"Горбун из Нотр-Дама" - пожалуй, один из моих любимых мультфильмов Диснея. Потому что, ну, вы знаете, история про похоть, бросание детей в колодец и нарциссический абьюз, прикрывающийся отцовской заботой и религиозными нормами - самое то для детского мультфильма, ага.
И в этом мультфильме есть один нюанс, относительно которого у меня, ну, скажем так, не самое популярное мнение, так что давайте об этом поговорим. Если вы где-нибудь натыкались на статьи типа "Чем мультфильм отличается от книги", то в списке отличий первым вместо слова "Всем" и точки почти наверняка будет стоять профессия главного антагониста, Клода Фролло - мол, в книге он священник, а в мультфильме судья. И обычно всякие кинокритики к этому факту относятся с изрядной долей сарказма и скепсиса - вот, мол, Дисней прогнулся под церковь и побоялся изображать злого священника, чтобы не навлекать на себя гнев религиозных общин.
Ну и с одной стороны, так и есть. Флойд Норман, аниматор студии вспоминал: "Несмотря на религиозный подтекст, фильм приняли, и нашей анимационной картине был дан зелёный свет. Правда, нас попросили не делать фильм слишком религиозным. Весьма непростая задача, если учесть, что бóльшая часть этой истории происходит в большой церкви".
А с другой... Лично мне кажется, что в итоге всё получилось наоборот - и религиозный подтекст только усилился, причём ощутимо. Потому что вот смотрите, кто у нас есть из персонажей, совершающих какие-то открытые религиозные действия?
Во-первых, сам Фролло. Без сомнения, искренне верящий в бога человек. Но при этом он, как абсолютный нарцисс верит в свою богоизбранность, гордится своими добродетелями, унижает и манипулирует Квазимодо, и, естественно, обвиняет красивую женщину в том, что у него в голове появились похотливые мысли. "Я решил, что сожгу её на костре, но она сама в этом виновата; Боже, смилуйся над ней". В общем, Фролло очень избирательно подходит к нормам христианской морали, оставляя себе то, что ему удобно, и извращая то, что ему не подходит. (Кстати, дорогие подписчики, а было бы вам интересно почитать такой, серьёзный текст про то, как религиозные секты связаны с нарциссическим мышлением? Если да, то пишите в комментах).
Во-вторых, есть священник, настоятель собора. Он тоже верит в бога, но он - добрый и хороший человек, который пытается просто помогать другим людям, независимо от их национальности, вероисповедания и всего остального. Он, в отличие от Фролло, для себя берёт христианство в части моей второй любимой библейской истории - притчи о добром самарянине. Если вы с ней не знакомы, то там Христа спросили, вот, мол, кто помогает ближнему, тот попадёт в рай. А кого считать ближним-то? А Христос рассказал, что однажды ограбили на дороге одного человека, и сначала мимо прошёл священник, но ничего не сделал, а потом прошёл самарянин (то есть, житель Самарии, язычник) - и дал ограбленному денег, и помог ему добраться до города. Кто из них посчитал ограбленного ближним? Есть вопросы, кто из них попадёт в рай? Вопросов ни у кого не оказалось.
В-третьих - Эсмеральда. Девушка, которая, вообще-то не католичка, и далеко не факт, что вообще верующая - это особенно заметно в первой версии её песни, "Someday" ("Когда-нибудь"). Она просто по воле случая оказывается в церкви и просто по воле душевного порыва обращается к богу, говоря, что она в таком масштабном и красивом соборе впервые, не знает, действительно ли бог есть в этом месте, действительно ли он слышит, но если вдруг - то она надеется, что когда-нибудь мир станет лучше.
В вышедшей версии эту песню заменили на "God Help The Outcasts" ("Боже, помоги отверженным"), куда добавили немного более явный молитвенный мотив. Но что ещё более интересно - туда добавили ещё и "в-четвёртых" - толпу молящихся прихожан. И нам показывают, что они, тоже искренне верящие люди, в молитве просят весьма эгоистичные вещи - кому-то нужна слава, кому-то богатство, кому-то любовь.
В итоге суммарно получилось очень интересное противопоставление разных персонажей. И если в оригинале Фролло, скорее, антизлодей, человек, разочаровавшийся в вере и метающийся между разными ценностями и желаниями, то вот в мультфильме он однозначно католик. И получилось, что наоборот, его действия на фоне настоятеля собора и Эсмеральды ярко показывают, что не принадлежность к той или иной религии определяет человека, а религиозные взгляды могут служить и как стимул для совершения хороших поступков, и как топливо для оправдания собственного зла.