Прошли годы. Лиза и другие однокурсники Ярослава закончили институт и уже работают врачами, помогают и спасают больных. Говорят, что спасение человека вызывает такое непередаваемое чувство у врача и действует подобно наркотику: спас одного и появляется желание спасать других.
Долгое время после окончания института, выпускники поддерживали связь, помогали друг другу и не только по работе, но и в жизни. О Ярославе никто ничего не знал и не встречал его даже случайно.
Ничего не знала о нём и Лиза.
А однажды во дворе больницы, где она работала, Лиза увидела что-то знакомое в санитаре, толкавшем каталку по направлению к моргу. Санитар уже скрылся за дверью морга, когда Лиза поняла: это же Ярослав! Или она ошиблась? Она постояла немного в ожидании его возвращения и увидев санитара вновь, убедилась, что это точно был Ярослав.
- Ярослав! Привет! Рада тебя видеть! - Почти вскрикнула Лиза, и она действительно была рада встретить его.
- Привет! Счастлива, что получилось всё по-твоему и я стал никому не нужным нищим? - недовольно проговорил Ярослав и не останавливаясь хотел пройти мимо, но Лиза задержала его.
- Не уходи. Расскажи о себе! - попросила она.
- Зачем тебе мои проблемы?
- Возможно, смогу помочь тебе…
- Не нуждаюсь в твоей помощи, - ответил Ярослав, но немного помолчал, добавил, - а впрочем, можно и рассказать. Если хочешь, давай встретимся после работы. Сейчас мне торопиться надо, мертвецы ждут.
В этот день у Лизы было дежурство по отделению и они договорились встретиться в её кабинете.
- Всё пошло не так, как я думал, - начал Ярослав, когда они встретились, - И остался я без специальности и без денег. Мой дед своим наследством испортил мою жизнь, сделал нищим.
- Не думаю, что виноват дед, - ответила Лиза, - сам виноват, что так получилось.
- С себя вины я не снимаю. Тоже виноват, богатству радовался, институт бросил. А сейчас бы врачом работал, ведь получалось у меня… А знаешь, не только ты мне говорила, чтобы не бросал учёбу, мать моя и бабушка моя умоляли, просили закончить институт. Так я им отвечал, что не хочу работать рабом, хочу свободы и наследство деда мне позволяет это. Эх, повернуть бы всё назад… Увы, не получится.
- Так как же ты смог растратить наследство? Говорил же, что оно огромное и внукам хватит, - спросила Лиза, - Прокутил?
- Да какой там, прокутил? Нет, конечно. Я вообще этим не увлекаюсь. Почти не пью. И не курю. Ну… девочки были, и не мало. Но это такой мизер траты на них, - и Ярослав рассказал о себе:
Первое, что я сделал, став миллионером, так это приобрёл шикарную и большую квартиру в центре Калининграда. Полагал, что заберу мать и бабушку, будем вместе жить. Но они уезжать из своего Зеленогорска не захотели. Мать продолжала работать на своём заводе и уходить не собиралась, а бабушка не хотела терять связь со своими бабушками-подружками.
Как не уговаривал я их, они ни в какую.
Тогда я купил для них дом. Они не возражали, чтобы новый дом был больше того, в котором они жили, но хотели, чтобы был он рядом. Ничего на мой взгляд, подходящего рядом не было и я купил им домик не многим больше их. Но для них это было то, что надо, они полюбили его и не согласились менять даже мебель на новую. И вообще, они предпочитали жить, как жили и покупать лишь то, что необходимо. Ну… старое советское воспитание.
А у меня появилось много друзей. Они запросто приходили, ели-пили у меня, просили денег. Я не жадный. Но кутить, как ты посчитала, не кутил.
Накупил себе обновок, щеголял во всём модном, поездил по миру, был в странах, в которых мечтал побывать. Всё было отлично.
Мама просила подумать об образовании, но я не посчитал это нужным. Зачем? Работать я не собирался.
Но тут нагрянул 98-й год. А с ним и кризис, в связи с чем все средства населения, находящиеся на счетах в банках, были заморожены. Редко какой банк остался на плаву. У меня основной счёт был в самом рейтинговом банке «Российский кредит» Но рейтинг не спас банк, он пострадал и мои счета были заморожены. На счёте в другом банке были незначительные средства, но он тоже пострадал и мои средства и там заморозили.
Я ничего не мог сделать самостоятельно, чтобы вернуть свои деньги и когда мне попалось объявление о том, что одна фирма помогает за комиссионные вернуть замороженные средства, я решил воспользоваться их услугами. В результате лишился всех замороженных денег. Это оказались мошенники.
Но надо было как-то жить, причём, жить так, как жил, ни в чём себе не отказывая. По другому я уже не хотел. Продал квартиру и купил гораздо меньшую. Появились деньги и я не мог их экономить. А тут ещё и друзья не забывали, приходили в гости и требовали их побаловать вкусностями. Их наглости не было предела, а я вначале не хотел показывать свои трудности, а потом не мог отказать. Так и содержал их до последней копейки. Они сами разбежались, когда поняли, что я на мели.
Я продержался немного и вновь продал квартиру. Купил не просто маленькую, а очень маленькую, в грязном, запущенном доме для малосемейных. Дом на окраине, соседи сплошь алкоголики.
Но жить надо и я начал искать работу. Вспомнил о том, что будучи студентом, подрабатывал в морге и обратился туда. Взяли. Вот и работаю сейчас.
Вспоминаю, как ты убеждала меня не бросать институт и говорила, что деньги, какими бы они не были, это ничто по сравнению с приобретённой специальностью. Ты была права. И моя мама с бабушкой тоже были правы. А я сейчас это только понял. Сейчас работаю, получаю заработную плату и это и есть настоящие деньги, заработанные.
Летом пробовал поступить на юридический факультет в университет на заочное, не поступил. Конкурс большой, а знания увы, забываются. Берут меня в медицинский колледж, на вечернее отделение. Пойду. А что делать? Не захотел быть врачом, буду фельдшером.
Они сидели долго. Пили чай, разговаривали. Потом Лизу позвали, привезли нового пациента, надо было им заниматься.
Попрощалась с Ярославом, но ещё долго думала о нём, искренне желая, чтобы бывший однокурсник нашёл себя.
Жаль его. Но радует то, что он понял: деньги это хорошо только тогда, когда они заработаны. А случайно полученные, добра не принесут.