Помните, как вы смеялись над моей нелюбовью к всяким частным развлекаловкам, под видом музея сыра, котов, конфет и пр.? Я остаюсь с неизменным мнением: это лицемерие для простонародья. Когда нужно продать ему чепуху по душе, развлечь незамысловато, но хочется польстить потребителю развлекалова, потому магазин сыра называют музеем. Под это дело можно вытрясти из простых людей побольше денег: им приятно думать, что они сходили в музей.
Того же порядка явление, как окучивание нашими модными некогда критиками поп-кино и масслитературы, которую они всерьез брались разбирать со страниц профессиональных журналов, в итоге делая, как Галина Юзефович, из детективов про Харри Холе большую литературу, а из "Властелина колец" - большое кино (как делал ныне покинувший нас критик Антон Д.). Всем приятно: простоватый народ без стыдливости покупает легкие книжки и фэнтези, продавцы развлекалова считают барыши, а критики упиваются огромной аудиторией, искренне уверенные, что собрали вокруг себя интеллектуальных читателей.
То же с музеями сыра. Но я это к чему? Недавно я узнала, что множество таких музеев можно посетить по Пушкинской карте.
То есть, ребеночку государство выделили деньги на просвещение и настоящие музеи, а родители волокут его в музей мармеладных котов. Еще хуже, если ведет учитель и всем классом: с таким учителем ребенку негде искать культуру
Можно посетить музей пряника, шоколада (магазин при фабрике), мороженого (тоже магазин при фабрике). Есть регионы, например, Кировская область, которая ничего не боится и назаявляла тьму такого развлекалова для Пушкинской карты.
А еще по Пушкинской карте ходят в кино. Решено, видимо, что кинотеатрам деньги нужнее: стали спасать их за счет просвещения. Теперь по карте можно сходить на "За Палыча!". И еще на "Руслана и Людмилу" с говорящим медведем и тупым юморком, на "Турбозавров", "Бабу Ягу" и пр. Уже около 40% всех покупок по Пушкинской карте это билеты в кино. "За Палыча" вместо Эрмитажа.
И есть разные платные мероприятия для Пушкинской карты в деревенских клубах и сельских библиотеках: фестивали красок, приезд контактного зоопарка и даже хор ветеранов.
Написала для Альтерлита о том, как благая инициатива по просвещению молодежи превратилась в средство спасения от банкротства кинотеатров и прибежище негодяев, которые научились извлекать из нее прибыль. Все бы ничего, но "Турбозавры", пряники, шоколад и контактные зоопарки оплачиваются вместо музеев и театров. Еще и из нашего кармана.
Текст называется "От этой вашей Пушкинской карты Александр Сергеевич в гробу ерзает"