Потребность в них возникла ещё в те времена, когда люди принялись массово калечить друг друга в морских битвах. По крайней мере, известно, что во время долгой Пелопонесской войны в составе греческого флота было судно с названием "Терапия" (θεραπεία - лечение, уход) - с чего бы было так называть боевой корабль?
В римском флоте упоминается судно "Эскулап", что тоже вроде бы намекает...
Только надо иметь в виду, что к госпитальным судам зачастую причисляют просто приспособленные для транспортировки раненых и больных, в то время, как существуют и настоящие плавучие клиники, где может осуществляться полный спектр медицинского обслуживания.
В более позднее время англичане, как "просвещённые мореплаватели", подошли к этому вопросу основательно. В 1608 году Королевский флот сопровождал корабль «Гудвилл», фактически зарегистрированный как корабль-госпиталь. Ее скорее использовали для перевозки раненых в ближайший порт, чем для ухода за ними.
1650-1700: В состав Королевского флота вводятся официальные госпитальные корабли с постоянным персоналом, состоящим из хирурга и четырех помощников хирурга. Были перевязочные бинты, мыло, иглы и судна (в смысле "утки"), предоставлены чистые коврики и одежда, но качество еды было ужасным, и на этих кораблях больше заботились о больных, чем о раненых
1703: Новые правила предписывали наличие хирурга, шести наёмных помощника хирурга и четырех прачек на каждом корабле, а позже им должны были помогать пять назначенных санитаров. Похоже, на рисунке Алексея Апарина как раз изображён такой хирург перед началом операции:
1854 г.: Крымская война стала первым масштабным применением госпитальных судов. Всего в большой госпиталь в Скутари (район Стамбула) флотом госпитальных кораблей было доставлено 15 000 раненых военнослужащих .
1860: Во время опиумной войны в Китае используются два специально построенных парохода HMS Melbourne и HMS Mauritius. Вот они на рисунке того времени:
1877: Пароход Британского Красного Креста отправляется для оказания помощи жертвам русско-турецкой войны. Это судно было хорошо укомплектовано и имело операционную, хлороформ, другие анестетики и карболовую кислоту.
Думаю, понятно, что эти жертвы носили отнюдь не русскую форму.
1905: В составе эскадры Рожественского находилось госпитальное судно "Орёл"
На судне имелись:
9 палат на 444 койки, операционная, 2 перевязочные, стерилизационная, опреснитель, рентгенографический аппарат, лаборатория, аптека, пекарня, прачечная.
Окрашено согласно требованиям Гаагской конвенции 1899 года к внешнему виду госпитальных судов
Некоторыми исследователями считается, что именно «Орёл» стал косвенным виновником того, что сражение состоялось. Согласно требованиям той же Гаагской конвенции он был освещён. 14 мая 1905 года в 2 часа 28 минут утра огни парохода были замечены разведывательным судном японского флота — вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Если бы не это, возможно, что эскадра, шедшая в сумраке и тумане без огней, могла бы пройти место сражения незамеченной.
Японцы нашли, к чему придраться и конфисковали его. Второе госпитальное судно эскадры, "Кострома", было отпущено.
С конфискации немецкого госпитального судна "Офелия" начались военные преступления по отношению к таким кораблям. "Офелия":
17 октября 1914 года несколько немецких торпедных катеров были уничтожены во время битвы у Текселя. Сразу оговорюсь, что вообще-то корабли длиной 60 метров и с командой в полсотни человек трудно назвать катерами, но вот была такая загогулина в тогдашней терминологии.
Немецкое командование отправило корабль-госпиталь предположительно для поиска выживших. Подозрения возникли, когда британская разведка засекла, что "Офелия" использовала беспроводную радиостанцию, необычную для того времени для госпитального корабля, да ещё и отправляла закодированные сообщения, что вообще для госпитальных судов запрещено.
Когда « Офелия» заметила следящую за ней подводную лодку, она начала покидать этот район, что еще больше усилило подозрения, поскольку ее предполагаемая задача по поиску выживших немцев не была завершена. Вообще-то, согласно Гаагской конвенции госпитальные суда не могут быть конфискованы (расскажите это японцам :), но досмотру подвергнуты могут.
Однако при приближении британского эсминца HMS Meteor немцы начали выбрасывать за борт различные документы, разломали радиостанцию, а на судне были обнаружены 600 зеленых, 480 красных и 140 белых сигнальных ракет, при том, что на британском госпитальном корабле имеется всего около 12 огней каждого цвета. И вишенкой на торте оказалось, что "Офелия" не входит в список госпитальных судов, которыми стороны обменялись с началом войны.
Как же было его не конфисковать? Судно переименовали в SS Huntley и использовали как транспорт. Но недолго, 21 декабря 1915 года он был торпедирован и потоплен немецкой UB-10.
Захват "Офелии" позже послужил немцам как оправдание их атак на госпитальные суда. Наиболее громким и бесчеловечным было нападение U-86 27 июня 1918 года на британское госпитальное судно HMHS Llandovery Castle.
27 июня 1918 года HMHS Llandovery Castle находился примерно в 200 км от побережья южной Ирландии. 17 июня он доставил выздоравливающих солдат в Галифакс и направлялся обратно в Ливерпуль. На корабле находились 258 человек, в том числе 164 члена экипажа, 80 офицеров и рядовых, а также 14 медсестер Медицинского корпуса канадской армии; на борту не было пациентов. Большинство являлись гражданами Канады.
Несмотря на соответствующую окраску госпитального судна, U-86 под командованием обер-лейтенанта Гельмута Патцига торпедировала его.
Но это было ещё не всё. Когда с судна были спущены спасательные шлюпки и выжившие люди пересели в них, Патциг приказал всей команде находиться внизу, за исключением двух своих офицеров, помощника боцмана и рулевого. Они начали расстреливать шлюпки, а также таранить их корпусом лодки. Скорее всего, командир решил уничтожить всех свидетелей преступного потопления госпитального судна. (Позже он и бортовой журнал подкорректировал).
Всего погибло 234 человека, в том числе все 14 медсестёр. Однако 24 удалось выжить, чуть позже они были спасены эсминцем HMS Lysander.
Это событие вызвало бурю возмущения, хотя, казалось бы, чего ещё не видели люди к этому времени? Но это европейцы, а для заокеанских жителей подобные случаи были шоком
Плакат, изображающий последствия торпедирования. В океане мужчина в канадской военной форме изо всех сил пытается удержать медсестру, грозя кулаком немецкой подводной лодке. Рядом плавают обломки, в том числе спасательный круг "Llandovery Castle" .
Через две недели Патциг был награждён орденом "Орден Королевского Дома Гогенцоллернов"
К концу войны на его счету были 24 потопленных судна. В 1921 году трем офицерам U-86 , в том числе Гельмуту Патцигу, в Лейпциге были предъявлены обвинения на судебном процессе по военным преступлениям. Однако Патциг бежал из Германии и не понёс наказания. Его офицеры были осуждены на 4 года, но тоже отсидки избежали.
В годы Второй мировой войны Патциг вернулся на подводный флот, но уже на командные должности. Дожил до 94 лет и мирно скончался в 1984 году.
Всего за время войны было потоплено 26 госпитальных судов, среди них 2 российских.
«Португалия» была признана плавучим госпиталем немцами, болгарами и турками
30 марта 1916 года поблизости от турецкого города Ризе она была торпедирована U-33 капитан-лейтенанта Конрада Ганссера. Дело происходило около 8 утра, немец не мог не видеть, что атакует госпитальное судно, но, промахнувшись первой торпедой, повторил атаку и добился своего. Погибли 105 человек, в том числе 13 сестёр милосердия, некоторые из княжеских и графских фамилий.
Потом Ганссер пытался навести тень на плетень, мол, ошибка вышла, но всё это было шито белыми нитками.
Госпитальное судно "Вперёд" постигла аналогичная судьба.
В 4:30 8 июля 1916 г. “Вперед” вышел из Батума в Трапезунд за ранеными. В 9:35 немецкая подлодка U-38 без какого-либо предупреждения торпедировала и потопила его.
Так как на порядочность германских подводников уже особенно не полагались, “Вперед” находился в постоянной готовности к атаке. Перископ был замечен раньше, чем лодка сделала залп, в результате чего удалось спустить шлюпки на воду и спасти большую часть экипажа.
Из 67 человек погибли 4 матроса, кочегар, санитар, мальчик-доброволец и комендант судна — отставной контр-адмирал Альфред Вильгельмс.
Лодкой командовал подводный ас, на счету которого 148 потопленных судов Макс Валентинер
Он отметился и на других морях и был внесен британскими властями после войны в список военных преступников из-за его весьма неортодоксальных методов нападения.
Более подробно потопление этих судов я описывал здесь:
Как немецкие подлодки оказались в Чёрном море и как действовали, описывается в статьях:
.............................................................................................................................................................................