Продолжу свой рассказ о всемирно известном бренде керамики и фарфора – SPODE.
Друзья, взгляните на это фото с грузовиком. Замечаете ли что-нибудь необычное, точнее сказать, совершенно особенное?
Посмотрите еще разок: этот грузовик стоит на четырех чашках! Перед вами – гениальный рекламный ход. Четыре чашки костяного фарфора, выдерживающие настоящий грузовик!
Это фото было сделано в 1959 году на заводе SPODE в Сток-он-Тренте. Теперь собственно история.
Не секрет, что и до Споуда на Востоке существовал костяной фарфор, и многие в Европе пытались его создать, но пытливый ум и предпринимательская жилка Джозайи Споуда I, а потом и его сына заставляли их искать и экспериментировать в поисках чего-то необыкновенного, совершенно особенного в мире фарфора. И именно этот костяной фарфор (Bone China) привел компанию SPODE к величию в начале 1800-х годов (наиболее вероятна дата 1799 г.), когда он обогнал всех конкурентов в качестве своего продукта. Костяной фарфор SPODE, доведенный до совершенства, не имел себе равных в течение многих лет. И Веджвуд и Минтон в начале 1800-х годов тоже начали производство собственного костяного фарфора, но похоже, они не могли конкурировать со Споудом и обе компании на время прекратили выпускать костяной фарфор. SPODE выпускал фарфор полупрозрачный, очень белый, для того, чтобы стать излюбленным фарфором людей из высшего общества. SPODE внимательно следил и за конкурентами-французами, например, за производством Sevres (Севр). Но он превосходил конкурентов и в том, что из костяного фарфора SPODE можно было изготавливать большие предметы для стола, чего не могли делать другие в 18 веке, т.к. фарфор не сохранял свою форму во время обжига.
В архиве SPODE хранится огромное количество записей и рецептов по экспериментам с комбинациями ингредиентов. Рецепты были многочисленны и разнообразны. Каждому был присвоен собственный номер, и разные типы рецептов шли к разному виду посуды, в зависимости от специфики использования.
Костяной фарфор от SPODE был необыкновенно прочным, белым, звучащим и полупрозрачным. На фотографии с грузовиком изображены как раз чашки такого типа, как на фото в моей публикации, одно из которых сделано изнутри чашки костяного фарфора. Для некоторых будет открытием, что костяной фарфор действительно содержит кости животных. Причем, совершенно определенных животных: лучший фарфор получался при добавлении костяного тепла задних конечностей волов и коров. К примеру, кости лошадей не подходили, т.к. были слишком пористыми и уступали по твердости первым. Завод SPODE был самодостаточным в этом виде заготовки сырья, там проводилась вся необходимая работа.
Кстати, эта форма чашки, на которой стоит грузовик с первого фото, называется «Лондон» и производится она до сих пор.
Костяной фарфор SPODE очень быстро стал отраслевым стандартом в гончарной промышленности. Вплоть до 1970-х годов, когда формула фарфора была изменена, чтобы подходить для машинного производства, костяной фарфор использовался для изготовления самых дорогих столовых и декоративных изделий.
Кстати, о фамильных гербах и монограммах. Почему-то многие люди не придают большого значения наличию монограмм на старинной посуде, а ведь не многие знают, что при нанесении монограммы заказ изделий у производителя по стоимости возрастал в разы. Соответственно, предметы с монограммами и гербами и в наши дни определенно ценнее, чем предметы без них.
Конечно, SPODE всегда пользовался своим преимуществом и постоянно подчеркивал его такими фразами, как «изобретатель костяного фарфора» и «Оригинал» вплоть до. Самого закрытия фабрики в 2009 году, после которого бренд был выкуплен Portmerion. Все изделия SPODE имели приставку «Fine»: «Fine Bond China», «Fine Stone», «Fine Garthenware» - все это было частью маркетинга высококачественного продукта в высшем сегменте керамического производства.
И еще, если позволите, пару слов расскажу об одном интересном дизайне от SPODE - новогоднем бестселлере с конца 1930-х годов: рождественской елке.
С самого своего появления дизайн елки, украшенной подарками и безделушками, с Санта-Клаусом на верхушке, пользовался бешеной популярностью. Этот дизайн от художника фабрики был выбран американским агентом SPODE, г-ном Сидни Томпсоном, который по несколько месяцев проводил на фабрике и тщательно выбирал образцы для поставок в США.
Как только первые рождественские предметы посуды появились в США, молниеносно пошли заказы на целые сервизы и остальные предметы сервировки стола. Существует даже статистика, по которой в последнем квартале 1999 года Рождественская елка от SPODE была самой продаваемой повседневной посудой в США.
На протяжении многих лет было произведено множество различных версий Рождественского елки с разным цветом и шириной полос, выпускались «годовые» елки, каждый год вводились новые формы - коллекционерам всегда было, что добавить в свои коллекции.
Причем, большая часть этой продукции шла в США, где рождественская культура отличается от британской.
Интересно, что компания Plummers из Нью-Йорка очень точно воспроизвела этот дизайн и применила его к менее дорогой посуде от Barker Bros. из Лонгтона, Стаффордшир. Успех рисунка вдохновил и другие компании на создание аналогичных дизайнов на протяжении многих лет. Но помните, что узор SPODE Christmas Tree является оригиналом. И сегодня его тоже можно купить.