Где: музей-заповедник “Царицыно”
Адрес: ул. Дольская, 1
До: 22 октября 2023
О Выставке:
Вспоминается шутка советских времен: “Снова хочется в Париж…” – “Что уже были?” – “Нет, уже хотелось!”. После посещения выставки “Невероятная Индия. Взгляд из России” Вам обязательно захочется в Индию, вне зависимости, были Вы там или нет.
В Царицыно в Большом дворце проходит прекрасно стилизованная выставка, которая рассказывает о чарующем образе Индии, на протяжении многих веков сложившемся у нас благодаря путешествию Афанасия Никитина, картинам Николая Рериха, балету “Баядерка” и индийским фильмам.
в Большом дворце проходит прекрасно стилизованная выставка, которая рассказывает о чарующем образе Индии, на протяжении многих веков сложившемся у нас благодаря путешествию Афанасия Никитина, картинам Николая Рериха, балету “Баядерка” и индийским фильмам.
Начинается выставка с путевых записей тверского купца Афанасия Никитина, известных под названием «Хождение за три моря». Афанасий Никитин путешествовал по Индии с 1468 по 1472 гг, он был одним из первых европейцев, побывавших в этой волшебной стране.
«И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»
Никитин – это вовсе не фамилия путешественника, это его отчество, то есть Афанасий, сын Никиты. Он был выходцем из бедной семьи, и главной причиной, по которой он отправился в путешествие, было поправить финансовое положение за счет торговли с иностранными купцами. Но как купец Афанасий Никитин не имел успеха: единственная торговая операция, описанная в «Хождении за три моря» — перепродажа жеребца — обошлась ему в убыток.
Далее Вас встретит слон со свадебным покрывалом. Согласной индийской традиции, жених обычно приезжает на церемонию на роскошной машине, лошади или слоне, а затем направляется к мандапе (открытому залу с колоннами). Родители и новобрачный снимают обувь и входят в священное место, где горит огонь, там они читают молитву богу Ганеше, прося даровать удачу и устранить препятствия на пути молодоженов.
Жемчужина выставки - миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в 1590-е годы. Они были частью знаменитой коллекции Петра Щукина, к которому попали через Алексея Морозова, купившего их в 1906 году на ярмарке в Нижнем Новгороде у персидских купцов.
«Бабур-наме» - это воспоминания Захир-ад-дина Мухаммеда Бабура (1483— 1530), основателя Империи Великих Моголов, потомка Тамерлана. «Бабур» означает «лев, полководец, барс». Он был не только среднеазиатским и индийским полководцем, падишахом Индии и Афганистана, но и поэтом.
Одно из главных украшений выставки – картины Василия Верещагина (листайте ленту). В свое путешествие по Индии он взял жену, которая написала очерки о путешествии. Из них мы узнаем, что художник в Индии переболел малярией, чуть не утонул в реке, подвергался нападению диких животных. Он совершил восхождение на высочайшие вершины Гималаев, во время которого чуть не замерз, покинутый проводниками, на высоте 14 000 футов. “Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба", - пишет Верещагин в своих путевых заметках. Из своего первого индийского путешествия Верещагин привез около 150 этюдов и картин, которые сам он называл “малой поэмой”. Художник задумал написать "большую поэму", где собирался изобразить кровавую историю покорения Индии англичанами. для реализации этого замысла Верещагин посещает еще раз Индию в 1882-1883 годах, но "большая поэма" в итоге не была реализована.
Картины баталиста Верещагина очень удачно сочетаются в этом зале с представленным оружием.
В сегодняшнем очерке я не буду подробно останавливаться на картинах Николая Рериха, представленных на выставке. Одним из главных культурных событий московской осени 2023 будет открытие в Третьяковской галерее выставки, посвященной 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха. Тогда мы поговорим подробно о его удивительной жизни и творчестве.
А Вы читали Л.Н.Толстого “Карма”? Пересказывать содержание я не буду, сказка короткая, прочитаете сами. Приведу только цитату из письма Толстого к издателю: «Я читал эту сказочку детям, и она нравилась им. Среди больших же после чтения ее всегда возникали разговоры о самых важных вопросах жизни. И мне кажется, что это очень хорошая рекомендация».
Из статьи Л.Н.Толстого “Будда”: “Первая истина была в том, что все люди подвержены страданиям. Вторая истина в том, что причина страданий — страсти. Третья истина в том, что для того, чтобы избавиться от страдания, надо уничтожить в себе страсти. Четвертая истина в том, что для того, чтобы уничтожить страсти, нужно четыре дела.
Первое — пробуждение сердца; второе — очищение мыслей; третье — освобождение себя от недоброжелательства и раздражительности; четвертое — пробуждение в себе любви не только к людям, но ко всему живому.
Умерщвлять свою плоть излишне, нужнее всего очищение души от дурных помыслов. Истинное же освобождение — только в любви. Только человек, заменивший любовью свои похотливые желания, порывает цепи невежества, страстей и избавляется от страдания и смерти.”
Отдельный зал посвящен Индии как источнику вдохновения для театрального искусства. В 1914 году в Москве на Тверском бульваре открылся Камерный театр (сегодня в этом здании находится Московский драматический театр им. А.С.Пушкина). Первой постановкой режиссера Александра Таирова была «Сакунтала» по драме древнеиндийского автора Калидасы. Для подготовки спектакля Александр Таиров побывал в Париже и Лондоне, где посетил много экспозиций, посвященных культуре Индии.
“Синий бог” – балет Русских сезонов Дягилева (сценарий Ж. Кокто и Ф. Мадрасо, музыка Р. Ана, хореография М. Фокина, оформление Л.Бакста), в главных ролях были Нижинский и Красавина. Вот как комментирует данную постановку Н.Цискаридзе: “В костюме, созданном Бакстом, двигаться невозможно, ни о какой технически сложной хореографии речь идти не может. Головной убор в подаренном музею Академии костюме сделан из самых легких по современным технологическим меркам материалов, но и он требует от артиста больших усилий, и буквально через полчаса мышцы шеи «отваливаются». А ведь с этим убором на голове надо еще вращаться и совершать прыжки. Поэтому несложно предположить, что хореография, которую исполнял Нижинский, была хореографией поз. Эти позы мы видим на фотографиях Нижинского в роли Синего бога.”
Если Вы на выставке с ребенком, и чадо не дает Вам спокойно раскрыть все чакры, остановиться у каждого экспоната и изучать его столько, сколько душе угодно, на этот случай организаторы выставки предусмотрели чудесное решение: ребенок уютно устроится на подушечках и будет смотреть мультфильм “Маугли” пока Вы будете наслаждаться выставкой. А, может быть, и Вы захотите присоединиться и поностальгировать о советском детстве.
Какая женщина не остановится не вздохнет мечтательно около индийских сари. Первые упоминания о сари датируются 3000 до н.э.: по легенде царь Индии Пандав проиграл в кости все царство и даже жену Драупади. В центре площади над ней должен был надругаться победитель, но бог Кришна спас несчастную. Никто не смог размотать сари женщины до конца, и одежда сохранила ее честь и достоинство.
Цельный отрезок ткани длиной от 3 до 9 м женщины обматывают вокруг тела разными способами. Отсутствие швов означает что сари не несет в себе карму портного и считается чистым.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Царицыно #НевероятнаяИндия.ВзглядизРоссии #выставкивМоскве #усадьбыМосквы #Шедевральныемаршруты