В Деревянкской школе событие – старшеклассники наблюдают, как 3D-принтер печатает модель атома. Преподаватель технологии Дмитрий Тарбеев рассказывает о расчетах, времени печати, температуре плавящейся массы, из которой будет изготовлена деталь. Школьники убегают на урок. Однако каждую перемену кто-то из ребят заглядывает в кабинет технологии на первом этаже узнать: «А готово?»
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
В здании, которое построено по национальному проекту «Образование» и носит имя дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Андрияна Николаева, могут учиться 200 детей. 4 сентября за парты сели 184 ученика. Уже после строительства и изготовления всех официальных табличек образовательной организации присвоили имя героя. В послевоенные годы именно в этой школе он начинал работать. «Вся Деревянка его на руках носила!» – вспоминают учителя со стажем.
Детские эмоции – самые искренние. Шестиклассники на эпитеты не скупятся: «Мы очень ждали, но не знали, какой она будет!», «О такой мы даже и не мечтали!», «Здесь можно жить!», «Крутая школа!». Все эти отзывы особенно ценны, потому как три года дети и учителя жили непросто: начальная школа в две смены училась в выделенных помещениях в поселковом детском саду. Средняя и старшая школа ездили в соседнее село Деревянное, где также учились в стесненных условиях.
Однако еще раньше ученики и учителя выживали в холодных деревянных стенах двухэтажной школы, второй этаж которой был признан аварийным. Спортзал и столовая – тоже деревянные – находились в соседних зданиях. При всем желании сохранить тепло, вырабатываемое собственной котельной, получалось не всегда.
– Школа – просто чудо, огромная, красивая. Просторная территория, спортплощадка, дети будут проводить здесь и внеурочное время. Рады, что дочка пойдет в такое современное учреждение. А в нашей семье подрастает уже следующий школьник, – говорят Ирина и Дмитрий, родители пятиклассницы Надежды Ангас.
Ребята охотно фотографируются в кабинетах. Здесь есть буквально все, о чем может мечтать учитель: меловая и интерактивная доски, проекторы, компьютер, современная мебель, красивые стены, окна, полы. И красота эта не кажется вычурной, продуманы детали, чувствуется тандем дизайнеров и строителей, когда неожиданные сочетания вызывают даже не улыбку, а восторг.
В проекте нового здания школы написано, что оно «построено по индивидуальному дизайну с учетом самых передовых технологических параметров. Для удобства блоки начальных, средних и старших классов разделены. Оснащены обеденный зал с пищеблоком, актовый зал, библиотека, медпункт. Есть все необходимое учебное оборудование и методические материалы. В помощь урокам химии и биологии – цифровые лаборатории, урокам труда – мастерские и кабинеты домоводства. В школе несколько залов для занятий спортом, хореографией, музыкой и другими видами дополнительного образования».
– В старой школе я отработала 34 года. С конца 1980‑х годов говорили, что поселку нужно новое здание, его очень ждали. Я живу рядом, наблюдала за стройкой. Здание, которое мы видим сегодня, на порядок качественнее прежнего! – рассказывает учитель истории и обществознания Ольга Прохорова, за ее плечами 49 лет педагогического стажа.
Директор школы Ольга Гусева, конечно, светится от радости за коллег и детей.
– У нас появился свой дом! – говорит она и снова улыбается.
Такие эмоции ей очень к лицу, потому что после колоссальной нагрузки, которая существовала несколько лет, важно радоваться и заниматься обустройством пространства. Все самое сложное уже позади, а между тем у школы появились новые друзья и партнеры. Один из них – строительная компания «Век». О компании здесь говорят с уважением – благодаря слаженной и ответственной работе мастеров школа открыла двери 1 сентября.
В новое пространство вложено много труда людей, которые готовили образовательную организацию к приему гостей. За лето в Деревянку приезжала не одна делегация самых высоких начальников республиканского и федерального уровней. На августовском педагогическом форуме глава Карелии Артур Парфенчиков новостройку назвал самой современной сельской школой России. При должной организации образовательного пространства, постройке теплиц и еще некоторых вложениях это будет именно так.
– У нас все хорошо, но беспокоит проблема с транспортом, – делится будничными проблемами Ольга Николаевна. – Раньше в распоряжении школы было два автобуса – среднее и старшее звенья постоянно возили в соседний поселок. Сейчас у нас один автобус забрали, ставка водителя сокращена. Значит, в этом году школьники не попадут в театры и на выставки, в библиотеки Петрозаводска. Дети уже привыкли выезжать. Это очень важно для их развития! Не каждый родитель может позволить себе поездку в Петрозаводск, живем мы все-таки в поселке.
Пока вопрос с транспортом не решен – он упирается в дополнительное финансирование, покупку бензина, содержание автобуса, – школа ищет другие возможности развиваться.
Так, в сентябре состоялось открытие центра «Точка роста» естественно-научной и технологической направленностей, который был создан в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».
В торжественной церемонии открытия приняли участие гости – Всеволод Шаин, кандидат технических наук, заместитель директора, доцент кафедры транспортных и технологических машин и оборудования Института лесных, горных и строительных наук Петрозаводского государственного университета. Владимир Ефлов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры транспортных и технологических машин и оборудования Института лесных, горных и строительных наук ПетрГУ, доцент кафедры семейной медицины, общественного здоровья, организации здравоохранения, безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф Медицинского института имени профессора А.П.Зильбера ПетрГУ, и Зинаида Ефлова, доктор педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия, старший методист Центра развития образования Петрозаводска.
Гости рассказали о том, как видят возможное сотрудничество со школой, в которой есть все условия для развития учеников, и ее можно назвать одной большой питающей образовательной средой, созданной для воспитания и обучения будущих студентов вузов. После открытия «Точки роста» учителя провели мастер-классы: Людмила Гапшина продемонстрировала использование цифровой лаборатории физиологии на уроках биологии, а Дмитрий Тарбеев – применение 3D-принтера для создания модели атома органического вещества.
Позже прошли консультации для учащихся 10-11‑х классов. Гостям из Петрозаводска показали школу. В завершение состоялся круглый стол, на котором были подведены итоги дня и определены планы на будущее. Одна из задумок – сделать школу региональным центром инженерно-технического образования под эгидой Института лесных, горных и строительных наук ПетрГУ.
Всеволод Шаин не сомневается: в школу могут приезжать студенты на практику, договор о сотрудничестве – вопрос времени. Дорога до Петрозаводска занимает час. Всеволод Алексеевич сделал несколько важных звонков, благодаря которым идея должна претвориться в жизнь, а школьники, проживающие в поселке, научатся управлять дронами, чертить, узнают о растениях и кустарниках, освоят современные программы для работы на компьютерах и многое-многое другое.
…В конце дня старшеклассники передают друг другу небольшую модель атома. Комментируют: «Допечатался!» Тут же говорят о будущем этой технологии, ведь напечатать, оказывается, можно что угодно, нужны расходные материалы, задумки, расчеты. Хочется верить, что все у ребят впереди, а школа, построенная в такое непростое время, даст им настоящую путевку в жизнь! Кстати, вице-премьер Правительства России Татьяна Голикова во время визита в Карелию восхитилась новой сельской школой.
Напомним, сегодня в Республике Карелия идет строительство еще трех общеобразовательных учреждений – в Кеми, Суоярви и Медвежьегорске.
Мария ГОЛУБЕВА, пос. Деревянка, Республика Карелия, фото автора
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».