Исторический юбилей. 450 лет назад был изобретен балет.
Балет придумали итальянцы. В XVI веке в Северной Италии появились так называемые spectaculi — грандиозные представления, в котором музыканты попытались объединить три вида искусства — музыку, танец и поэзию. Главным при этом считался танец, отсюда и название «балет» - от итальянского baletto (танец).
Затем эти эксперименты стали популярны при дворе французского короля, и первое конкретное упоминание в летописях - это «Польский балет» (Le Ballet des Polonais) - этот спектакль был поставлен к визиту польских послов в 1573 году. Так появился балет в его классическом понимании.
За 450 лет балет из танцев с пением, которые ценили немногие, превратился в один из главных видов искусства. И такой любопытный исторический нюанс – балет любили многие диктаторы.
Можно вспомнить Муссолини, Фиделя Кастро. Балет любит и нынешний северокорейский дождь Ким Чен Ын – и он говорит, что особенно он любит российский балет. А в самой России большим любителем балета был Сталин.
Генералиссимус сделал Большой театр одной из своих любимых игрушек.
Оперы и балеты появлялись там и исчезали, подчиняясь капризам вождя. Сталин стал определять в Большом все – от репертуара до оформления сцены.
Дополнительные указания от Сталина поступали руководителям Большого после того, как он приезжал в театр посмотреть какую-нибудь сцену из балета или послушать арию. Бывало, что Сталин прерывал заседания Политбюро, чтобы с несколькими приближенными поехать в Большой.
Это происходило довольно часто – и неудивительно, что Большой театр славился совершенно исключительный мерами безопасности. Была введена сложная система разных пропусков – для входа в театр, для выхода на сцену. Майя Плисецкая вспоминала, что это создавало особые затруднения для полуобнаженных балерин – куда же засунуть пропуск?
Оперы и балеты, которые шли в Большом, отражали важные события и мировой и отечественной истории – а бывали моменты, когда и сцена самого театра становилась ареной исторических событий.
Например, Сталин выбрал именно свой любимый театр для того, чтобы устроить там утверждение нового советского гимна - вместо «Интернационала». Генералиссимусу и другим членам Политбюро на заключительном прослушивании были представлены несколько вариантов гимна. При этом оркестр Большого театра исполнил также еще “Марсельезу”, британский гимн – и даже “Боже, царя храни” – чтобы у вождя был материал для сравнения.
После всех этих прослушиваний и был утвержден гимн композитора Александра Александрова со словами Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Впервые новый гимн был исполнен в ночь на 1 января 1944 года.
Исполнение «Боже, царя храни» на главной сцене Советского Союза через два десятилетия после свержения царизма – это, конечно, одна из необычных страниц в истории Большого театра. Но, возможно, не менее удивительным событием в истории театра была и постановка оперы “Валькирия” Рихарда Вагнера четырьмя годами раньше.
Когда в 1939 году Сталин санкционировал неожиданное подписание пакта о ненападении с нацистской Германией и сделал резкий разворот в сторону Берлина, Большому велели срочно поставить “Валькирию”.
Эта постановка была совершенно ясным посланием Берлину – ведь Вагнера боготворил Гитлер, и он был для нацистов культовым композитором. Но на фоне быстро меняющейся международной обстановки оперу показали всего шесть раз и сняли.
А затем в Большом уже совсем по-другому стали готовиться к тому, что бы такое устроить для Берлина. Когда во время войны советское руководство стало размышлять об опасности захвата немцами Москвы, просчитывалась и такая ситуация как возможный приезд туда Гитлера. И вот на этот случай композитору Льву Книпперу, чьи произведения исполнялись в Большом, Сталин придумал особое задание.
В случае вступления нацистов в Москву Книпперу было поручено остаться в городе и убить Гитлера - когда тот появится в городе.
Упоминания об этой секретной операции стали известны лишь десятилетия спустя, в 90-е годы, из мемуаров ветеранов советских спецслужб.