Найти тему
Житейские воззрения

Психологи и психотерапевты в нашей жизни. А выводы сделайте сами

Оглавление

Хочу поделиться личным опытом об услугах психологов и психотерапевтов, которых довелось посещать во всяких разных бюджетных учреждениях.

В этом блоге пишу про судьбу-судьбинушку с сыном с психо-нейро-расстройствами.
Трудный в поведении и обучении, при этом с сохранным нормальным интеллектом, с осени 2022 инвалидность, учится на интеграции и как бы "на дому". Воспитываю одна.
Вот и лето прошло...
Вот и лето прошло...

Поликлиника

Первый раз повела сына к психологу в поликлинику в его неполные 3 года (направила психоневролог, которая в то время принимала в поликлинике). На дворе то ли май, то ли июнь (не помню уже). Психологиня в маске и не вполне здорова – кашляла и кашляла. Сын плохо говорил, неусидчив, нетерпелив, поэтому и повела. Тогда я первый раз озвучила этой самой психологине, что сын постоянно стучит дверями и дёргает дверную ручку. На что она ответила: "Ну и что тут такого. Пусть стучит". А через пару лет, а точнее через 6,5 лет, ему поставили диагноз ОКР. Это про то самое стукание дверями и дёрганье ручкой, и не только. Об этом можно почитать тут.

Кашляющая мадама брякнула, что мальчик аутичный. Хотя там ни в одном глазу не было и нет необходимой симптоматики. На мои вопросы о том, куда обратиться, что делать в тех или иных случах, рекомендовала поспрашивать в песочнице у мамочек. Работать с сыном отказалась – мол, это не входит в её обязанности. Хотя психоневролог утверждала, что должна. Я не стала ничего выяснять – не нужна мне эта нехочуха🙆‍♀️

Через 8 лет после первой встречи мы попали к ней случайно в психдиспансер. Она проводила тест на психологическое состояние моего сына (после травли в школе). Я наивно думала, что это мне нужно, чтобы обратиться в суд. Да куда там (но это уже другая история). Интересно, удивилась ли она и что вообще подумала, когда увидела пару диагнозов у моего сына? Она точно нас помнит.

Ну очень красивая белочка
Ну очень красивая белочка

Психдиспансер, дневной стационар

Учитывая все проблемы развития сына, я конечно обращалась к психиатру. Никаких диагнозов ему не ставили, но направили на дневной стационар в 3 года. Мы ходили в октябре, когда сын уже пошёл в обычный садик.

Психолог была молодая, но видимо не знает, как работать с детьми с признаками СДВГ (этот диагноз сыну поставили официально только в 9 лет). Я присутствовала в комнате для занятий вместе с сыном. Он не мог усидеть, отвлекался от занятия, заглядывался и брал другие игрушки. Психолог нервничала. Считала, что я просто не научила (ну как всегда мать во всём виновата – всё просто). Просила меня выйти, чтобы заниматься тет-а-тет. Но ничего не получалось: сын постоянно выходил и искал меня. Она даже закрывала дверь на ключ внутри, но всё тщетно – дёргал ручку и пытался выбраться.

В общем, так и закончились наши занятия. Я не доводила до конца, потому что не видела смысла. Далеко ездить, а работать с такими детьми на результат не умеют. А ещё нет условий: хотя бы помещение для занятий не должно кишеть всякими разными игрушками, чтобы не отвлекать внимание от поставленной задачи.

Вот здесь бы "полечиться"
Вот здесь бы "полечиться"

Садик

Оформила сына в сад в августе в его 3 года. Походил 2 недели и заболел на 2 недели. Выходим мы после больничного, а сына перевели в другую группу, даже не поставив меня в известность, и даже без заявления. Группа оказалась интегрированная, для слабослышащих и глухонемых, до 12 человек.

Ну вы представляете, как такое возможно? Конечно, там были и нормальные обычные дети, но всё равно – с какой такой стати кто-то решил, что моему сыну нужна эта группа. Да, он плохо говорил, да, не мог себя одеть сам. Как и многие, между прочим, в 3 года.

Такую группу открыли в нашем саду впервые, думается специально для одного больного мальчика. Ну совсем больного, с инвалидностью. Он только издавал звуки, за всё и всех хватался, поэтому воспитатели его держали за руку почти весь день. А ещё он иакал, как ослик ИА. Спустя полгода мой сын стал копировать эти ИА. Я говорила об этом психиатру, та советовала обратиться к психологу. Я пошла к психологу в садик, рассказала о проблеме. И что вы думаете? И эта туда же, что и кашляющая в поликлинике: "А что тут такого? Подрастёт перестанет. У меня вон дочке 11 лет, а она как обезьяна дома себя ведёт". И тут ещё раз напомню, что через 6,5 лет, сыну поставили диагноз ОКР. А звоночки-то вон они уже были.

Взяла она сына на занятия, а тот описался в сухом бассейне с шариками. Звонили и просили принести одежду заменить. Вроде бы она его больше не забирала к себе.

Сын отходил в странную группу один учебный год. Только когда я перевела его в другой сад в логопедическую группу, прошло полгода и только тогда он перестал иакать совсем. А так кто знает, чтобы ещё он накопировал у больного мальчика.

Сын даже иногда что-то жестами мне показывал, как немая девочка из этой группы 🤦‍♀️ Кстати, очень замечательная, аккуратная и спокойная девочка. В 3 года уже всё умела, только немая.

Красота!
Красота!

Психдиспансер, после больницы

После того, как сын побывал в больнице в свои 9,5 лет, у него официально появилось 3 диагноза, началась череда дневных стационаров. Там были и психологи, и логопеды, и психотерапевты.

Кроме стационаров, мы ещё пытались просто так посещать психолога, потому что проблем тьма тьмущая. Психотерапевтов также посещали без стационара несколько раз.

Ну вот помнится один психолог. Пришла я с сыном и вывалила на неё все проблемы. И пришла начитанная, знаю, как и что надо делать, какие методики применять. А она мне: "Ну и как вы думаете, можем ли мы в таких условиях (повела головой вокруг) проводить такие терапии?"

После неё ни к каким психологам в диспансер я не просилась, но ходили к психотерапевтам. С ними было получше, хотя реально профи там нет.

После посещения сеансов одного психотерапевта у сына ушло навязчивое действие "водить пальцами по плите". И то хорошо.

Когда начал проявлять агрессию ко мне, в конце 4-го класса, то снова пошли по психотерапевтам. К сожалению, результата не было. Все давали советы, которые я не могла исполнить. Не принимали во внимание мои индивидуальные условия жизни, которые я не могу изменить, и людей вокруг, которые проживают со мной, не могу изменить, и купить себе квартиру не могу... Подход был универсальный, исходя из традиционно принятых устоев жизни большинства граждан.

Самое последнее посещение дядечки-психотерапевта, который считается лучшим по работе с трудными детьми в диспансере, в 13 сыновьих лет. К дядечке тяжело попасть, запись на 3 месяца вперед. Еще он, да и все другие специалисты, по 100 раз ходит на какие-то обучения, потом в отпуск, потом на больничный. Вот и ждёшь не дождёшься.

Подход мне показался странным: установил неформальный диалог, сын обращался к нему на "ты", разговаривал, как с другом-подростком. Обсуждали видео на Ютубе и блогеров, а вот про агрессию ко мне что-то ничего, пока я сама не зашла и не сказала: "Что вы тут разговоры ни о чем ведете, ситуация-то патовая, сын может в интернат попасть или ещё куда". На что тот только разводил руками: у него же органика, таблетки нужно подбирать. А вот про таблетки можно почитать здесь.

Посоветовал обратиться к психотерапевту П., она же врач-психиатр и доцент, внештатный консультант, которая в психдиспансере не работает и тем более не ведёт там терапию (только консультация и больше ничего). То есть намёк обратиться платно. Один её прием, на минуточку, 21 уе, а 8 соответственно 168 уе, что для Беларуси, и для меня в частности, большие деньги. И результат никто не гарантирует. Если бы гарантировали, или оплата только при положительном эффекте, то не жалко, честно. Это ж не зуб вырвать или шов наложить. Психика непредсказуема и неизведанна.

После посещений недосягаемого психотерапевта, сын выходил с ещё большей агрессией на меня. По дороге домой грубил, требовал, толкался, обзывался.

Но самый трешевый опыт с психотерапевтом был летом на дневном стационере. Просто почитайте – ссылка.

Как вам блюдо?
Как вам блюдо?

Центр психологической помощи

В республиканский центр обратилась, когда случилась травля в школе в 4 классе. Я перевела сына в другой класс, но и там возникли проблемы. Родители написали коллективное письмо против моего сына, меня позвали на совет профилактики, где поняли, что ничего сделать не смогут – всё объясняется расстройствами. Тем не менее, травля продолжалась (подробно об этом я ещё не писала). Сына "выгоняли" на интеграцию в другую школу или на обучение на дому.

В этом центре специалисты считаются лучшими по республике. Он на базе педагогического вуза и здесь проходят обучение все школьные и детсадовские психологи. Не берусь оценивать работу центра, просто опишу свой опыт.

Когда я позвонила, чтобы записаться на приём, то объяснила причину обращения и назвала диагнозы. Это нужно для того, чтобы определить к какому специалисту нас направить. Как раз с такими диагнозами работала начальница центра.

Вполне себе приятный и располагающий специалист, чтобы рассказать ей больше, чем планировала)) Раньше она работала в центре коррекционного развития, поэтому имеет представление о диагнозах и трудностях в обучении.

Чем же она нам помогла? Мы отходили к ней 8 раз, что растянулось ажно на 4 месяца. То она на выезде, то на больничном, а потом уже и летний отпуск. Осенью я одна к ней ходила, там работают со всеми возрастами. Потом она уволилась и я больше решила ни к кому не ходить.

Вот так ходишь, душу изливаешь и – уволилась. Опять заново всё кому-то рассказывать? Не хочу.

Зная диагнозы сына, она точно могла держать ответ перед школой: на интеграцию его отправить невозможно, нет диагнозов из списка, а обучение на дому только по заключению ВКК и с моего согласия, которого не было.

Через 3 недели после первого обращения она связалась с психологом из школы сына (с моего согласия) и, не сообщая диагнозы, разъяснила поведение сына и его трудности. Хотя бы для того, чтобы знали, как работать и с чем имеют дело. После этого в школе были организованы специальные мероприятия, направленные на улучшение психологического фона в целом по школе. Так более-менее сын окончил началку.

Но не могу не отметить некоторую некомпетентность. Во-первых, я сообщала психологу Центра об агрессии сына по отношению ко мне, что медикаменты и психотерапия не имеют эффекта, больница тем более не поможет, а может и ухудшит ситуацию. А она мне предложила отправить его в психиатрическое отделение на постоянное проживание (!!!). Привела в пример какую-то женщину, которая к ней ходила, а у нее сын-то с аутизмом и УО, не разговаривает, агрессивный. М-да, вот это совет так совет! Неужели она не знает, что это сделать невозможно, потому что у сына нет таких тяжелых заболеваний. Его и в ПНИ не примут, никуда, только в обычный интернат.

Ещё моменты ушедшего лета
Ещё моменты ушедшего лета

Второй момент. В августе я ходила в центр коррекционного развития и просила выдать мне письмо о том, что сына не могут отправить на интеграцию, но таких бумаг они не дают. Врач написала легкий диагноз из списка только в справку, чтобы я смогла перевести на интеграцию (это лучше для него, чем обычный класс). Записалась на ПМПК на конец сентября (не было уже мест), а 31 августа сын идёт на встречу учеников и классного руководителя.

Там он пробыл около часа, получил книжки. Когда возвращался домой, в школьном дворе на него напали двое и порвали пакет. После этого я сына больше не отпустила в школу и искала варианты ухода.

Позвонила психологу и рассказала, что произошло. Она посоветовала менять школу. Позвонила директору коррекционного центра и попросила назначить ПМПК срочно. Так мы поменяли школу и пошли на интеграцию.

А в корцентре мне выдали неправильное заключение, по которому сын должен пойти в 4-й класс, а он-то начальную школу уже окончил. Сначала нас направили в одну школу, куда и добираться неудобно. Я давай звонить психологу и спрашивать: правильно или нет? Она ответила, что всё правильно, она же раньше работала в этих комиссиях. И я поехала в эту школу с направлением и заключением, разговаривала с директором и замом, которые были недовольны (всё это считывается, хоть и не говорится напрямую) возможным неспокойным учеником... В общем, в итоге сыну надо в 5-й класс и это другая школа. Вот так мы меняли школу в суматохе и нервах.

Новое место отдыха в Минске
Новое место отдыха в Минске

Городской центр социального обслуживания семьи и детей

Одновременно с записью в Центр психологической помощи, я записалась на приём к психологу и в этот центр. Он единственный во всем городе в таком роде. Если в первом нас приняли довольно быстро, через неделю, то в это место мы попали через месяц (!).

Записали сначала на дату через 3 недели. Потом специалист ушла на больничный на неделю. Так и прошёл целый месяц🤷‍♀️

Центр находится ооооочень далеко от нас, на автобусе без пересадок ехать 50 минут.

Не буду подробно расписывать, что да как. Суть в том, что нам там ничем не помогли. Мы сходили 3 раза с промежутком в 1 месяц, и всё.

Здание новое, всё там организовано для работы, а специалистов не хватает, записи по месяцу. Сама психолог сказала, что "мы вам больше ничем помочь не можем".

Единственное, что предложили, походить к ним на дневной стационар, который длится около 4 часов (питание не предусмотрено). Пребывание только для инвалидов. На тот момент у сына ещё не было, но планировалось, и в качестве исключения взяли бы.

А надо оно мне? Там в основном в группах аутисты, синдром Дауна и УО. Очень далеко ехать, сын постоянно дергался в этом автобусе, я тоже трепала нервы. И куда мне деваться 3-4 часа в этом незнакомом районе, ничего интересного рядом нет, приткнуться негде, дел своих не поделать. Ещё и еду с собой возить. Поэтому – нет.

__________

Читаю о психологии тут.

__________

Врач-психиатр, которая ведёт сына, знает обо всех наших невзгодах и проблемах. В том числе, что результата от психотерапии нет. Но ничего посоветовать, кроме как идти платно, она не может. Ну и ещё обращаться к главврачу диспансера с вопросами о кадровом составе))) 🤷‍♀️