И еще расскажу о париане – особом виде бисквитного фарфора, которым прославился SPODE.
В моей коллекции есть старинные кувшины и молочник этого бисквита, которые я рада вам сегодня показать.
Этот вид фарфора обязан своему появлению стремлению производителей найти более дешевую замену мрамору, скульптуры и статуэтки из которого были очень дороги и сложны в производстве. Особо ценился Паросский мрамор из Греции, отличавшийся своей белизной и особой структурой с мелким зерном, камень высококачественный и престижный.
Стояла задача найти материал, более дешевый в производстве, причем в производстве с использованием форм. За ее выполнение брались ведущие фабрики, но считается, что наибольшего успеха все же достиг SPODE, выпустив в мир «скульптурный» фарфор, получивший название «париан» как «определенно лучший материал после мрамора». Париан всегда был на высоте, как структурой так и качеством готовых изделий. Он «светился» под источником света, был очень прочным и великолепно подходил для создания копий дорогостоящих скульптур и отличной посуды.
Бисквитный фарфор запекался в печах дважды, как и настоящий бисквит, который вначале выпекается, а потом подсушивается в печи.
Существует книга Роберта Коупленда,
в которой он очень подробно рассказывает о рецептах керамики для париана, о происхождении предметов и обсуждает тему того, какой производитель сделал его первым, ведь тема первенства в этой области часто звучит у коллекционеров.
Взгляните на скульптуру «Невеста» из париана, и вы легко поймете, что это совершенство: так легко передать складки из невесомой ткани может далеко не каждый материал.
Мой невысокий кувшин и молочник, которыми я, несомненно, дорожу, принадлежат к периоду 1827-1847 гг., когда после смерти Джозайи Споуда II руководство брендом перешло к его компаньону – Уильяму Тейлору Коупленду (Copeland). Коупленды руководили брендом SPODE, единолично или с компаньонами, до 1970 года и название бренда время от времени менялось. И только в 1970 году бренду возвращено первоначальное название компании – SPODE.
Сегодня SPODE, поставщику королевских дворов мира, уже более 250 лет, и я надеюсь, в ближайшие десятилетия настоящий фарфор своей актуальности не утратит...
А вот, возвращаясь к кувшину "Летящий Ангел", который был создан Copeland для Союза Искусств Хрустального Дворца (Crystal Palace) в 1860 году, хочу добавить еще несколько слов.
Этот кувшин может поведать нам об истории создания, славе и закате фантастического для своего времени сооружения из чугуна и листового стекла, архитектурного чуда, построенного для проведения Великой выставки 1851 года, собравшей 14 тысяч лучших экспонентов с невероятными достижениями примеров технологий своего времени. Здание, которое в три раза превышало по площади собор Святого Павла, и имеющее самую большую площадь стекла, которую когда-либо видели в здании, построенное за 39 (!!!) недель, здание без искусственного освещения, и выставка невероятного размаха, открывала которую Королева Виктория в присутствии 40 тыс гостей и 4 тыс музыкантов.
Великая выставка, сломавшая классовые барьеры, на средства от которой были профинансированы три крупнейших музея Лондона и создан фонд грантов и стипендий для промышленных исследований, который работает по сей день. Дворец, который был раем для детей и одним из самых полных художественных музеев в мире, а также дом музыки Англии того десятилетия, с ежедневными концертами и гигантским органом; место, поражающее воображение, располагавшее морским аквариумом, огромной библиотекой, базаром модных мануфактур того времени, промышленным музеем, технологической коллекцией, катком, огромным садом с реставрациями вымерших животных, фонтанами, частными и общественными столовыми, дворец с первым общественным туалетом.
Обо всем этом я скоро расскажу вам здесь, на своей странице в Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить интересное.