Огюста Пиккара смело можно назвать одним из самых значимых изобретателей XX века. Он не ограничивался теоретическими разработками и получением патентов, а лично испытывал свои изобретения, побывав в стратосфере и в морских глубинах.
Огюст родился в Базеле в 1884 году. Он хорошо учился в школе, закончил университет в Цюрихе, какое-то время занимался исследованиями урана-235, но в 1930 году на волне европейской увлеченности космосом решил изучить стратосферу.
Высота
Заручившись поддержкой бельгийского фонда финансирования науки, он приступил к строительству стратостата. Стратостат от аэростата отличается наличием гондолы. Она должна быть более-менее изолирована от внешней среды, ведь предстоит полет на высоту свыше 11 километров.
Пиккар спроектировал и построил гондолу в виде алюминиевой герметичной сферы диаметром около 2 метров (весом более 700 кг+150 кг оборудования и приборов), шар стратостата был стандартно наполнен водородом. Примечательным было техническое решение терморегуляции — одна сторона гондолы была выкрашена в белый, вторая — в черный цвета. Ориентируя гондолу разными боками к солнцу, можно было ее подогревать или охлаждать.
Первый полет был успешно осуществлен в мае 1931 года с достижением высоты 15800 метров. Путешествие длилось более 17 часов из-за неисправности — не было возможности управлять стратостатом, а также не заработало устройство поворота гондолы, из-за чего температура внутри поднималась до +40 градусов Цельсия. Стратостат приземлился в Альпах, Пиккара с ассистентом вывезли спасатели, а гондола пролежала год в горах.
Через год состоялся и второй полет, а всего их было более 20. Кстати, Пиккар активно исследовал космическое излучение и способы защиты от него свинцом и парафином, полученные данные позже использовались при проектировании космических кораблей.
Глубина
Через какое-то время Огюст Пиккар понял, что герметичная сфера, выдерживающая большое давление, может подойти и для погружения под воду. Вторая мировая война значительно притормозила его разработки, но все же в 1945 году был построен батискаф.
Он состоял из стальной гондолы, прикрепленной к поплавку с бензином, весил 10 тонн и был рассчитан на двух пассажиров. Спуск на дно осуществлялся за счет тяжелой дроби, удерживаемой электромагнитами. Аппарат совершил ряд погружений, сначала без людей на борту, но во время одного из них повредился поплавок, и стало ясно, что конструкцию следовало доработать.
А Пиккар с сыном Жаком в 1953 году построили Триест — новый батискаф. Он не сильно отличался от своего прототипа, но все ошибки были учтены и исправлены. Именно на нем было совершено погружение в Марианский желоб, а в первых путешествиях принимал участие и сам Огюст, несмотря на преклонный возраст — 69 лет.
Спуск на дно Марианского желоба, в Бездну Челленджера стал возможным после существенного упрочнения конструкции гондолы Триеста (стенки достигали толщины 13 см!), к тому времени уже выкупленного США. Также были установлены небольшой иллюминатор, мощный прожектор и система голосовой связи.
Погружение началось утром 12 января 1960 года, в нем участвовали Жак Пиккар и американец Дон Уолш. Они спускались больше 4 часов, чтобы пробыть на максимальной глубине 20 минут. На дне они увидели рыб, а ведь раньше считалось, что ниже 6 км от уровня моря жизнь не может существовать. Также было зафиксировано постоянное перемещение воды, в том числе и снизу вверх, что вынудило отказаться от идеи захоронения на дне впадины ядерных отходов. Возвращение заняло около 3 часов. Триест и дальше дорабатывался, усовершенствовался, совершил еще много погружений в океанах и морях.
Огюст Пиккар скончался в 1962 году и был похоронен в Лозанне. Его гроб на похоронах накрывали флагом Швейцарии, который Жак Пиккар брал с собой в Марианскую впадину.