Друзья, октябрьский номер журнала «Декоративное искусство СССР» за 1958 год отмечал 200-летие со дня смерти создателя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758). Сегодня у нас есть возможность увидеть произведения Невской порцелиновой мануфактуры 1750-1760-х годов в иллюстрациях лучшего качества. Взгляните!
Булочкин Н., Суслов И. Рождение русского фарфора (К 200-летию со дня смерти Д. И. Виноградова // Декоративное искусство СССР, 1958. – № 10. – С. 36–40.
«Дело порцелина.., которое в России… ещё почти в начале своего ращения находится, …со временем желаемые плоды принесёт…». Д. Виноградов
С именем Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758) связана блестящая страница в истории русского керамического производства и прикладного искусства.
Значение трудов Виноградова и всей его практической деятельности в истории русской материальной культуры должно быть приравнено к трудам таких замечательных деятелей, как Ломоносов, современником и товарищем которого Виноградов был. В историю нашей науки Виноградов вошёл, прежде всего, как изобретатель русского фарфора.
Уроженец древнего города Суздаля, воспитанник Славяно-греко-латинской академии, откуда впоследствии вышли такие выдающиеся люди, как писатель Антиох Кантемир, математик Магницкий, поэт и филолог Тредиаковский, архитектор Баженов, Виноградов был командирован за границу для изучения естественных и технических наук, которые проходил там вместе с Ломоносовым. По возвращении в Россию он был направлен на вновь организуемую в Петербурге «Невскую порцелиновую мануфактуру», как назывался первоначально Императорский фарфоровый завод. Ему Виноградов и отдал все свои силы, талант и большие технические знания.
К моменту возвращения Виноградова из-за границы Россия не имела своего фарфорового производства. Население продолжало пользоваться простой гончарной посудой или так называемой «муравлёной», покрытой глазурью коричневого или зелёного цвета. Только в 1740-х годах в обиходе городского населения появляются изделия первого русского керамического завода московского купца Афанасия Гребенщикова, вскоре получившие широкое распространение. Это была майоликовая посуда, технология которой с росписью по сырой эмали была разработана сыном Гребенщикова, талантливым русским самородком Иваном Гребенщиковым.
Но все эти изделия – «муравлёная» и майоликовая посуда – значительно уступали по своим качествам фарфору, секретом которого Западная Европа овладела в начале XVIII века.
Попытка Петра I организовать в России собственное фарфоровое производство не дала положительных результатов и была возобновлена только в 1744 году, когда было начато создание фарфорового завода в Петербурге. Вернувшийся из-за границы с дипломом бергмейстера молодой Виноградов прикомандировывается к этому заводу. Но только в 1747 году, когда приглашенный царским правительством иностранец Гунгер обнаруживает свою полную несостоятельность в деле организации фарфорового производства, Виноградов получил возможность вплотную приступить к исследовательской и экспериментальной работе на заводе.
Перед Виноградовым стояла большая и чрезвычайно сложная задача – создание русского фарфора, и с этой задачей он блестяще справился. Ему принадлежит самостоятельное, достигнутое чисто научным путём, открытие секрета фарфора: выбор сырья, разработка всей сложной технологии получения фарфоровой массы, глазурей, красок, конструирование печей для обжига. Для этой цели им используются наши отечественные глины, богатые каолином, – гжельская и позднее оренбургская – и производится большое число экспериментов. Уже в 1747 году он даёт первые фарфоровые пробы. В этом ему помогли не только глубокие знания, приобретённые им в области физики и химии, но и успехи, достигнутые русской химической наукой благодаря трудам его товарища по заграничной учёбе – Ломоносова.
Петербургский фарфоровый завод обязан Виноградову тем, что за какие-нибудь 10–12 лет на нём было создано производство, не уступавшее крупнейшим европейским заводам. Уже в середине 1750-х годов ассортимент изделий, выпускаемых заводом, был очень разнообразен как по их бытовому назначению, так по форме и декорировке. Он состоял из чайной, кофейной и столовой посуды, подносов, бутылочных и рюмочных передач, морожениц, черенков для ножей и вилок, колокольчиков, пасхальных яиц, курительных трубок, табакерок, чернильниц, чернильных и туалетных приборов. Несколько позднее завод приступает к выпуску больших столовых сервизов, умывальных приборов, ваз.
Все подобные изделия расписываются подглазурными и надглазурными красками с применением позолоты, богато декорируются рельефными и скульптурными украшениями; орнаментальная роспись сочетается с очень тонкой сюжетной живописью с изображением пейзажей, батальных и охотничьих сцен. На многих предметах имеются царские вензели, графские и княжеские гербы и знаки. Богатство и разнообразие росписи и скульптурных украшений соответствуют духу времени, вкусам и симпатиям придворной среды и той части русского общества, для которой они предназначались.
Наряду с большой экспериментальной и организационно-технической работой на заводе, ставшем фактически его детищем, Виноградов вёл также и большую научную работу. Он был первым теоретиком в области фарфорового производства.
В 1752 году Виноградовым был создан труд, к сожалению, не дошедший до нас полностью, – «Обстоятельное описание чистого порцелина», представляющий первую в истории науки попытку создания научной технологии фарфора.
В то время как изобретатели европейского фарфора Бётгер и Чирнгауз не оставили после себя никаких письменных документов, раскрывающих пути, по которым они шли в своей работе, Виноградов составил не только подробный журнал лабораторных работ, рецепты фарфоровых масс и глазурей, но также и обобщающий научный труд по фарфору, пролежавший в архивах почти два столетия и открытый советским исследователем М. А. Безбородовым.
Во всей деятельности Виноградова видна огромная целеустремленность. Работа по изобретению фарфора рассматривалась им как большая патриотическая задача. Это помогало ему преодолевать многочисленные трудности, встречавшиеся на пути, и работать в неимоверно тяжелых условиях лишений и морального угнетения, которым подвергали его царские чиновники.
До сих пор в деятельности Виноградова исследователей привлекала главным образом та её сторона, которая непосредственно была связана с решением технологических проблем и организацией фарфорового производства на заводе. Эта, бесспорно, важнейшая сторона несколько заслонила и отодвинула на второй план в глазах историков его участие в решении чисто художественных задач в части разработки форм изделий и их живописного и скульптурного декора. Следует сказать, что ив решении этих вопросов Виноградов проявил также большую самостоятельность и талант.
Переходя к характеристике изделий Петербургского фарфорового завода в первоначальный, так называемый виноградовский период его деятельности, следует отметить, что ещё до основания завода в России были хорошо известны и весьма ценились изделия западноевропейского фарфора и, в частности, знаменитого Мейсенского завода, являвшегося в то время крупнейшим центром фарфорового производства в Западной Европе. Мейсенский фарфор 1720–1750 годов достиг своего расцвета как в отношении технического качества, так и в декоративном оформлении изделий. Славу заводу создали в это время такие известные мастера, как живописец Гёрольд и скульптор Кендлер.
В художественном отношении изделия Мейсенского завода обладали ярко выраженными признаками стилей барокко и рококо, широко распространённых в различных видах искусства XVIII столетия. В фарфоре наиболее отчётливо проявились мотивы рококо в своеобразных формах изделий, отличавшихся плавной текучестью и прихотливостью очертаний, изящной асимметричностью силуэта и в обилии скульптурных украшений рокайльного типа, а также в характере живописи, где преобладали изображения амуров, галантных сцен и пейзажей в духе известных французских живописцев Ватто и Буше.
В украшении мейсенского фарфора часто встречаются также изображения из китайской жизни и стилизованный китайский орнамент, что явилось следствием увлечения искусством Китая и, в частности, фарфором, получившим широкую известность в Западной Европе.
Все эти особенности западноевропейского фарфора не могли не оказать влияния и на изделия Петербургского завода, что получило своё отражение в конструкции их форм и характере декорировки. Вместе с тем русские изделия ни в коей мере не являются подражанием западноевропейским образцам. Они несут в себе ряд отличительных черт как в трактовке форм вещей, отличающихся большей простотой и архитектоничностью, так и в своеобразии декоративного оформления, где совершенно нет тех излишеств в применении украшений, которые характеризуют многие изделия мейсенского завода.
Ряд изделий Петербургского фарфорового завода был изготовлен при непосредственном участии самого Виноградова и имеет его личное клеймо в виде буквы «W» с датой изготовления, выполненные синей подглазурной краской. К таким предметам относится известная сахарница, созданная Виноградовым в 1752 году.
Её декоративное убранство характеризуется очень удачно найденным композиционным сочетанием лёгкого орнаментального рельефа, скульптурных украшений в виде львиных ножек и ручки крышки, воспроизводящей ветку с цветами, а также полихромной с золотом росписи.
За время деятельности Виноградова на Петербургском заводе там был налажен массовый выпуск фарфоровых табакерок, являвшихся неотъемлемой принадлежностью быта дворянского общества того времени. Завод выпускал табакерки самых разнообразных форм – пакетовые (в виде акета или почтового конверта с сургучной печатью и соответствующей надписью о владельце табакерки), круглые, яйцевидные, в форме яблока, раковины и т. п.
Табакерки (кроме пакетовых) обычно украшались лёгким рельефом и полихромной живописью, воспроизводящей цветочный орнамент и разнообразные сюжетные мотивы. Сюда относится знаменитая табакерка, украшенная изображением резвящихся и отдыхающих мопсов, о которой Виноградов писал, что в её украшении участвовал талантливый живописец-эмальер Андрей Чёрный – один из первых художников на заводе. Он декорировал многие изделия, выполнявшиеся при непосредственном участии и под наблюдением самого Виноградова. Эта табакерка также имеет личное клеймо Виноградова и дату изготовления – 1752 год.
Первоначальный период работы Петербургского фарфорового завода характеризуется выпуском не только отдельных вещей, но и сервизов, из которых первым и наиболее крупным является широко известный, так называемый «Собственный сервиз», по-видимому выполненный по специальному заказу императрицы Елизаветы Петровны.
Предметы этого сервиза отличаются простыми формами и гармоничным сочетанием лёгкого орнаментального рельефа и лепных украшений в виде полихромных цветочных гирлянд. При этом украшения располагаются так, что они не только прекрасно подчёркивают строение формы вещи, но и естественную белую, блестящую поверхность фарфора, что вообще характерно для всех изделий Петербургского завода виноградовского периода.
Разнообразие в приёмах декорировки говорит о постоянных творческих поисках модельеров и живописцев завода. Примером этого может служить очень интересная группа столовых тарелок, украшенных золотыми изображениями сцен из китайской жизни, отдельными фигурами китайцев и орнаментом. Простыми средствами, пользуясь одной лишь позолотой, мастера сумели создать очень четкие силуэтные изображения, прекрасно связанные композиционно с круглой формой предметов.
Характер декорировки этих тарелок говорит о том, что мастера русского фарфора отдали здесь дань всеобщему увлечению китайским искусством. Вместе с тем они внесли в их украшение своеобразие декоративного понимания золотых силуэтных изображений, отличающихся более крупными размерами и весьма оригинальным композиционным построением.
Среди изделий виноградовского фарфора особое место занимают два подсвечника (шандала), тулово которых напоминает по своему строению античные вазы. Декоративное оформление этих подсвечников отличается от других фарфоровых изделий завода тем, что большая часть их поверхности имеет цветное покрытие. Сочетание позолоты, бледно-розового, голубого и белого фонов с очень тонко выполненными скульптурными гирляндами цветов, слегка подцвеченными красками, а также с рельефными и врезанными в тесте полосками образует очень гармоничное по своей композиции и колориту украшение этих предметов.
Даже краткий обзор немногих изделий Петербургского завода говорит о том, что творчество русских мастеров фарфора было своеобразно и в значительной мере свободно от сложившихся в середине XVIII века канонов в художественном оформлении западноевропейского фарфора, формы которого в это время начали приобретать чрезмерную изощренность и обилие украшений, часто даже в ущерб декоративности и целесообразности вещи.
Всё это в полной мере отвечало тем задачам, которые Виноградов ставил в своей работе по художественному оформлению изделий, говоря, что «краски и малеванье придают порцелину что ни лутчую красоту и приятство, особливо, когда они хороши и о надлежащем месте употреблены будут».
В истории русского фарфора виноградовский период является важнейшим этапом, положившим начало дальнейшему, весьма быстрому развитию фарфорового производства в России. С этого времени наметились предпосылки к массовому производству отечественных фарфоровых изделий и их более широкому распространению в быту русского общества. В то же время традиции виноградовского фарфора нашли своё отражение в изделиях Петербургского фарфорового завода последующих лет (1770–1790-е), а также в фарфоре известного русского частного завода Гарднера, основанного в 1766 году.
Наконец, лучшие традиции виноградовского фарфора были восприняты заводом имени М. В. Ломоносова в Ленинграде, являющимся в наши дни законным наследником «Невской порцелиновой мануфактуры», когда-то созданной трудами Виноградова.
Таким образом, вся творческая деятельность Дмитрия Ивановича Виноградова легла в основу тех больших достижений, которые завоевал в дальнейшем русский фарфор. Поэтому все изделия, созданные как самим Виноградовым, так и при его непосредственном участии и наблюдении, являются в настоящее время уникальными памятниками, по праву входящими в сокровищницу русской материальной культуры и искусства XVIII столетия. Они свидетельствуют о неиссякаемом творческом вдохновении и таланте русского народа, представителем которого был выдающийся учёный и художник Д. И. Виноградов.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив