Как не путать части речи и члены предложения? Такая проблема возникает у моих учеников в четвертом и последующих классах.
Если объяснять сухо, как делают родители, учителя и учебники: части речи - это существительные, прилагательные, глаголы, а члены предложения - это подлежащее, сказуемое, дополнения и т.д., то у школьника часто возникает каша в голове из разных членов, обстоятельств, наречий, частей и костей.
В упражнении, например, нужно подчеркнуть однородные члены, указать какими частями речи они выражены, какими членами предложения являются. Тут вообще ахтунг! Школьнику нужно вспомнить: что такое однородные члены, что такое части речи и как подчёркиваются слова (члены предложения), какие вопросы к чему задавать. Тут даже отличники задумываются, прежде чем выполнить задание к этому упражнению.
Для объяснения используем наглядный материал, так запомнится лучше. Я использую плакаты, которые дети вполне могут нарисовать сами.
Чтобы не путать части речи и члены предложения, используем метод ассоциаций и представлений.
Части речи
Рассказываем ребенку, что наша речь состоит из звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. Всё это части нашей речи. Нас интересует сейчас такая часть речи - слова.
Бывают слова-предметы. Например: дом, мама, цветы, облако, стол и т.д. Это имена существительные. Они отвечают на вопросы: кто? что?
Бывают слова-действия. Например: гулять, смотреть, играл, полетит и т.д. Это глаголы. Они отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Бывают слова-признаки. Например: солнечный, красная, резиновое, грустные. Это имена прилагательные. Они отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Можно рассказать также про наречия, предлоги, местоимения, числительные и другие части речи в зависимости от программы по русскому языку.
Всё это (имена существительные, имена прилагательные и глаголы) - части речи.
То есть слова - это части нашей речи. Эта главная мысль, которую ребенок должен понять и запомнить.
Члены предложения
Чтобы не путать их с частями речи, вводим ассоциацию с членами семьи. Предложение - это семья. Слова в предложении являются членами этой семьи.
Как и в обычной семье, где есть роли мамы, папы, бабушки, ребенка, у каждого члена-слова есть своя роль, а именно: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.
Есть замечательная сказка моего сочинения, которая накрепко забьёт в память эту ассоциацию с членами семьи. Здесь её полностью приводить не буду, она есть в этой статье:
Если кратко, то мама-подлежащее ходит с одной палочкой (подчеркивается одной линией) и отвечает на вопросы кто? что?
Папа-сказуемое ходит с двумя палочками (подчеркивается двумя линиями) и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? и т.д.
Дочка-определение имеет волнистые волосы (подчеркивается волнистой линией) и отвечает на вопросы: какая? какое? какой? чей? и т.д.
Сын-дополнение шаркает ногами по полу и оставляет за собой пунктирные следы (подчеркивается пунктирной линией) и отвечает на вопросы: чего? чем? о ком? кому? и т.д.
Ещё один сын-обстоятельство - пират с одной ногой-костылем, он оставляет за собой на песке следы: точка, пунктир (подчеркивается как точка-пунктир). Отвечает на вопросы: зачем? где? куда? откуда? и т.д.
Вывод
Чтобы не путать части речи и члены предложения используем ассоциации и фантазию. Части речи - это слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, которые являются частью нашей речи. Члены предложения - это члены предложения-семьи, выполняющие роль подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и обстоятельства.
Надеюсь, такой метод поможет и вам их не путать.
Если знаете ещё какие-нибудь интересные методы, пишите в комментариях.