Найти тему

Почему молодёжь не идёт на рабочие специальности и что с этим делать

Оглавление

Минобрнауки на 2023/2024 учебный год увеличило количество бюджетных мест в области инженерного дела и технологий до 245 тысяч. При этом, как и в прошлом году, ВУЗы ожидают высокий процент недобора на эти специальности, осенью 2022 года пришлось даже продлить сроки приёма по причине дефицита абитуриентов.

Почему молодёжь не хочет поступать на инженерные специальности и как изменить ситуацию, рассказала Наринэ Беглярова, управляющий партнер SoNa Private Consulting .

Кем хотят стать школьники

По результатам опроса компании «Профилум», только 26% учеников 8-9 классов точно решили, кем хотят работать в будущем. Среди учащихся 10-11 классов этот показатель увеличивается до 29%. И только к концу 11 класса со специальностью определяются 61% школьников.

В десятку самых популярных профессий среди молодёжи вошли:

  • backend-разработчик
  • графический дизайнер
  • программист
  • художник
  • data scientist
  • повар
  • актер или актриса
  • дизайнер одежды
  • спортсмен
  • DevOps-инженер

Также дети планировали стать мастером маникюра, психологом, архитектором, косметологом и frontend-разработчиком.

Собственное исследование провёл Фонд развития культуры и кинематографии «Страна», получив другие результаты. Врачом или ветеринаром планируют стать 12% опрошенных, с творческими профессиями хотят себя связать 9% и преподавателями мечтают стать 7%.

При этом среди детей не наблюдается заинтересованность в рабочих или инженерных специальностях. Профессии, которые являются жизненно важными, не считаются престижными, в результате уже сейчас мы наблюдаем дефицит квалифицированных кадров среди слесарей, сантехников, сварщиков и т.д.

Кто диктует тренды

В России обширный доступ к инфополю. Но, к сожалению, преобладают неправильные мотивационные ценности.

Блогеры становятся широко известными, публикуя контент, рассчитанный не на качество и смысл, а интерес как можно большей аудитории. В результате, с огромной скоростью распространяется низкокачественный контент и фальшивые истории успеха. А вместе с ними и представление о том, что только такая активность является социально уважаемой, прибыльной, оттого и привлекательной для молодежи.

Также существует
проблема с информацией в целом, которую каждый день “потребляют” молодые люди. Вместо обучающих, полезных материалов люди смотрят, зачастую, бессмысленные короткие ролики. То есть, мы переходим к системе клипового мышления, что означает нежелание углубляться в полученный контент и изучать все “по верхам”. Вследствие данного перехода у молодежи формируется низкий порог ответственности. К тому же, современная методика образования, построенная на тестированиях учащихся, а не на создании комплексных кейсов для разносторонних решений, ведёт к общему снижению уровня интеллектуальных способностей и отсутствию их развития.

Все вышеперечисленное влияет на деградацию относительно вопросов профессионального ориентирования.

"Из-за отсутствия правильной пропаганды, социальной повестки, качественных источников информации и самой информации у современной молодежи сбиваются ориентиры."

То есть, молодые люди отказываются получать рабочую специальность, потому что она не вызывает уважение у окружения. Хотя все прекрасно понимают, что так они могут получить стабильную работу и достойную оплату от  120 000 рублей в месяц, особенно в условиях низкой конкуренции.

Как бы ни печально это звучало, но мы теряем свой культурный код страны, то есть государства, которое всегда славилось своими ценностями, взглядами, системой образования. Молодежь мыслит билбордами, и у них совершенно нет желания развиваться в другом направлении.

Как исправить ситуацию

В современном мире, где информационные технологии проникают во все сферы нашей жизни, особенно актуальна проблема формирования правильного мировоззрения среди молодежи. Вместо того, чтобы искать вдохновение и профессионализм в настоящих героях, взрослых людях с уже осознанным представлением о профессиях, молодежь всё больше и больше зависит от социальных сетей и пропаганды сомнительных ценностей.

Сегодня тенденции формируются блогерами, фальшивыми героями и “инфоцыганами”, чьи интересы лишены глубины и значимости. Это неправильный путь для молодёжи, которая должна стремиться к образованию, качественным целям и развитию своих профессиональных навыков.

В свете этих проблем нужно создать план просвещения, плотно заняться молодёжной политикой.

Главная задача – изменить мнения и тенденции современного общества, направив их на формирование истинных ценностей и принципов.

Школьное образование является идеальной ступенью для начала этой трансформации. Нужно уделить особое внимание формированию правильного мировоззрения, заложив качественный фундамент, на котором будет строиться будущее нашего общества. Особое внимание должно быть уделено высшей практике, где студенты должны узнавать о реальном опыте работы от настоящих профессионалов.

Чтобы достичь этих целей, необходимо проводить массовые образовательные кампании, которые будут акцентировать внимание на приоритетах, важных для успешной молодежи. Организация специализированных мероприятий, семинаров и тренингов поможет обогатить знания и опыт.

Мы должны сфокусироваться на образовании и выборе полезных профессий. Только через формирование правильного мировоззрения и применение полученных знаний в реальной практике мы сможем достичь по-настоящему значимых результатов, построив стабильное и развитое общество.