Есть мнение, что избавиться от пищевой зависимости сложнее, чем от, например, алкогольной. Если в процессе лечения можно не употреблять спиртное\не курить\не играть, то не есть пищу невозможно в принципе. Именно эта невозможность избежать объекта аддикции и делает эту зависимость сложной в лечении.
Поэтому можно зайти с другой стороны. Пищевая зависимость – это всегда симптом некоей более глубинной проблемы. То есть человек когда-то испытал сильный дискомфорт (стресс, обиду, раздражение, досаду, разочарование), затем использовал еду, как средство утешение и запомнил, что средство это работает. Поведение закрепилось, стало использоваться все чаще, пока из «лекарства» само не стало проблемой.
Что логически следует? Что следует пробовать определить запускающую проблему. Отыскать тот конфликт, который когда-то запустил заедательное поведение. Заедать можно не только проблему, но и различные пустоты: скуку, одиночество, отвержение. В этом случае надо пробовать найти ситуацию в прошлом, когда было максимально одиноко (скучно, брошенно), и на помощь пришла еда.
Психика устроена настолько хитро, что позволяет прорешивать конфликты прошлого в настоящем. Это называется реструктуризация (есть и иные наименования), и это очень круто работает. После ее проведения взгляд на проблему меняется.
Затем человек учится новому поведению – его надо долго тренировать и оттачивать, иначе результата не будет, новые нейронные связи не образуются. Например, надо научиться не бояться одиночества, а использовать его, как ресурс. Или научиться справляться со стрессом.
Самостоятельно утешать себя. Вашу маму, не утешившую вас в детстве, никто не переделает, но мы можем сами себе давать утешение и поддержку. Этому точно можно научиться.
Тогда отпадет необходимость закидываться едой: вы научитесь закрывать истинную потребность другими способами.
1