Найти в Дзене

Стиль Обезьяны

Прекрасный Царь обезьян оставил заметный след во многих аспектах китайской культуры. А какой из таких аспектов один из самых известных всему остальному миру? Конечно же, боевые искусства или ушу.

Dà Shèng Pī Guà Mén (大聖劈掛門) - одна из техник ушу стиля Обезьяны (Hóu Quán, 猴拳, Обезьяний кулак). Как видите, даже в названии техники имеется чёткая отсылка на Великого Мудреца. Однако разработана она сравнительно недавно - чуть более ста лет назад - мастером Коу Си (寇四).

Шанхай, начало XX века
Шанхай, начало XX века

Сам же стиль Обезьяны имеет гораздо более долгую историю и уходит корнями аж во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). На шёлке того периода, извлеченного из гробницы Хань в провинции Хунань, имеются изображения древнейшего вида этого стиля.

-2

Однако задолго до этого на территориях современного Китая уже существовал некий вид ритуальных танцев, именуемый «танцем обезьяны». Например, в «Шан шу» (VIII–II вв. до н. э.) упоминается о танце обезьяны, танце феникса, танце медведя, танцах других животных. В хронике «Книга династии Хань» («Хань шу», I в.) рассказывается о танце «умывающейся обезьяны», который представлял собой веселое театрализованное игрище, а не бой. Чуть позже «Игры умывающейся обезьяны» входят в комплекс оздоровительных упражнений и даже заносятся в древнейший трактат «Схемы даоинь» («Даоинь ту», III в.).

Так из ритуальных танцев постепенно складывались подражательные формы обезьяны, слившиеся с приемами боя.

-3

В книге Чжен Жоцзеня «Цзяннань Цзинлюэ» (江南经略), опубликованной в 1569 году (династия Мин), имеется упоминание о 36 приемах борьбы Обезьяньего кулака. Выходит, что к тому времени этот стиль уже был достаточно развит и широко распространён.

Автору «Записок о путешествиях в горы Суншань» («Сун ю цзи») Ван Шисину (XVI в.) довелось воочию наблюдать тренировку по «Обезьяньему кулаку» среди шаолиньских монахов, которую он описал так: «Отдохнув под горой, монахи-бойцы вновь принялись демонстрировать свое искусство. Кулаки и палки наносили удары с такой скоростью, будто летали. Их наставник, сложив руки, наблюдал за ними. Среди монахов были те, кто наносил обезьяньи удары, скручивался в низких стойках и прыгал в точности как обезьяна».

-4

В эпоху Цин (1644–1912 гг.) в уезде Юэсянь провинции Шаньси некий человек по прозвищу «Высокая гора» (Гаошань) преподавал своим ученикам «Обезьяний кулак», причем большинство технических действий своими названиями были связаны с именем Сунь Укуна.

Стиль Обезьяны вышел не из боевой практики, а из ритуальных танцев и придворных спектаклей древности, а поэтому и на сегодняшний день он представляет собой сочетание боевых приёмов и игровой имитации повадок обезьяны.

-5

Обезьяна — символ ловкости, хитрости и изворотливости — всегда связывалась в сознании китайцев с чем-то мифологическим, зачастую запредельным. Этот стиль соединяет в себе различные высокоактивные приемы нападения и обороны, такие, как пинки, удары, броски, захваты, прыжки, кувырки, сальто; ему характерна быстрая реакция, гибкость, повышенная ловкость и активность, имитация движений и поведения обезьяны.

До сих пор не существует единого «Обезьяньего кулака». Учителя каждый по-своему трактуют движения этого животного. Одни пытаются в точности воспроизвести их, другие, например в синъицюань, стремятся передать лишь хитрость, ловкость и увертливость этого животного. Однако в основе практически всех этих школ — единые принципы, так называемые «32 священных иероглифа». Первые десять относятся ко всем движениям, следующие восемь иероглифов — к движениям руками. Последние четыре иероглифа описывают требования к работе ногами.

Четыре требования предъявляют мастера «Кулака обезьяны» к своим ученикам. «Имитируй форму», — учат они прежде всего. Необходимо научиться держать спину чуть согнутой, как это делает обезьяна, и выполнять простые движения, например, как «обезьяна почесывает ухо».

-6

Второе требование заключается в овладении «истинной мыслью» — следует найти золотую середину между театрализацией и прикладными аспектами.

Третье требование этого стиля — «тесно связывай движения между собой» — соответствует особой «обезьяньей» тактике, заключающейся в использовании связок в два-три движения и исключением одиночных ударов.

Последнее требование — «лёгкие передвижения и подвижное тело» — позволяет овладеть уходами и обходами противника со спины. Сегодня на соревнованиях можно нередко увидеть Хоуцюань в современном, сильно изменённом виде. В стиль введено много акробатических элементов и его относят к показательно-демонстрационным. Древний же стиль Хоуцюань в наши дни мало кому известен.

Но обезьянья техника не заканчивается только на рукопашном бое. Наряду с Обезьяньим кулаком, есть и Обезьяний шест (猴棍) - стиль боевого использования шеста, что тоже отсылает нас к знакомому образу.

Помимо, собственно, боевого стиля, существует также и театральный. Это акробатический комплекс для актёров китайской оперы, играющих роль Сунь Укуна. Он разработан в 50-х годах XX века Сяо Инпэном, «Царём обезьян» из Сычуани.