очень давно, в начале 80-х, ещё в "самиздатовском" варианте.

Другую, более работающую метафору дал мой Мастер в середине 90-х.

"Представь, что колебания Космоса происходят вертикально (вообще-то он показал - именно на пальцах, в воздухе).
А колебания, которые создает твой ум - горизонтально.
Получается, что ум мешает воспринимать Космические колебания, мешает воспринимать Реальность"

Это была лучшая из известных мне метафор - картинок, понятная без философии (той, которой наполнен роман У. Эко).

Но хорошая метафора - всегда личная метафора.

Но вот какую картинку позже придумал я сам. Мне она ближе потому, что однажды оказалась для меня озарением. Окажется ли она озарением для вас?

"Бабка надвое сказала". Всякое бывает.

"Однажды". Как и положено озарению

Однажды случилось так, что с мужиком из соседнего подъезда случилось то, что рано или поздно обязательно случится с каждым из нас.

Случилось это, когда я был в отъезде, поэтому для меня это случилось так. Был мужик, выходил во двор, иногда садился в свой автомобиль и куда-то уезжал. Иногда мы встречались с ним в парке. А иногда не встречались.

А потом случилось так, что мы стали чаще не встречаться, чем встречаться, потому что встречаться перестали вовсе.

О случившемся я узнал от соседей, то есть сам не видел.

Вот и все, что случилось в реальности, которая (как писал Эко) была для меня не "вещью", а "знаками знаков".

И вот спустя несколько месяцев я подхожу к дому и вижу того мужика. И понимаю, что видеть-то я его никак не могу. Но все-таки вижу.

Иногда это называют "когнитивный диссонанс", а иногда "озарение".

"Остановка ума"

Последующее заняло секунды или меньше того.

Статья не "проходная", а "на подумать". Спустя десятилетия практики, включая четверть века под руководством большого Мастера, я понял, что любые работающие системы имеет общий знаменатель.-3
  • Я спросил себя: «А что, собственно, я вижу? Изображение, образ. "Мужик" появился позже, когда включился ум и проинтерпретировал увиденное».
  • Ум продолжал работать, анализируя образ, ища соответствие среди уже известных ему образов. И, конечно, нашел.
Что-то всегда похоже на что-то другое.

И это огромная проблема человека.

У каждого человека есть огромная "база данных" - образов, которые связаны с болью. И когда мы видим похожие образы - мы видим и боль. И испытываем её. А это - больно. Поэтому мы боль избегаем, совершая определенные действия.

И все потому, что то, что мы видим сейчас, похоже на то, что мы видели раньше, но этого сейчас нет.

Можно далее не говорить - все сведется к искажению реальности, которой мы обязаны "работающему уму".

И это именно то, что имеют в виду, когда говорят, что обычный человек живет во сне, а его мир - это мир иллюзий.

Дальше возникает вопрос:

Чего изволите? Или зачем "останавливать ум"?

В каком мире вы изволите жить? В мире иллюзий или в мире реальности?

- "А какая разница?"- спросите.

Разница описана несколькими абзацами выше.

  • Вы хотите жить в мире, в котором все на что-то похоже и все связано с болью?
  • Или в реальном мире, где (скажем для простоты) все несколько иначе?

Люди начинают серьезно практиковать, когда мир иллюзий перестает их устраивать. Или скажем так: в поисках бОльшего удовольствия. Что звучит непривычно, а для последователей некоторых религий даже кощунственно.

Но цель любых практик, в том числе и религиозных - именно в поисках бОльшего удовольствия.

Да, совсем забыл: "И чтобы за это мне ничего не было"😎

Потому что в мире иллюзий все хорошее имеет другую, темную сторону.

Продолжение темы:

Статья не "проходная", а "на подумать". Спустя десятилетия практики, включая четверть века под руководством большого Мастера, я понял, что любые работающие системы имеет общий знаменатель.-4

==========================

Приглашаю вас в свою группу ВК. На комментарии отвечаю.

==========================