О, сколько заказных статей! Интересно, они всегда так делают?
Оказывается, «предпремьера» была еще в июле. Интернет мне услужливо подбрасывает кучу отзывов — все безоговорочно восторженные, как под копирку написанные. Подозрительно!
Если бы не возникший в последний момент очень хороший билет — партер за 1 200 руб., меня бы там не сидело…
И вот открывается занавес…
Первая мысль: сколько же все это стоило??
Если вы смотрели трансляции Метрополитена во время самоизоляции - «Набукко», «Семирамида», «Аида» - примерно в таком духе. Европейским театрам точно не по карману будет.
Декорации
Огромная сцена Кремлевского дворца, не только широкая, но и уходящая чуть ли не за горизонт — сама по себе большой плюс для зрелища такого размаха.
Декораций много, они настоящие, да еще и многоуровневые — колонны, между ними - пьедестал, на нем трон, над троном — боги египетские воркуют… Причем каждому властителю трон положен свой, да еще колесницы, носилки и прочие античные транспортные средства… Короче, лепота!
Но и достижениями технического прогресса не пренебрегают. Морское сражение Антония с Октавианом проходит в видеопроекции, пока Клеопатра в ужасе заламывает руки, а служанки ее утешают.
Но главное — там 16 (!) картин. Смена декораций происходит без остановки действия — музыка играет, на авансцене кто-нибудь продолжает танцевать; смотришь — уже из Рима мы переехали в Александрию! (Такой же фокус проделывают в «Войне и мире», что не удивительно — тот же постановщик)
Конечно, надо принять во внимание, что Кремлевский дворец — не театр, а вовсе режимный объект. Сюда нельзя завести разных животных, поэтому колесницу тянут воображаемые лошади. Сценической машинерии никакой нет, как и поворотного круга.
И тем не менее, мне кажется, въезд Клеопатры в Рим можно было обставить с большей помпой, если бы ее колесница появлялась из глубины сцены. Помните, как в фильме с Элизабет Тейлор? У меня эта картина так и стоит перед глазами!
Костюмы
Буйство цвета, триумф стиля!
Римляне - «в багровых тонах», причем эти тона — самые разнообразные в зависимости от того, кто их носит:
Бонвиван Антоний — жизнерадостно алый; очень красивый цвет - почти как у нас раньше флаг был.
Мантия Цезаря — цвет более насыщенный, значительный и в то же время уравновешенный.
Костюм тираноубийцы Брута — конечно же, кроваво-красный.
Военный мундир Октавиана — мрачно-вишневый.
Египтяне — черно-белые, в зависимости от того, кому они служат. (У Клеопатры были натянутые отношения с родственниками). Юбочки в мужских костюмах длинненькие, скромненькие,как в петербургской «Фараоновой дочке»; у наших-то ребят в Большом они чисто символические.
Да что говорить, даже у богов Египта собственная гамма: золотые, наверное — хорошие боги, а серебристые — злокозненные. А, может, наоборот? Кто разбирается в египетском пантеоне?
Несколько озадачили костюмы рабынь. Какие покоренные Египтом народы тогда носили шаровары — персиянки?
Разноцветные шуты и шутихи выглядят скорее по-средневековому. Хотя — кто знает, как они одевались в Египте, на фресках их ведь нет.
И, наконец, верх совершенства — платье Клеопатры!
Крой самый простой. То есть, вообще никакого кроя, два шва. Но цвет!
Я уж почти неделю ломаю голову — бирюза? Морская волна? Все не то! В общем, для меня это будет живой, неуловимый и поэтический цвет Средиземноморья!
Эх, здесь бы автору и замолчать…
Но привычка рубить правду не дает покоя!
Во втором действии, Клеопатру после приезда в Рим зачем-то сделали лицом без гражданства: юбочка у нее фасона баядерки, а цвета — как у других римлян, красноватого. Только он какой-то худосочный, бледный, размытый, в общем, ненастоящий римский! Что еще хуже, сверху лиф совсем открытый, да еще на него какие-то новогодние блестки прикреплены — Фоли-Бержер, да и только! Ну совершенно неприлично для царицы! Она же всех встреченных мужчин соблазняет силой очарования и остротой ума, а не так прозаически, приоткрытым телом!
Музыка
Оказывается, композитор Владимир Качесов в этой же труппе заведует музыкальной частью! Вот ловко! Уж точно он не будет спорить о каждой ноте, как Хачатурян со своими хореографами…
О самой музыке могу сказать только, что она совершенно ненавязчивая, и в этом есть выгодное отличие от «Войны и мира», где музыка из фильма временами просто оглушительная.
Оркестр исключительно живой, Радио «Орфей», они всегда сопровождают «Кремлевский балет.
Хореография
Все просто и без претензий, выполнено тщательно, смотреть приятно. В целом.
В программке написано, что хореограф Андрей Петров много работал с Юрием Григоровичем и многое у него почерпнул. Это видно!
Проход римской стражи, когда они подскакивают то на одной ноге, то на другой — точно так вышагивает почетный эскорт царицы в «Легенде о любви».
Оттуда же — мостик страдающей Клеопатры, только не такой прямоугольный.
Египтяне — все время в профиль, словно они все сошли с древних фресок, ладони внешней стороной повернуты к зрителю — это, будем считать, свое.
Из «Спартака» просматриваются заимствования: мощный Антоний — как бы Красс, целомудренная Октавия — как бы Фригия.
Но это все не так страшно.
Хуже то, что спектакль очень длинный, но это в основном пантомима, пересказ исторических хроник.
Собственно танца не так уж много, и состоит он по большей части из незамысловатых и потому вполне безопасных поддержек: Цезарь, а потом — Антоний сажают Клеопатру себе на шею в буквальном смысле. Или на плечо. Даже что-то похожее на «царицу на троне» - опять из «Легенды о любви» - они проделывают, не подняв руки над головой, а изображая «папу с ребенком на первомайской демонстрации» - представляете, да?
Нет, я не за риск, я против однообразия.
Скажу честно, до антракта все шло для меня «на ура» - может быть, потому что не сбылись худшие ожидания. Но к середине второго действия очень хотелось сказать: балет будет, а?
Характеры
Октавия — Ирина Аблицова, заслуженная артистка
Самая титулованная из всего состава. Партия — почти «камео», на несколько минут, но очень запоминающаяся, не в последней степени благодаря изысканно струящемуся белому платью. Никаких хореографических изысков, кроме трогательного мелко-мелкого перебирания пуантами в сторону кулисы, я не заметила, так на то я и не балетный критик. Какой была историческая Октавия, не знаю, если кто близко знаком с римской историей, скажите мне. Но образ создается исключительно цельный и чистый, полный достоинства и смирения.
Прежде чем перейти к танцовщикам, хочу отметить одну особенность Кремлевского балета:
О других спектаклях не берусь судить, но здесь три премьера, и все трое — очень, очень умеренного роста.
Брут — Егор Мотузов
Ему исключительно идет костюм сенатора! (Гораздо лучше в сравнении с Щелкунчиком и Шутом, где я его недавно видела).
Брут появляется ненадолго, лишь чтобы сделать свое черное дело (в этом спектакле заговорщики — отпетые негодяи). Но у него, пожалуй, по сравнению с главными героями больше всего танца на единицу времени, проведенного на сцене!
Цезарь — Михаил Евгенов
Партия полностью пешеходная. А жаль, мог бы влюбленный Цезарь немного попрыгать - в «Войне и мире» тот же артист делал это чрезвычайно выразительно!
Если я что-то напутала, то прошу прощения, значит, не отложилось в памяти.
Антоний — Даниил Росланов
Тут все наоборот. Его Болконский был несколько деревянным, зато самоуверенный Марк Антоний — прямо Красс-триумфатор, но в существенно облегченной версии.
Клеопатра — Олеся Росланова
Самый невнятный персонаж.
К балерине у меня нет вопросов, артистам какую хореографию дают, ту они и танцуют. Впрочем, и у хореографа уже ничего не спросишь…
Меня смущает некоторая «субреточность» образа. Это никакая не царица, даже не начальница отдела, а так, ее секретарша.
Кстати, вспомнила: в самом начале первый выход Клеопатры очень напоминает «острую ножку» Рамзеи из московской «Дочери фараона».
Спору нет, она легко соблазнит любого Цезаря с Антонием вместе, но только однажды. На десятилетний роман, про который пишут историки, простого мини-бикини не хватит!
Что мы имеем в сухом остатке?
Как говорил Атос, я не люблю давать советы…
Лично мне было любопытно. Один раз. По крайней мере, теперь у меня есть собственный материал для умозаключений.
Был бы автор закоренелым «насмотренным зрителем», который приходит в театр посчитать - балерина открутила 32 фуэте, или только 31 ½ - тогда спектакль стал бы, наверное, пустой тратой времени: здесь нет никаких фуэте.
Если же купить билет с целью приятно провести вечер при скромных расходах, прийти заранее, посмотреть легендарный буфет прошлых времен и не менее впечатляющий зимний сад времен нынешних, выпить вполне приличный кофе, расположиться в удобном кресле… Для меня это было вполне разумное вложение в хорошее настроение.
Главное — не ждать слишком многого.
Когда вы платите 1 200 руб. за партер, нельзя же требовать спектакля, как за 15 000 руб.
Правильно?
P.S.
Предыдущие статьи о разных театрах здесь,
Про разные города и страны — тут.