Иисус не называл себя Богом

5,1K прочитали

Считал ли Иисус себя Богом? От ответа на этот вопрос зависят взгляды миллиардов людей. Большинство христиан ответят, что да, Иисус называл себя Богом. Однако иудеи, мусульмане и малый процент христиан ответят иначе. Более того, многие ученые, такие как Барт Эрман, скажут, что Иисус не называл себя Богом. Почему? Ответ Барта Эрмана на этот вопрос приведен ниже.

Считал ли Иисус себя Богом? От ответа на этот вопрос зависят взгляды миллиардов людей. Большинство христиан ответят, что да, Иисус называл себя Богом.

«Я твердо убежден, что Иисус никогда не говорил о себе как о Боге. Один из способов продемонстрировать это - выстроить наши источники информации об Иисусе в хронологическом порядке.

У нас есть три источника - Евангелия от Матфея, Марка и Луки. Они называются синоптическими евангелиями, потому что они совпадают во многих местах, имеют сюжетные параллели, в том числе одинаковые формулировки. Все исследователи согласны с тем, что эти евангелия произошли за счет частичного копирования.

Ученые, занимающиеся этим вопросом с 19 века, утверждают, что у Матфея и у Луки одним из источников было Евангелие от Марка. Матфей и Лука скопировали слова Марка. Также у Матфея и у Луки есть высказывания об Иисусе, которых нет у Марка. Поэтому большинство ученых считают, что Матфей и Лука имели доступ к какому-то другому письменному источнику (помимо Евангелия от Марка), который они называют Q.

Q - это группа высказываний Иисуса, к которому имели доступ Матфей и Лука. У Матфея есть материалы, которых нет ни у Марка, ни у Луки. То же самое справедливо в отношении Луки.

Итак, у нас есть Матфей, Марк, Лука и также Q, L и М (специальные источники для Матфея и для Луки). Если посмотреть на весь этот материал, то обнаружится, что Иисус нигде не называет себя Богом.

Самый ранний источник, где Иисус называет себя Богом - это Евангелие от Иоанна. Наш последний самый поздний источник. Получается, что у нас есть шесть источников против одного. Все эти шесть источников появились раньше.

Мне кажется совершенно невероятным, чтобы шесть авторов, зная, что Иисус называл себя Богом, решили не упоминать об этом. Как будто это не настолько важно, чтобы об этом упоминали. Поэтому, я думаю, это совершенно неправдоподобно, что Иисус называл себя Богом».

Критика аргумента, что Иисус опасался раскрывать свою божественность

Одно из объяснений описанного выше противоречия сводится к тому, что Иисус изначально не хотел раскрывать свою природу, и только в конце повелел ученикам рассказать остальным, что он Бог.

Барт Эрман отвечает на это следующим образом:

«Тогда придется сказать, что Евангелие от Иоанна ошибочно, потому что в этом евангелии Иисус утверждает о своей божественности на протяжении всего служения.

Во-вторых, было бы ошибкой говорить, что Иисус скрывал свою божественность с целью сохранения жизни. Потому что его распяли не за то, что он называл себя Богом. Его божественные притязания не имеют отношения ни к одному из повествований о распятии.

Когда мы читаем повествование о суде над Иисусом, то Понтий Пилат отправляет его на казнь за то, что Иисус называет себя иудейским царем. Это политическое заявление. Пилата не волнует теология иудеев.

Термин "мессия" в большинстве еврейских источников того времени и в римском понимании еврейского мышления означает, что мессия - это будущий помазанник, царь Израиля. Христос - это греческое слово. Машиах - еврейское. Эти термины обозначают царя, которого помазали во время коронации, дабы показать, что царь является избранником Бога».

Интерпретация отрывка из Евангелия от Марка 2:5-12

Одним из аргументов верующих в пользу того, что Иисус указывал на свою божественность в синоптических евангелиях, является приведение отрывка из Евангелия от Марка, где Иисус вылечил парализованного. Иисус простил ему грехи, в ответ фарисеи возразили, что только Бог может прощать грехи, а значит Иисус богохульствует:

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи на земле... И тут Он обратился к парализованному: — Говорю тебе: встань, возьми свою циновку и иди домой.

Барт Эрман отвечает на это следующим образом:

«Иисус демонстрирует чудо, исцеляя человека. Раз Иисус может простить грехи, а это делает только Бог, значит Иисус указал на свою божественность. Но это совершенно неверное рассуждение.

Враги Иисуса говорят, что только Бог может исцелить человека. Иисус же говорит, что Сын человеческий имеет власть прощать грехи. Кто дал ему эту власть? Эту власть дал Иисус сам Бог. Из этого не следует, что Иисус является Богом.

Еще один момент заключается в том, как заметил исследователь Нового Завета Эд Пэриш Сандерс, что в храме во время жертвоприношений иудейские священники объявляли, что грехи жертвователя прощаются. Священники обладали этой властью. Поэтому Иисус в данном отрывке полемизирует с иудейскими священниками, что он обладает большей властью, чем они».

Считаете ли вы рассуждение Барта Эрмана убедительным? Полное видео с Бартом Эрманом можно посмотреть по этой ссылке.

⚡Большие статьи без цензуры на Boosty: https://boosty.to/trickster.zen (подписка на Boosty дает много бонусов+поддержка автора)

👉Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я публикую анонсы будущих интервью, видеороликов и опубликованных статей, а также небольшие заметки и мемы: https://t.me/religiontrickster