Найти в Дзене

Коррозионные свойства дизельного топлива

Оглавление

Чтобы в ничтожной степени воздействовать на разрушение деталей дизельного двигателя коррозионные свойства дизельных топлив должны быть минимальными. Причинами коррозионной агрессивности дизельных топлив является наличие в их составе:

  • серосодержащих соединений;
  • водорастворимых щелочей и кислот;
  • кислот органического происхождения.

Сера в дизельном топливе

Содержание серы в дизельном топливе нормируется в зависимости от его назначения и экологического класса:

1. По ГОСТ 305-2013, для топлива для быстроходных газотурбинных и дизельных двигателей судовой и наземной техники, а также для поставки на экспорт:

  • общая сера в дизельном топливе - не более 2000 мг/кг (0,2% масс.);
  • меркаптановая сера в дизельном топливе - не более 2000 мг/кг (0,2% масс.);

2. По ГОСТ 32511—2013, для дизельных двигателей общего назначения (содержание серы в дизельном топливе Евро):

Для отпуска на автозаправках в России допущен только один класс дизельного топлива - К5, следовательно норма серы в дизельном топливе используемом в повседневной жизни - 10 мг/кг (10 ppm).

На что влияет сера в дизельном топливе

Увеличение доли серы в дизельном топливе до 0,6% масс. приводит к повышенному на 15% (в среднем) износу поршневых колец и гильз цилиндров, а при массовой доле серы в дизельном топливе в 1% масс. процесс износа деталей поршневой группы ускоряется в 1,5 раза.

Из активных серосодержащих соединений:

  • элементарная сера;
  • меркаптановая сера;
  • сероводород,

наиболее коррозионно-агрессивной является меркаптановая сера, при повышении массовой доли которой до 0,06% масс. коррозия материалов деталей форсунок и плунжерных пар усиливается вдвое.

Ответом на вопрос "Как уменьшить количество серы в дизельном топливе?" являются следующие варианты:

  • Разбавлением дизельным топливом аналогичной марки с пониженным содержанием серы, потому что данный показатель подчиняется правилу аддитивности и зависит от доли компонента с заданной концентрацией.
  • Гидрогенизацией на катализаторе в присутствии водорода - метод применяемый при производстве экологически чистых топлив (Евро дизель).

Определение серы в дизельном топливе

Присутствие серы в дизельном топливе в количестве способном оказать негативное коррозионное воздействие на детали двигателя определяется при помощи испытания на медной пластинке (ГОСТ 32329):

Комплект оборудования для испытания на медной пластине
Комплект оборудования для испытания на медной пластине
  • анализируемый образец подогревается до 50 °С, температура поддерживается;
  • зачищенная от налёта медная пластинка опускается в образец топлива;
  • пластинка выдерживается в дизельном топливе в течении 3 часов;
  • если поверхность не покроется пятнами коррозии, то содержание серы в норме.
Эталоны коррозии на медной пластине
Эталоны коррозии на медной пластине

С учётом высокой коррозионной агрессивности и низкой химической стабильности меркаптанов, помимо качественной оценки (испытание на медной пластинке), концентрацию в дизельном топливе меркаптановой серы требуется определять еще и потенциометрическим титрованием по ГОСТ 17323. Аналогичным методом определяется содержание сероводородной серы.

Содержание общей серы определяется по ГОСТ ISO 20846 методом ультрафиолетовой флуоресценции:

Принцип действия флуоресцентного микроскопа
Принцип действия флуоресцентного микроскопа

Сущность испытания заключается в следующем:

  • пробу дизельного топлива вводят в анализатор с ультрафиолетовым флуоресцентным детектором;
  • проба впрыскивается камеру сгорания, температура в которой 1000— 1100 °С;
  • в камере сера окисляется в среде кислорода до диоксида серы (S02);
  • удаляется вода, получившаяся при сгорании пробы, а газообразные продукты сгорания пробы подвергаются воздействию ультрафиолетового излучения;
  • S02 поглощая энергию от ультрафиолетового излучения, переходит в возбужденное состояние
  • излучение от возбужденного S02 при возвращении его к исходному состоянию, регистрируется трубкой фотоэлектронного умножителя, и суммированный сигнал представляет из себя меру содержания серы в топливе.

Кислоты и щёлочи в дизельном топливе

  • минеральные кислоты и щелочи идентифицируются по реакции водной вытяжки;
  • наличие, растворяющихся в воде, кислот и щелочей в дизельных топливах является не допустимым.

Фактические смолы в дизельном топливе

  • при сжигании топлив, в составе которых присутствуют непредельные углеводороды, в результате окисления в цилиндре двигателя получаются смолистые вещества;
  • смолистые вещества приводят к образованию нагара;
  • доля фактических смол должна быть менее 40 мг на 100 мл топлива.

Кислотность дизельных топлив

  • кислотность согласно ГОСТ 305-2013 должна быть не более 5 мг КОН требуемого, чтобы нейтрализовать 100 мл топлива.
  • не допустимо наличие минеральных (водорастворимых) щелочей и кислот, которые могут сохраниться в топливе при неудовлетворительной промывке и отстаивания топлива после проведения его очистки.

Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.