Найти тему
Around Art

Икебана далекая и близкая

Послесловие к выставке «Краски Востока» в Восточном культурном центре Института Востока Российской Академии Наук

Текст: Галина Мумрикова

В середине сентября профессионалы и любители традиционного японского искусства икебаны собрались на уникальной выставке Московского филиала школы Согэцу, которую возглавляет Елена Кильчевская. Были руководители и представители Института Востока РАН, в частности, его директор доктор исторических наук Аликбер Аликберов, заведующая «Центром японских исследований» доктор исторических наук Елена Катасонова, востоковед-культуролог, профессор Александр Долин. С приветственным словом выступила также руководитель Восточного культурного центра Лана Раванди-Фадаи.

Работа Людмилы Котельниковой
Работа Людмилы Котельниковой
Работа Людмилы Воронковой - МАРХИ
Работа Людмилы Воронковой - МАРХИ

…Первой школой икебаны считается Икэнобо, которая была основана в середине XV века священнослужителем Икэнобо Сэнкэем в Киото. Изначально ее стили использовались для украшения храмов. В ней множество символов, отражающих величие и красоту природы.

Школа Икебана Согэцу (草月 — «Трава и Луна») начала свою деятельность в 1927 году и сейчас в ней 120 филиалов в 38 странах, в том числе и в России. Эта школа отличается тем, что в композициях используются не только цветы, но и другие неживые материалы – камни, пластмассы, металл, ткани, а выставляют их не только в помещениях, но и вне их. Еще один филиал Согэцу под руководством Людмилы Воронковой находится в Московском Архитектурном институте (Sogetsu ”Center Okrug Branch” (МАРХИ), и ее представители также участвовали в выставке.

Икебаны «Краски Востока» «сопровождали» произведения художников-керамистов, что было абсолютно в тему, а также звучание сякухати. Сякухати – это продольная бамбуковая флейта, обучение на которой входит в программы японских школ.

Прекрасные артефакты показали на выставке 11 московских художников-керамистов. В основном это вазы, но также и другие интересные объекты, причем некоторые мастера использовали такие технологии как дровяной обжиг в традиционных печах Анагама, которые пришли в Россию из Японии.

На вернисаже: слева - Аликбер Аликбеков, директор Института востоковедения РАН, в центре - Лана Раванди-Фадаи, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, руководитель Восточного культурного центра, справа - куратор выставки Ольга Лапшина
На вернисаже: слева - Аликбер Аликбеков, директор Института востоковедения РАН, в центре - Лана Раванди-Фадаи, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, руководитель Восточного культурного центра, справа - куратор выставки Ольга Лапшина
На вернисаже: справа - директор филиала Московского отделения школы Согэцу и куратор Елена Кильчевская, слева - Ариса Накамура, 3-й секретарь Информационного отдела посольства Японии
На вернисаже: справа - директор филиала Московского отделения школы Согэцу и куратор Елена Кильчевская, слева - Ариса Накамура, 3-й секретарь Информационного отдела посольства Японии
На вернисаже
На вернисаже
На вернисаже
На вернисаже
Дмитрий Калинин - музыкант, композитор, исполнитель традиционной японской музыки эпохи Эдо
Дмитрий Калинин - музыкант, композитор, исполнитель традиционной японской музыки эпохи Эдо

Помимо демонстрации искусства икебаны на выставке состоялись детский мастер-класс и вечер японской поэзии в переводах писателя, профессора, переводчика классической и современной японской поэзии и прозы Александра Долина.

Куратор выставки Ольга Лапшина отметила: «Искусство икебаны не имеет границ и рамок. Мы, организаторы, считаем, что наша задача – совместное творчество и объединение со всеми мастерами этого древнейшего искусства не только в Москве, но и в России, а также со всеми, кому дорога японская Икебана».

Автор - Дарья Мищенко
Автор - Дарья Мищенко
Работа Елены Краснушкиной
Работа Елены Краснушкиной
Автор - Елена Сизова
Автор - Елена Сизова
Автор - Ирина Соколова
Автор - Ирина Соколова
Настенное панно : автор - Урана Куулар и композиция Светланы Осмонбековой
Настенное панно : автор - Урана Куулар и композиция Светланы Осмонбековой
Автор - Татьяна Назарьева
Автор - Татьяна Назарьева
Работа Анны Андришин
Работа Анны Андришин
Автор - Антонина Пылаева
Автор - Антонина Пылаева

Восточный Культурный центр на первый взгляд обычный для центра Москвы лофт с кирпичными стенами, которых в столице уже немало. Но на выставке главное – не стены, а люди, которым эти стены надо оживить и заполнить пустоту пространства так, чтобы в череде экспонатов высветилась главная мысль и цель экспозиции. И… надо отдать должное устроителям – им это удалось сполна. Праздник получился. Каждый уголок был сделан , что называется, «с чувством, толком, расстановкой». На церемонии открытия не было скучных выступлений, и вообще на вернисаже происходило интереснейшее интеллектуальное общение художников, дизайнеров, профессионалов, столичной интеллигенции. За несколько дней выставку посетили более семисот человек.

Автор - Екатерина Овчинникова
Автор - Екатерина Овчинникова
Работа Елены Рогачевой
Работа Елены Рогачевой
Автор - Елена Суворова
Автор - Елена Суворова

Разумеется, в Икебане много тонкостей, которые не не под силу взгляду непрофессиональному. Профессионалы же подмечают все: от цвета до фактуры и линий. Но, в конце концов, Икебана, созданная профи, служит нам с вами и учит понимать прекрасное, взятое у природы и облаченное художником в некую фантазийную композицию. Она может быть разной, но мы, зрители, видим в ней то, о чем поведал нам художник, как передал свое видение. И нередко кажется, что это уж слишком просто (вроде как и я бы так сделал). Но это кажущаяся простота, ибо в ее «архитектуре» не должно быть лишних линий, неверных красок, случайной подставки, веточки – в общем, ничего, что бы мешало воспринимать композицию как единое целое. Такая вот «картина маслом». Конечно, не всем удалось добиться целостности, но у большинства получилось.

Работа Ларисы Сарычевой
Работа Ларисы Сарычевой
Автор - Юрико Камимура
Автор - Юрико Камимура
Автор - Чинара Мундузбаева
Автор - Чинара Мундузбаева
Композиция Светланы Мишиной
Композиция Светланы Мишиной
Композиции Чинары Мундузбаевой, Светлаты Мишиной, Алии Сулейменовой
Композиции Чинары Мундузбаевой, Светлаты Мишиной, Алии Сулейменовой

Если говорить о работах, которые оказались на стене, то смотрятся они по-особому. Здесь, на выставке, нет индивидуально заданного интерьера для каждой композиции. Но если «включить» воображение, то легко представить многие «портреты» цветов в сопровождении тончайших атрибутов, которые сопровождают эти картины природы по принципу «не навреди». Тут любая лишняя деталь, любой неловкий поворот в корне все может изменить. А представленные «картины природы» и вправду очень разные, есть лирические, есть «размышления о жизни», есть динамичные, яркие или, напротив, несколько приглушенные, со скрытым смыслом.

Мастера керамики на вернисаже
Мастера керамики на вернисаже
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Керамика Анны Орловой (фрагмент)
Керамика Анны Орловой (фрагмент)
Автор - Елена Русланова
Автор - Елена Русланова
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Работы московских керамистов
Работы московских керамистов
С другого ракурса
С другого ракурса
Работы московских мастеров
Работы московских мастеров

Керамисты на выставке не выглядели неким «приложением» к Икебане, не выглядели они и простым дополнением, пусть даже логичным (куда ж цветочная композиция без авторской вазы, например). Они – в коллективе, но сами по себе. Они требовали к себе самого пристального внимания, потому что каждый предмет и без цветов представлял собой произведение искусства, которое можно рассматривать отдельно. А можно оттолкнуться от дизайна и «спеть дуэтом». Возможностей – уйма!

И уйма возможностей у Икебаны, конечно! Она и далекая, если углубиться в историю, и близкая, если прикоснуться к ней с любовью и пиететом.

#искусство#декоративно-прикладное искусство#выставки#икебана#Краски Востока#Восточный культурный центр Института Востока Российской Академии наук#