Типы нервной системы можно сравнить с реками. Одни текут по равнине, медленно, плавно, спокойно (самые желанные в обществе), другие – по горной местности, поэтому стремительны, бурлят, громыхают, ударяются о камни и образуют пену (настораживают), третьи разделяются на два рукава огромным островом, а потом сходятся снова вместе (шизоидный тип), четвёртые тихие, резко и непредсказуемо впадают в ущелье, образуя крутой водопад (биполярочка)....
Тип моего сына скорее горный. Собственно его генетика «горячих» кровей ведётся именно оттуда. Ситуацию усложнили неприятие обществом нейро-отличного ребёнка, недовольство уровнем жизни, отсутствие в семье отца и его безучастность в воспитании, отсутствие жилплощади в собственности, бытовые конфликты, противоположность моей интровертированной личности к его экстравертированной. В итоге получаем смешанное расстройство личности (в его случае это не конкретный диагноз, а характеристика).
Пока он ребёнок (скоро 13), интеллект в границах нормы и всё может измениться с созреванием коры головного мозга. Прогнозы не плачевные. Но для улучшений нужны условия, которые обычной маме обеспечить невозможно. Остаётся только ждать и жить как есть.
В 9,5 лет у сына случилось расстройство и он оказался в психиатрическом отделении (дневной стационар надо было ждать месяц). Ему диагностировали конкретное заболевание (№1), назначили лекарство, которое после менялось несколько раз.
Кроме того, ему наконец-то официально написали синдром гиперактивности и синдром дефицита внимания (№2).
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это особенность нейроразвития, характеризуется устойчивым паттерном нарушений внимания и поведения по типу гиперактивности-импульсивности, который оказывает прямое негативное влияние на учебное, профессиональное или социальное функционирование.
До этого момента врач-психоневролог (тогда заседала в обычной поликлинике) не хотела такое писать с объяснением «зачем вам это надо?», «до школы не ставим», «может перерастёт»🤦♀️ Зато указывала в карточке, как потом я выяснила, что-то невнятное из ряда смешанных расстройств, что в переводе означает «картина не ясна, мы покамест не знаем, что это».
Действительно, зачем нам официально СДВГ? Медикаментозного лечения в Беларуси нет, ни инвалидность, ни интеграция по этому диагнозу не положены. Только с 09.2022 г. СДВГ включили в список диагнозов, при которых рекомендовано обучение на дому.
Сейчас я могу сказать, что в госпитализации (в тех условиях, которые существуют) не было экстренной необходимости, но я исходила из своих скудных знаний психиатрии и таких же скудных финансовых возможностей. Можно было обратиться к платному специалисту, попить те же таблетки, наплевать на школу и махнуть ловить дзен за океан. Но что произошло, то и произошло...
После больничного лечения-мучения сыну не стало лучше, поэтому вместе с госпитализацией и нахождением дома он пропустил 3 месяца учёбы. Я оформила обучение на дому по медицинским показаниям, но он ходил в школу на индивидуальные занятия.
Весной 2019 посещали дневной стационар в диспансере. Для зав. отделением я настрочила опус на 5 листов о том, что он делает и что меня смущает. Она прочитала и я впервые услышала слова «стереотипии», «навязчивости» в контексте психиатрических расстройств. Начала читать об этом, и поняла, что симптоматика началась считай в 6 месяцев.
После больницы проявления у сына расширились. Назначили antidepre$$@ntы, которые сын принимает без перерыва до сих пор. Они существенно помогли, и даже по другим проблемам.
Часто таблетки вызывают кожную реакцию у сына, поэтому пришлось менять. Вторая попытка выбора оказалась удачной.
Летом 2019 года пошли на ВКК, чтобы оформить обучение на дому на следующий учебный год. Председатель комиссии, врач-психиатр, посчитала, что моему сыну нужно написать более точный диагноз касательно симптоматики стереотипий и навязчивостей. Так у сына появился ещё один официальный диагноз (№3) – обсессивно-компульсивное расстройство, сокращённо ОКР.
В диспансере ни зав.отделением дневного пребывания, ни лечащая врач не выделяли отдельный диагноз ОКР. Врач считала, что это невротические привычки, нарушения и отягощения, которые сопутствуют неустойчивой нервной системе, повышенной возбудимости. Но раз комиссия написала, то диагноз остался.
Как говорит наш врач-психиатр: «Не важно, как называется болезнь, лечение всё равно симптоматическое»🤷♀️
У меня вызывает вопросы первая госпитализация: почему за 25 дней никто не увидел стереотипий и навязчивостей, тревожности и беспокойства, не назначили там antidepre$$@ntы?
Я очень много читала про ОКР. Задала вопрос в блоге доцента по психиатрии, который ведёт частную практику: а ОКР ли у него? Врач ответил, что по такой симптоматике он ставит ОКР.
Суть ОКР в появлении обсессий – неприятных мыслей, образов, которые вызывают значительную тревогу, напряжение и потребность «защищаться». В роли «защит» (компульсий) выступают различные действия (в том числе мысленные), которые дают краткое облегчение (не всегда), а дальше тревога нарастает и цикл повторяется.
Клинические рекомендации: antidepre$$@ntы группы СИОЗС и когнитивно-поведенческая психотерапия.
Варианты ОКР бесконечны:
многократно мыть руки, убирать квартиру до скрипа несколько раз в день, стирать одежду после каждого выхода на улицу, много раз проверять ручку двери (закрыл или нет), постоянно дотрагиваться до чего-либо, очень долго перепроверять написанное, нюхать ноги или подмышки, закатывать рукава, несколько раз в день ходить в туалет (на всякий случай), искать у себя болезни, расставлять предметы в определённом порядке, страх кого-то сбить на дороге и думать об этом, страх за близких, что они умрут, боязнь цифры 6 и избегание всего, что с ней связано...
Всё это проявляется как патология, ежедневно и на постоянной основе, доставляет существенный дискомфорт, иногда приводя к травмированию и порче имущества/одежды.
Если проявления у ребёнка, то они не всегда имеют полную картину для постановки диагноза. Родители могут долго находиться в недоумении от странных «привычек», делать замечания, наказывать, невротизировать, упуская время. Так происходило и с моим сыном, хотя некоторые моменты я сообщала психологам (в детском саду, в поликлинике, в диспансере) и врачу-психиатру, начиная с возраста трех лет. И ничего! Они говорили ни-че-го страшного! Маленький ещё!
А между тем...
Сын с двух лет стучал дверями, дёргал дверную ручку. Стереотипно выпячивал живот вперёд.
Я заметила, что сын копирует поведение других детей в возрасте трех лет, как раз, когда пошёл в садик.
Самое противное, что раздражало и злило:
- громко «иакал» как ослик, повторяя больного мальчика из интегрированной группы в садике. Эта напасть ушла только после смены садика (перешёл в логогруппу);
- закатывал рукава одежды, везде и всюду, а в куртке засовывал ладони вовнутрь рукавов;
- проводил пальцами по электроплите (когда она выключена, всё равно остается горячей несколько минут). Один раз обжог палец, но все равно продолжал так делать. Ходили в магазин, он увидел, что стоят бытовые электроплиты на продаже, пошел как зомби к ним водить пальцем. Избавиться удалось после психотерапии.
Любимое занятие на улице в 2-5 лет – бросать камни и гонять голубей. Становился наверху лестницы и кидал камни в течение часа. На морском берегу тоже сидел каждый день по часу и кидал камни. Увести было сложно.
Ограничивал для себя выбор продуктов. Предпочитал только одно и тоже в еде с одинаковым приготовлением, и один вид тарелки под каждое блюдо. При смене тарелки требовал переложить в нужную тарелку или отказывался есть. Если другой человек приготовит блюдо, но не так – не кушал.
Не правильно ставил стопу при хождении, заворачивал носок под низ и проводил по полу (портил обувь).
С 6 лет при выходе куда-либо на улицу постоянные скандалы с одеждой: хотел носить одно и тоже. Новые вещи не любил. Хотел носить только шорты и майку, летом при плохой погоде и невозможности одеть легкую одежду, отказывался выходить.
Обрывал и обгрызал до крови заусеницы на пальцах рук. Часто мыл руки (ну как мыл – мокал в воду без мыла). Сейчас грызёт кожу и ногти на стопах, нюхает ноги (тот ещё человек-паук, не смотря на лишний вес). Облизывал книги и тетрадки, по воздуху проводил языком. Вымазывал ручкой себя и тетрадки. Стереотипно и неуместно произносил вслух несколько раз подряд разные слова (в том числе дурного толка).
Раньше был страх, что со мной или с дедом что-то случится. Не знаю, какие у него мысли, может там тоже полный ОКаэР ))
Некоторые перечисленные тенденции сохраняются, но это не весь перечень – он получится длинным. Что-то ушло, что-то пришло, что-то ещё появится. Например, до сих пор все домашние хлопковые штаны в области паха имеют характерные дырочки, он стереотипно цепляет ногтями и рвёт. Хорошо хоть в школе и на улице сдерживается.
В августе 2023 врачебная комиссия исключила из списка диагнозов сына ОКР вместе с СДВГ, объяснив так: если я хочу инвалидность, то пишем вот такое-то заболевание, а эти с ним не совместимы.
Это ещё один вопрос к психиатрам – как они легко выставляют диагнозы, а потом убирают.
ОКР считается неизлечимым заболеванием, с возможными ремиссиями, а тут пожалуйста – снимаем.
Не знаю, есть у него всё-таки отдельный диагноз ОКР или нет (время покажет), но симптоматика и лечение остаётся, также как и нарушение активности и внимания.
ОКР (или просто симптомы навязчивостей и стереотипий – не важно) не простое заболевание, нет способа избавиться раз и навсегда, но при правильном подходе выраженность проявлений можно снизить.
Всем, кто столкнулся с расстройствами психики хочу сказать: многое можно преодолеть, важно вовремя заметить и обратиться за помощью, поэтому просвещайтесь в вопросах психоневрологии. Это может коснуться даже тех, кого сейчас не касается! 🙌
Знакомы с таким расстройством, как ОКР?
Самая читаемая статья в моём блоге⤵️