Найти в Дзене

История кино. Люди каменного века в кино.

кадр из фильма "Наверное, боги сошли с ума-2" (1985).
кадр из фильма "Наверное, боги сошли с ума-2" (1985).

Встреча цивилизованного человека со своим собратом, застрявшим в каменном веке, не самая популярная тема в мировом кино, за одним единственным исключением: жанр вестерна в американском кинематографе постоянно обращался к проблемам взаимоотношений белых переселенцев из Европы и индейцев - коренных обитателей Северной Америки.

Вестерны рассказывали об освоении белым человеком дикого Запада и главной опасностью на этих землях были воинственные и жестокие аборигены.

Правда, освещение жизни индейцев долгое время было крайне однобоким. Почти в каждом вестерне индейцы выходили на тропу войны, чтобы снять побольше скальпов с бледнолицых, а герои фильмов отстреливали их как куропаток.

кадр из фильма "Танцы с волками" (1990)
кадр из фильма "Танцы с волками" (1990)

К концу 20 века американский кинематограф изменил свой подход к этой теме и стал рассказывать зрителям о тяжелой доле индейцев, которых "белые люди" частично истребили, а оставшуюся часть загнали в резервации.

В советском кино практически не было фильмов, посвященных столкновению двух жизненных укладов – "белых людей с Большой земли" и представителей аборигенных народов севера и востока России, некоторые из которых еще в первой половине 20 века жили первобытными племенами.

Для советского кино в послесталинский период более актуальной тематикой было освещение проблем во взаимоотношениях городских и сельских жителей страны, а не межнациональных противоречий, пусть и при царском режиме. В некоторых известных картинах в качестве героев выступали представители "малых народов", но таких фильмов в советском кинематографе раз, два и обчелся.

кадр из фильма "Начальник Чукотки"
кадр из фильма "Начальник Чукотки"

В комедии "Начальник Чукотки" (1966) в ролях второстепенных персонажей отметились чукчи, в "Дерсу Узала" (1961) Агаси Бабаяна и японско-советской версии "Дерсу Узала" (1975) Акиры Куросавы в качестве главного героя фигурировал нанаец (в первом фильме в его роли снимался казах Касым Жакибаев, а во втором – тувинец Максим Мунзук), в "Великом самоеде" (1981) ненецкого художника и сказителя Тыко Вылка сыграл казах Нуржуман Ихтымбаев.

Помимо США и СССР, во второй половине 20 века в мире было не так много стран, чье кино котировалось на мировой арене: Италия, Франция, Британия, Германия, Польша…

Из этих государств проблема столкновения западной цивилизации и аборигенных народов была близка для Британской империи и Франции, чьи владения на других континентах постепенно отпадали от метрополии, но на кино это никак не отразилось. Процесс пошел лишь с появлением самостоятельных государств на месте колоний и доминионов Британии. Именно в двух из них (Австралии и ЮАР) в конце 20-го – начале 21-го века были сняты самые значимые фильмы про аборигенов.

Главный герой киносериала "Наверное, боги сошли с ума"
Главный герой киносериала "Наверное, боги сошли с ума"

Начну с ЮАР. Тема взаимоотношения аборигенов и современной цивилизации является основной в двух замечательных южноафриканских комедиях Джэми Юйса: "Наверное, боги сошли с ума" (1980) и "Наверное, боги сошли с ума-2" (1985).

Кинематограф этой страны не очень хорошо известен в мире (а в СССР был и вовсе неизвестен, потому что в ЮАР белые притесняли черных), но эти две комедии в эпоху видеосалонов были очень популярны в постперестроечном Советском Союзе. И это неслучайно: Джэми Юйс сумел все серьезные вопросы, которые затрагиваются в этих фильмах, упаковать в легкое для восприятия комедийное кино.

Главные герои "Богов" - белые, негры и бушмены. Собственно негры в этих картинах – составная часть современной цивилизации, а настоящими аборигенами являются лишь бушмены – коренные жители пустыни Калахари. Рассказывать про эти великолепные фильмы нет смысла, их нужно смотреть и пересматривать.

Как ни странно, но дилогия Джэми Юйса стала лишь локальной вспышкой в южноафриканском кино, после которой в нем воцарилась тишь и благодать.

В мире не знали, что происходило в кино ЮАР до этого, и совершенно непонятно, что делается в южноафриканском кинематографе после этих фильмов. Очень редко появляются картины, которые получают мировую известность ("Район № 9").

Ничего не слышно про новые фильмы о бушменах, поэтому широкий зритель не знает, что происходит с этими обаятельными жителями пустыни. Ходят слухи, что цивилизация их поглощает и выплевывает в виде обыкновенных городских и сельских люмпенов – вполне возможно, что так оно и есть.

Крокодил и Данди
Крокодил и Данди

Из ЮАР перелетим в Австралию. Местное кино стало известно в мире достаточно поздно – лишь в самом конце 70-х годов, когда на острове-континенте появились такие режиссеры как Питер Уир ("Вид на жительство" и "Шоу Трумана") и Джордж Миллер ("Безумный Макс").

Массовый советский зритель познакомился с австралийскими аборигенами в комедии «Крокодил Данди». В этой замечательной киноленте о прелестях жизни на природе, в гармонии с кенгуру и крокодилами, аборигены выступают в роли массовки, как часть австралийской среды обитания.

Серьезные фильмы, которые затрагивали проблемы сосуществования передовой Западной цивилизации и австралийских аборигенов, до СССР изредка добирались, но вряд ли их видел кто-то, кроме завсегдатаев кинофестивалей.

За последние 40 лет в Австралии было создано немало фильмов о коренных жителях континента, но не все из них можно назвать чисто местной продукцией.

кадр из фильма "Там, где мечтают зеленые муравьи".
кадр из фильма "Там, где мечтают зеленые муравьи".

В 1984 году немецкий режиссер Вернер Херцог снял в Австралии фильм с местными актерами "Там, где мечтают зеленые муравьи".

В нем рассказывается, как аборигены противостоят горнорудной компании, которая ищет полезные ископаемые на священной для них земле. Аборигены считают, что геологи могут потревожить подземных муравьев, которые выберутся на поверхность и уничтожат весь мир.

Вместо того, чтобы обвинить протестующих в экстремизме, "белые люди" пытаются договориться с местными жителями и всячески их задобрить. Я бы не назвал этот фильм драмой, это скорее притча о том, что у каждой стороны своя правда, и двум разным цивилизациям невозможно найти точек соприкосновения.

кадр из фильма "Куигли-австралиец"
кадр из фильма "Куигли-австралиец"

Чуть позднее Херцога в Австралии американцы сняли драматический вестерн - "Куигли-австралиец" (1990) с Томом Селлеком – своеобразную вариацию на тему "Великолепной семерки".

По сюжету картины белые поселенцы истребляют аборигенов, а пришлый ковбой встает на их сторону. В этой ленте сыграли известные актеры, но фильм не стал событием в мировом кино.

кадр из фильма "Мертвое сердце"
кадр из фильма "Мертвое сердце"

Среди собственно австралийских фильмов об аборигенах нельзя пройти мимо "Мертвого сердца" (1996) режиссера Ника Парсонса с харизматичным Брайаном Брауном в главной роли.

Фильм неординарный, который трудно забыть после просмотра. Сегодня подобное кино уже не снимают, поскольку в нем события освещаются с точки зрения "белых людей". В эпоху всепроникающей расовой политкорректности, которая оборачивается новым расизмом, уже нельзя снимать такие фильмы, где злодеи – черные, а хорошие парни – белые.

В "Мертвом сердце" вожди одного из племен предстают в образе натуральных бандитов, которые творят, что хотят и остаются совершенно безнаказанными. Они пользуются теми благами, которые предоставляет им Западная цивилизация, но ее законы соблюдать не хотят и не соблюдают.

кадр из фильма "Клетка для кроликов"
кадр из фильма "Клетка для кроликов"

"Клетка для кроликов" (2002) – самый известный в мире австралийский фильм о столкновении передовой цивилизации с первобытной. Его автором стал австралийский режиссер Филипп Нойс, который ранее получил известность в Голливуде своими фильмами с Харрисоном Фордом "Игры патриотов" и "Прямая и явная угроза".

Кино получилось местами душераздирающее, но интересное и познавательное. Фильм снят по реальным событиям, имевшим место в первой половине 20 века: в нем идет речь о насильственном изъятии детей-полукровок из аборигенных семей, которых австралийское правительство хотело сделать полноправными членами цивилизованного общества.

-10

Намерения в принципе были благими, но средства абсолютно негодными. Детей силой отбирали у родителей и вместо семьи они оказывались в казарме. По сюжету три маленькие героини сбегают из детского лагеря и отправляются через всю Австралию домой, к маме. Чувствительным натурам лучше картину не смотреть – иначе реки слез вам гарантированы.

В 21 веке в Австралии снимается немало фильмов про аборигенов, но большую их часть я к просмотру порекомендовать не могу.

кадр из фильма "Сладостный край"
кадр из фильма "Сладостный край"

Например, картину "Десять лодок" (2006), в которой играют только аборигены, а о происходящем рассказывает закадровый голос. В Сети пишут, что это комедия, но мне смешно не было. Кажется, что смотришь документалку о жизни аборигенов, а не художественный фильм.

Совсем свежий "Сладостный край" (2017) Уорвика Торнтона – картина с хорошими актерами (С.Нилл, Б.Браун), но очень тягомотная и мрачная. Фильм на один просмотр.

кадр из сериала "Таинственный путь"
кадр из сериала "Таинственный путь"

Из современного австралийского кино по этой теме я могу отметить лишь один сериал, который не стоит пропускать любителям атмосферных детективов в духе американского "Настоящего детектива".

Мини-сериал "Таинственный путь" (Mystery Road, 2018) хорош не своей детективной интригой, а потрясающими пейзажами, среди которых разворачивается история расследования исчезновения двух молодых парней. Картинка в нем настолько завораживает, что сама история уходит на второй план.

-13

Главный герой "Таинственного пути" – детектив-абориген Джей Свон в исполнении актера-аборигена Аарона Педерсена. Ранее этот персонаж дважды появился в художественных детективных фильмах: "Таинственный путь"(2013) - он имеет мало общего с одноименным сериалом, и "Голдстоун" (2016).

В мини-сериале зрители не только насладятся открыточными видами Австралии, но и познакомятся с жизнью современных аборигенов.

Из пустыни они переселились в стационарные поселки, утратили старые традиции и образ жизни, но полноправными членами богатого австралийского общества так и не стали. Аборигены являются практически люмпенами, низшим классом в австралийском обществе. Разумеется, за некоторыми исключениями, вроде самого Аарона Педерсена – достаточно известного австралийского актера.

"Фицкарральдо"
"Фицкарральдо"

И напоследок упомяну про еще один фильм по теме статьи. В мировом кино было снято достаточно много картин про Амазонию и джунгли, примыкающие к этому региону. Эти места издавна привлекали кинематографистов потрясающей природой, своеобразной фауной и дикими местными обитателями, живущими первобытными племенами.

В основном, аборигены в этих фильмах выполняют роль экзотического фона - вместе с Амазонкой (ее притоками) и джунглями ("Фицкарральдо" Вернера Херцога) или выступают в том же качестве, что и американские индейцы в ранних американских вестернах ("Агирре, гнев божий" В.Херцога, "Ад каннибалов" Руджеро Деодато).

-15

К счастью, есть и такие фильмы, где тема амазонских аборигенов в кино раскрывается по другому – к примеру, в американской картине "Знахарь" (1992) Джона Мактирнана с Шоном Коннери в главной роли.

Герой Коннери живет в амазонском племени и пытается создать лекарство против рака из местного растения, а тем временем современная цивилизация уничтожает природу, аборигенов (как ее часть) и саму себя, мешая создать лекарство, которое спасет миллионы жизней.

"Знахарь" - хороший и добрый фильм, один из лучших у Шона Коннери.