Послесловие к выставке «Краски Востока» в Восточном культурном центре Института Востока Российской Академии Наук
Текст: Галина Мумрикова
В середине сентября профессионалы и любители традиционного японского искусства икебаны собрались на уникальной выставке Московского филиала школы Согэцу, которую возглавляет Елена Кильчевская. Были руководители и представители Института Востока РАН, в частности, его директор доктор исторических наук Аликбер Аликберов, заведующая «Центром японских исследований» доктор исторических наук Елена Катасонова, востоковед-культуролог, профессор Александр Долин. С приветственным словом выступила также руководитель Восточного культурного центра Лана Раванди-Фадаи.
…Первой школой икебаны считается Икэнобо, которая была основана в середине XV века священнослужителем Икэнобо Сэнкэем в Киото. Изначально ее стили использовались для украшения храмов. В ней множество символов, отражающих величие и красоту природы.
Школа Икебана Согэцу (草月 — «Трава и Луна») начала свою деятельность в 1927 году и сейчас в ней 120 филиалов в 38 странах, в том числе и в России. Эта школа отличается тем, что в композициях используются не только цветы, но и другие неживые материалы – камни, пластмассы, металл, ткани, а выставляют их не только в помещениях, но и вне их. Еще один филиал Согэцу под руководством Людмилы Воронковой находится в Московском Архитектурном институте (Sogetsu ”Center Okrug Branch” (МАРХИ), и ее представители также участвовали в выставке.
Икебаны «Краски Востока» «сопровождали» произведения художников-керамистов, что было абсолютно в тему, а также звучание сякухати. Сякухати – это продольная бамбуковая флейта, обучение на которой входит в программы японских школ.
Прекрасные артефакты показали на выставке 11 московских художников-керамистов. В основном это вазы, но также и другие интересные объекты, причем некоторые мастера использовали такие технологии как дровяной обжиг в традиционных печах Анагама, которые пришли в Россию из Японии.
Помимо демонстрации искусства икебаны на выставке состоялись детский мастер-класс и вечер японской поэзии в переводах писателя, профессора, переводчика классической и современной японской поэзии и прозы Александра Долина.
Куратор выставки Ольга Лапшина отметила: «Искусство икебаны не имеет границ и рамок. Мы, организаторы, считаем, что наша задача – совместное творчество и объединение со всеми мастерами этого древнейшего искусства не только в Москве, но и в России, а также со всеми, кому дорога японская Икебана».
Восточный Культурный центр на первый взгляд обычный для центра Москвы лофт с кирпичными стенами, которых в столице уже немало. Но на выставке главное – не стены, а люди, которым эти стены надо оживить и заполнить пустоту пространства так, чтобы в череде экспонатов высветилась главная мысль и цель экспозиции. И… надо отдать должное устроителям – им это удалось сполна. Праздник получился. Каждый уголок был сделан , что называется, «с чувством, толком, расстановкой». На церемонии открытия не было скучных выступлений, и вообще на вернисаже происходило интереснейшее интеллектуальное общение художников, дизайнеров, профессионалов, столичной интеллигенции. За несколько дней выставку посетили более семисот человек.
Разумеется, в Икебане много тонкостей, которые не не под силу взгляду непрофессиональному. Профессионалы же подмечают все: от цвета до фактуры и линий. Но, в конце концов, Икебана, созданная профи, служит нам с вами и учит понимать прекрасное, взятое у природы и облаченное художником в некую фантазийную композицию. Она может быть разной, но мы, зрители, видим в ней то, о чем поведал нам художник, как передал свое видение. И нередко кажется, что это уж слишком просто (вроде как и я бы так сделал). Но это кажущаяся простота, ибо в ее «архитектуре» не должно быть лишних линий, неверных красок, случайной подставки, веточки – в общем, ничего, что бы мешало воспринимать композицию как единое целое. Такая вот «картина маслом». Конечно, не всем удалось добиться целостности, но у большинства получилось.
Если говорить о работах, которые оказались на стене, то смотрятся они по-особому. Здесь, на выставке, нет индивидуально заданного интерьера для каждой композиции. Но если «включить» воображение, то легко представить многие «портреты» цветов в сопровождении тончайших атрибутов, которые сопровождают эти картины природы по принципу «не навреди». Тут любая лишняя деталь, любой неловкий поворот в корне все может изменить. А представленные «картины природы» и вправду очень разные, есть лирические, есть «размышления о жизни», есть динамичные, яркие или, напротив, несколько приглушенные, со скрытым смыслом.
Керамисты на выставке не выглядели неким «приложением» к Икебане, не выглядели они и простым дополнением, пусть даже логичным (куда ж цветочная композиция без авторской вазы, например). Они – в коллективе, но сами по себе. Они требовали к себе самого пристального внимания, потому что каждый предмет и без цветов представлял собой произведение искусства, которое можно рассматривать отдельно. А можно оттолкнуться от дизайна и «спеть дуэтом». Возможностей – уйма!
И уйма возможностей у Икебаны, конечно! Она и далекая, если углубиться в историю, и близкая, если прикоснуться к ней с любовью и пиететом.
#искусство#декоративно-прикладное искусство#выставки#икебана#Краски Востока#Восточный культурный центр Института Востока Российской Академии наук#