Найти тему
Navygaming Channel

Авиагруппа авианосца начала 30-х годов ХХ века – самолёты «Рюдзё»/Часть 2. От "Клода" к "Зеро" и далее

Продолжаем вспоминать отдельные образцы палубных самолетов, которые базировались на японском авианосце "Рюдзе". Начало статьи можно найти ВОТ ЗДЕСЬ . Если вас заинтересует другие статьи по этому кораблю, то вы их можете найти ЗДЕСЬ или ТУТ

Продолжение....

Итак, для замены устаревшего А2N от Накаджимы разрабатывались новые проекты, но в это время в "соревнование" включились специалисты от фирмы "Мутсубиси".

Полетная палуба авианосца «Рюдзё» с четырьмя 127-мм АУ после 1934 года
Полетная палуба авианосца «Рюдзё» с четырьмя 127-мм АУ после 1934 года

Проведенные сравнительные испытания двух прототипов строевыми пилотами показали превосходство нового истребителя Накаджимы над будущим А5М в маневренном ближнем бою. Мнение боевых лётчиков оказалось решающим, истребитель Накаджимы, получивший обозначение А4N1 или «Палубный истребитель флота Тип 95», был запущен в серийное производство и официально принят на вооружение.

Накаджима A4N1- последний истребитель-биплан в авиагруппе "Рюдзё"
Накаджима A4N1- последний истребитель-биплан в авиагруппе "Рюдзё"

Новый самолёт был чуть крупнее и тяжелее своих предшественников, однако за счет более мощного двигателя развивал большую скорость. Кроме того, А4N1 обладал большей дальностью (845 км), что для палубного истребителя является значимым преимуществом. Для увеличения дальности использовались подвесные топливные баки, обеспечивающие полёт на дистанцию 950-980 км. А вот вооружение истребителя не менялось – на нём устанавливали всё те же 7,7-мм синхронные пулемёты Тип 97 («Виккерс-Е», выпускаемый по лицензии), а также при необходимости под крылом можно было подвешивать пару лёгких бомб массой по 30 кг.

Истребитель Накаджима A4N1, схема внешнего вида
Истребитель Накаджима A4N1, схема внешнего вида

Служба истребителя А4N1 оказалась недолгой, и его пример наглядно показывает, что часто сравнительные испытания и субъективное мнение не позволяют увидеть перспективные направления развития боевой техники. В составе палубных авиагрупп истребители A4N также задержались ненадолго и поступали туда лишь в качестве восполнения потерь и то временно. Отметим, что А4N дольше всех базировался именно на авианосце «Рюдзё», правда в качестве переходного типа самолёта для тренировки личного состава, но недолго. Приходится признать, что истребитель A4M, несмотря на свой достаточно юный возраст, устарел концептуально уже на момент своего появления.

-4

Сравнительная таблица 1 показывает, что в целом японские палубные истребители соответствовали иностранным аналогам (бипланам), даже превосходя их по некоторым параметрам, например по дальности полёта.

Американский истребитель F11Cкитайский «Хоук» III с трудом мог противостоять японским
истребителям в японо-китайской войне
Американский истребитель F11Cкитайский «Хоук» III с трудом мог противостоять японским истребителям в японо-китайской войне

Но к концу 30-х годов ХХ века время бипланов в военной авиации уже прошло, и в 1937 году последний истребитель-биплан японского флота начал исчезать из боевых эскадрилий практически одновременно с предыдущим проектом А2N, который новый истребитель должен был заменить, но не успел. Интересно, что прогресс в развитии палубной авиации привел к тому, что многие истребительные эскадрильи пересаживались со старых бипланов А2N сразу на новые монопланы А5М, минуя промежуточный А4N.

На смену A4N пришел моноплан, созданный фирмой-конкурентом – Митсубиси А5М. Об этом истребителе мы подробно рассказали в статьях, посвященных авианосцу «Хирю». Поэтому здесь, чтобы не повторяться, мы отметим только отдельные особенности данного самолёта.

Компания «Митсубиси» на свой страх и риск решила создать моноплан для участия в конкурсе (под обозначением Ка-14), и первый испытательный полёт был осуществлен уже 4 февраля 1935 года. Самолёт показал настолько прекрасные характеристики, превосходившие ряд требований, заложенных в техническом задании (например, скорость 444 км/ч вместо требуемых 350 км/ч), что представители флота отказались поверить данным компании «Митсубиси». Но на дополнительных контрольных испытаниях самолёт показал ещё более впечатляющую скорость в 449 км/ч. Вооружение самолёта составляли 2x7,7-мм пулемёта, предусматривалась также возможность нести две 30-кг бомбы. После небольших изменений самолёт был принят на вооружение под обозначением A5M (A5M1 для первой серийной модификации или «тип 96» модель 1) и пущен в серийное производство. Вскоре после принятия самолёта появились модификации A5M2a и A5M2b.

Японский А5М «Клод» - первый истребитель – моноплан в авиагруппе «Рюдзё»
Японский А5М «Клод» - первый истребитель – моноплан в авиагруппе «Рюдзё»

На «Рюдзё» истребители А5М появились в ходе Японо-китайской войны, когда он вместе с авианосцами «Хосё» и «Kaга», также имевшими смешанные авиагруппы в составе истребителей A2N3, A2N4 и A4N1, начали нести потери от более современных истребителей противника. В августе-сентябре 1937 года эти три японских авианосца, действовавших у Шанхая, получили A5M. Первый бой против китайских истребителей был проведён 4 сентября с отличным результатом – японские пилоты сбили 3 самолёта противника, не понеся никаких потерь. В дальнейшем во время столкновений с китайской авиацией A5M также показывал прекрасные результаты.

Появление у китайцев современных советских истребителей изменило ситуацию, бои стали более ожесточёнными и менее предсказуемыми для пилотов А5М. Например, И-15 превосходил А5М по вооружению и живучести, в частности, из-за бронезащиты пилота, а И-16 в ближнем маневренном бою не уступал А5М1 и имел более мощное вооружение.

Советский истребитель И-16 тип 20 – оказался достойным противником «Клода»
Советский истребитель И-16 тип 20 – оказался достойным противником «Клода»

Вооружение А5М2 для конца 30-х годов ХХ века представлялось явно недостаточным. Его два 7,7-мм пулемёта типа 89, представлявшие копию старого английского «Виккерса», по баллистическим характеристикам и скорострельности значительно уступали советскому пулемёту ШКАС. А если вспомнить, что последние модификации И-16 вооружались четырьмя «ШКАСами» или комбинацией из двух пулемётов ШКАС и двух пушек ШВАК, то можно представить, как японскому истребителю было сложно вести воздушный бой с таким противником.

В 1938 году в производство поступила последняя модификация «Клода» – A5M4 с более мощным двигателем (710 л.с.). Производство данной модели продолжалось до принятия на вооружение в 1940-ом году истребителя A6M, который значительно превосходил своего предшественника.

Истребитель А5М «Клод» в воздушном бою (рисунок)
Истребитель А5М «Клод» в воздушном бою (рисунок)

К середине 1939 года первый японский палубный моноплан A5M1 и его модификации уже почти устарели, и императорский флот уже ждал ему замену. К декабрю 1941 года A5M был практически полностью заменён в линейных частях на A6M и использовался преимущественно для обеспечения ПВО объектов в метрополии. К началу боевых действий на Тихом океане в декабре 1941 года в строю имелось 193 А5М, из них 144 в частях второй линии. Ими располагали подразделения, обеспечивавшие прикрытие с воздуха военно-морских баз в Сасэбо, Омуре, Оминато и Такао, особая авиагруппа флота, предназначенная для участия во вторжении в Малайю и эскадрильи, размещавшиеся на лёгких авианосцах «Хосе» (11 А5М), «Рюдзё» (22 А5М), «Дзуйхо» (16 А5М). В 1943 году A5M использовали преимущественно учебные части, а к 1945 году эти, уже устаревшие самолёты, начали применять в роли камикадзе. Наступила эра А6М «Зеро»!

На авианосцах «Рюдзё» и «Хосё» были апробированы большинство японских палубных самолетов 30-х годов
На авианосцах «Рюдзё» и «Хосё» были апробированы большинство японских палубных самолетов 30-х годов

Истребитель А6М – один из самых известных истребителей Второй мировой, тем более что о нём мы также уже подробно рассказывали в статьях, посвященных авианосцу «Хирю». Соответственно, и в данном случае наша справка будет относительно небольшой.

Вскоре после принятия на вооружение A5M командование японского флота сразу же задумалось о новом истребителе палубного базирования. Спецификация на разработку нового самолёта (для замены А5М) была создана уже в мае 1937 года: требовалось разработать истребитель с максимальной скоростью 500 км/ч, маневренностью на уровне A5M, вооружением из двух 20-мм пушек и двух 7,7-мм пулемётов.

Истребитель Митсубиси А6М2 – один из известных самолетов Второй мировой
Истребитель Митсубиси А6М2 – один из известных самолетов Второй мировой

Проект «Mитсубиси» под обозначением A6M был воплощен «в металле» в марте 1939 года. В самолёте были использованы все возможности снижения веса, включая применение в конструкции дюралюминия, что было весьма нестандартно. Самолёт нес двигатель мощностью 780 л.с. и требуемый состав вооружения (2-20-мм пушки тип 99 в крыльях, 2-7,7-мм пулемёта тип 97 на двигателе, имелась возможность использования 30-кг и 60-кг бомб). Недостатками новой машины являлись отсутствие протектированных топливных баков и бронирования самолёта, которыми было решено пожертвовать в угоду уменьшения массы самолёта.

Самолёт под обозначением A6M1 показал все данные, соответствующие техническому заданию флота, кроме максимальной скорости. Для устранения данной проблемы было решено оборудовать истребитель двигателем мощностью в 975 л.с., модификация получила обозначение A6M2. К концу июля 1940 года самолёт был принят на вооружение под обозначением A6M (A6M2 для первой серийной модификации или «Тип 0 модель 2») (табл.2).

Кабина истребителя Митсубиси А6М2
Кабина истребителя Митсубиси А6М2

К декабрю 1941 года на вооружении японского флота находился 521 истребитель A6M различных модификаций. Истребители получили прозвище «Зеро» (это одно из нескольких названий, которые носил данный самолет) и приняли деятельное участие во всех боях начального периода войны на Тихом океане, участвовали в нападении на Перл-Харбор и захвате Филиппин, совершили на борту японских авианосцев рейд в Индийский океан, обеспечив японскому флоту господство в воздухе (табл.2).

В 1942 году в серийное производство была пущена модификация A6M3 с новым двигателем мощностью 1115 л.с. и незначительными изменениями, например, был увеличен боезапас 20-мм пушек. Однако после оглушительных побед японцы стали терять инициативу, понеся ощутимые потери в сражениях в Коралловом море и при Мидуэе. В этих сражениях огромные потери понесла палубная авиация, что в условиях недостатка опытных пилотов не могло не сказаться на боеспособности японского флота.

По мере изменения ситуации в войне после поражения Японии в битве за Мидуэй самолёт постоянно модернизировался: в конструкцию добавились дополнительные топливные баки в консолях крыла, устанавливались в качестве эксперимента 30-мм пушки и другие, менее значительные изменения.

Британский истребитель Хоукер Mk.I «Харрикейн»
Британский истребитель Хоукер Mk.I «Харрикейн»

По имеющимся данным, на авианосце «Рюдзё» истребители А6М2 базировались в ходе операции в районе Алеутских островов, в июне 1942 года. Более того, именно истребитель А6М2 с «Рюдзё» посчастливилось получить в руки американцам практически неповреждённым в связи с его вынужденной посадкой на острове Акутан, при которой пилот самолёта погиб.

Изучение данного образца позволило подготовить тактические рекомендации для борьбы с японским «супер-истребителем». В результате, если в начале войны A6M уверенно удерживали превосходство над американскими машинами, то с поступлением на вооружение США новых типов истребителей соотношение потерь к победам у японцев достаточно быстро опустилось до 1:1. В дальнейшем истребитель А6М неоднократно модернизировался, но как показали дальнейшие бои, несмотря на все внесенные изменения, A6M не смог на равных бороться с новейшими американскими «Хэллкэтами» и другими самолётами.

Американский истребитель F-4F «Уайлдкэт»
Американский истребитель F-4F «Уайлдкэт»

И для авианосца «Рюдзё» это уже не имело значения, вспомним, что в своём последнем бою авианосец был атакован американскими пикирующими бомбардировщиками и торпедоносцами, которые нанесли удар без истребительного прикрытия. И в этом бою палубным «Зеро» с «Рюдзё» не удалось не только предотвратить уничтожение своего носителя, но даже отомстить за него – американские самолёты в этом налёте не имели потерь.

-14

Ударные самолёты (торпедоносцы / бомбардировщики)

Как мы все понимаем, если бы авианосцы создавались только для использования с них истребителей, то вряд ли они стали той силой, которой эти корабли обладают и сейчас. Так что вместе с истребителями на авианосцах достаточно места отводилось и ударным самолётам, в роли которых выступали торпедоносцы (бомбардировщики) и пикирующие бомбардировщики. Одним из первых торпедоносцев, которые базировались на «Рюдзё», стал палубный торпедоносец Митсубиси В1М (тип 13).

Первый торпедоносец «Рюдзё» - Митсубиси B1M
Первый торпедоносец «Рюдзё» - Митсубиси B1M

Опытный образец этого самолёта совершил первый полёт в январе 1923 года, и затем под обозначением B1M1 он был запущен в серийное производство для японских ВМС, где получил обозначение «Тип 13» (палубный штурмовик). Самолёт имел цельнодеревянную конструкцию и двигатель мощностью 450 л.с. (позже 500 л.с.). Крылья для удобства хранения на авианосцах складывались. Изменённый вариант самолёта был обозначен в ВМС B1M1 или Тип 13-1 (построено 196 машин).

Базовый проект стал основой для различных модификаций, последней из которых был серийный трехместный вариант В1М3 (двигатель мощностью 600 л.с.). В январе-феврале 1932 года самолёты Тип 13 (авианосцы «Хосё», «Кага») участвовали в военном конфликте с Китаем, совершив серию воздушных налётов на Шанхай. К середине 1930-х годов самолёты В1М устарели, но часть из них продолжала использоваться в японских ВМС до 1938 года.

На смену В1М3 японский Императорский флот получил палубный торпедоносец Митсубиси Тип 89 – В2М, который не удовлетворил военно-морское руководство. Возможно, по этой причине на «Рюдзё» он так и не попал, зато нашлось место для следующего типа торпедоносца – Йокосука B3Y1.

Палубный торпедоносец Митсубиси B2M совершил посадку на авианосец
Палубный торпедоносец Митсубиси B2M совершил посадку на авианосец

Этот новый торпедоносец было решено создавать без участия иностранных разработчиков силами собственной японской авиапромышленности. В конкурсе на создание нового торпедоносца участвовали и «Митсубиси», и «Накаджима», но создать самолёт, который соответствовал требованиям военных, удалось Арсеналу в Йокосука. В качестве базы был использован проект запущенного в производство торпедоносца В2М2 модель 2, таким образом была заимствована большая часть технических решений из проекта Митсубиси.

Новый торпедоносец уже в августе 1933 года был принят на вооружение под обозначением «Палубный штурмовик флота Тип 92» или коротко В3Y1. Торпедоносец В3Y1 представлял собой трёхместный биплан смешанной конструкции. Каркас фюзеляжа набирался из стальных труб и обшивался полотном за исключением носовой части, обшитой дюралевыми листами, крылья складные с деревянным набором и фанерной обшивкой.

Торпедоносец Йокосука B3Y, схема внешнего вида
Торпедоносец Йокосука B3Y, схема внешнего вида

Но были и недостатки: главной проблемой торпедоносца стал капризный и ненадёжный двигатель (620 л.с.), кроме этого, самолёт отличался плохой путевой устойчивостью и сложностью в управлении. Возможно это и сказалось на его дальнейшей судьбе. ...

Окончание следует...

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, № 109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2)/А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов //Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов//Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/ Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой/С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А. Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с., материалы сети Интернет