Найти в Дзене
Популярная Библиотека

«Атлантида» вышла в океан», 1969 г. – единственное фантастическое произведение А. Кулешова, зато какое!

Александр Петрович Кулешов (1921-1990 гг.) – типичный советский писатель-детективщик, и хотя в его библиографии есть немало произведений и на военные темы, все равно в каждом из них так или иначе присутствует и детективная завязка. И даже единственный свой фантастический роман «Атлантида» вышла в океан» А. Кулешов снабдил детективной составляющей, хотя произведение это можно назвать чисто научным трактатом, хоть и имеющим фантастическую основу. Помню, как в самом начале 90-х прикупил я на книжном рынке вышедшую незадолго до этого книгу «Сыскное агентство» некоего Александра Кулешова. Но покупал я ее не целенаправленно, и не по интересу – просто я тогда скупал все книги, которые не мог приобрести в молодости из-за постоянного советского дефицита и дороговизны хороших книг «на руках». И вот, я скупал тогда «золотую рамку», то есть «детгизовскую» серию «Библиотека приключений и научной фантастики» невзирая на авторов – всё подряд. Благо, что тогда эта «рамка» появилась в огромных количест

Александр Петрович Кулешов (1921-1990 гг.) – типичный советский писатель-детективщик, и хотя в его библиографии есть немало произведений и на военные темы, все равно в каждом из них так или иначе присутствует и детективная завязка. И даже единственный свой фантастический роман «Атлантида» вышла в океан» А. Кулешов снабдил детективной составляющей, хотя произведение это можно назвать чисто научным трактатом, хоть и имеющим фантастическую основу.

Александр Кулешов, "Сыскное агентство", 1991 г.
Александр Кулешов, "Сыскное агентство", 1991 г.

Помню, как в самом начале 90-х прикупил я на книжном рынке вышедшую незадолго до этого книгу «Сыскное агентство» некоего Александра Кулешова. Но покупал я ее не целенаправленно, и не по интересу – просто я тогда скупал все книги, которые не мог приобрести в молодости из-за постоянного советского дефицита и дороговизны хороших книг «на руках». И вот, я скупал тогда «золотую рамку», то есть «детгизовскую» серию «Библиотека приключений и научной фантастики» невзирая на авторов – всё подряд. Благо, что тогда эта «рамка» появилась в огромных количествах на наших барахолках и по совершенно бросовым ценам.

Вот так «Сыскное агентство» и оказалось в моей библиотеке.

А так как этот роман был детективным, и действие происходило не у нас, а за бугром, меня и потянуло эту книгу прочитать.

И что я скажу? Не понравилась мне эта книга. Во-первых, тема какая-то памфлетная, обличающая гнилую капиталистическую действительность, так еще и написана косным языком, будто для не привыкших к «высокому штилю» колхозников. Нет, читабельность книги в целом была на уровне, но совершенно в духе коммунистической пропаганды. Я еле дочитал ее до конца, хотя автор и закрутил сюжет как и положено в детективном произведении. Но часто сюжет – это не главное, тут важно еще и воплощение. Так вот – воплощение романа «Сыскное агентство» было на уровне заидеологизированного выше крыши романа Джека Лондона «Железная пята» - задумка интересная, но пробираешься по тексту как по унылой саванне.

Александр Петрович Кулешов (1921-1990 гг.) в разные годы своей жизни
Александр Петрович Кулешов (1921-1990 гг.) в разные годы своей жизни

В общем, стоит у меня на полке эта книга и сегодня как образец позднего детективного соцреализма, и только позже я узнал, когда эта книга была написана, и кем на самом деле является ее автор, которого по вполне определенным причинам считают незаконнорожденным сыном известного русского поэта Александра Блока. Но об этом – ниже.

Прошло несколько лет, и один мой знакомый, срочно выезжавший в Израиль на ПМЖ, сгрузил мне в подарок два чемодана книг, которые он с собой брать не собирался, но хотел их отдать в исключительно хорошие руки. А так как до книг у меня руки исключительно хорошие, то и осели все эти книги в моих книжных шкафах – я не выбрасываю даже те книги, которые принципиально не подходят для моей коллекции, для таких у меня есть несколько полок на утепленном чердаке.

Несколько экземпляров книги Александра Кулешова, "Атлантида" вышла в океан", 1969 г. Какие-то экземпляры зачитаны, а какие-то - поновее. Мой экземпляр такой же сохранности, что на средней фотографии
Несколько экземпляров книги Александра Кулешова, "Атлантида" вышла в океан", 1969 г. Какие-то экземпляры зачитаны, а какие-то - поновее. Мой экземпляр такой же сохранности, что на средней фотографии

Так вот, распихал я все эти подарки по шкафам, и не сильно исследовал – что же там у меня прибавилось. Дело в том, что книги в мягких переплетах я до недавнего времени тоже складировал отдельно, поначалу меня интересовали только издания «серьезные», в картонных переплетах. Но вот недавно я стал перебирать свою «мягкую» коллекцию, которой до этого не уделял особого внимания, и обнаружил фантастический роман «Атлантида» вышла в океан». Фамилия автора показалась знакомой. Конечно же – это был всё тот же Александр Кулешов, который написал и «Сыскное агентство». Только последняя книга была написана в конце 80-х, а «Атлантида» - в конце 60-х.

Александр Кулешов, "Атлантида" вышла в океан", 1969 г.
Александр Кулешов, "Атлантида" вышла в океан", 1969 г.

Однако «Атлантида» вышла в океан», хоть и позиционировалась как научно-приключенческий роман, все же была фантастической, потому что, полистав книгу, я понял, что речь в ней идет о вещах, откровенно выдуманных автором. Естественно, она тоже была «памфлетной», как и «Агентство», однако и речь в ней шла о вещах более серьезных, и язык написания был весьма привлекательным. Причем настолько привлекательным, что я как начал книгу читать, так и не смог оторваться от нее, пока не дочитал до конца.

Внешний вид книги
Внешний вид книги

В общем, поправился мне роман «Атлантида» вышла в океан», причем так сильно, что я недоумевал по поводу того, почему «Сыскное агентство» вышло таким плохим. Но потом я подумал, что к концу жизни авторы часто начинают закостеневать в своем творчестве, и не в состоянии создать прежний шедевр, просто прибегают ко всяким шаблонам, и порой к совершенно неудачным. «Атлантида» вышла в океан» - произведение совершенно не шаблонное, и, может быть, потому, что подобные темы Кулешовым никогда не поднимались.

Титульный лист книги и оглавление на последней странице
Титульный лист книги и оглавление на последней странице

В романе сюжет раскручивается вокруг серьезной научной темы о происхождении человека, и автор в свойственной ему детективной манере решил эту тему усилить. А чтобы его не обвинили в «научном графоманстве» профильные ученые, он облек всю идею книги в одежды собственной фантазии.

Начало повести и аннотация от редакции
Начало повести и аннотация от редакции

Ну и, естественно, не обошлось и без памфлетной составляющей, потому что это была главная писательская манера А. Кулешова, когда он описывал забугорную действительность. А о ней он знал прекрасно, так как был «выездной», то есть постоянно мотался по заграничным командировкам, и за несколько десятилетий как советский журналист высшей категории объездил практически весь земной шар. Кстати, он даже умер за бугром – в Швеции (1990 год), так что его прах пришлось возвращать на родину, причем не на средства родственников, а на деньги из государственной казны.

Аннотация от редакции крупным планом
Аннотация от редакции крупным планом

Нет, я не хочу сказать, что А. Кулешов описывал «забугорную действительность» такой, какой он ее видел своими глазами. Он описывал ее именно так, чтобы оставаться на плаву в сфере советского книгоиздательства, и с этой точки зрения его можно было назвать законченным фантастом, потому что он понапридумывал про «загнивающий Запад» столько интересного, о чем и сам Запад не знал. Но в СССР книги Кулешова издавались регулярно и немалыми тиражами, правда, они почему-то редко переиздавались, но это уже совсем другой вопрос.

Иллюстрация к книге авторства И. Борисова
Иллюстрация к книге авторства И. Борисова

Итак, кратко - действие романа «Атлантида» вышла в океан» разворачивается вокруг находки где-то в Австралии останков древнейшего человекоподобного существа, которое некоторые западные ученые выдвинули на роль предка человеческой расы. Назревает сенсация, которая способна перевернуть все научные представления о возникновении разумной жизни на Земле, но тут по недосмотру западных спецслужб к этой сенсации подключаются советские ученые. Результат мы видим в конце книги – оказалось, что кости этого «австралоантропа» - чистая фальсификация с целью заработать пару копеек.

Еще иллюстрация
Еще иллюстрация

Но как всё начиналось! Научный мир был в эйфории от предстоящего передела истории, фальсификаторы готовились крупно заработать, а тут на тебе – всю идею так грязно опошлили какие-то советские коммунисты! В общем, ни сенсации, ни новой истории, ни денег. Советская наука в очередной раз восторжествовала, так удачно распознав подделку, причем такого чуть ли не галактического уровня. Вот так - наши, как всегда, победили, а Запад, как всегда, опозорен.

И еще одна
И еще одна

И хотя в аннотации к книге указывается, что действие романа основано на реальных событиях, все же это не помешало исключительно всем литературным критикам назвать роман именно научно-фантастическим, а не научно-приключенческим, как он обозначен на титульной странице книги. И «Атлантида» вышла в океан» неизменно фигурирует в обзорах советской фантастики, а не в каком-то другом жанре. Хотя, конечно же, и приключений в романе хватает, причем довольно высокого качества, невзирая на памфлетное направление произведения.

И эти две - тоже
И эти две - тоже

В общем, книга удалась, только совершенно непонятно, почему она больше так никогда не переиздавалась – ни в СССР, ни за рубежом, ни в современные времена. Вышла «Атлантида вышла в океан» в 1969-м году в издательстве «Знание» в виде брошюры на 192 страницы, правда, тираж был нешуточный – 100 тысяч экземпляров. Но на части тиража стоит надпечатка – 200 000 экз., так что непонятно – общий тираж 200 тысяч, или 300. Лично на моей книге тираж 100 тысяч (типографским способом), а вот на фото, которое я отыскал в Интернете – 200 (ручным штампом).

На этом скрине хорошо видна более поздняя надпечатка по тиражу - 200 тысяч
На этом скрине хорошо видна более поздняя надпечатка по тиражу - 200 тысяч
Еще несколько иллюстраций, собранных мной с разных страниц
Еще несколько иллюстраций, собранных мной с разных страниц

Насчет иллюстраций - их сделал неизвестный мне художник И. Борисов, но эти иллюстрации хоть качеством более-менее, но вот вызывает удивление тот факт, почему они такие нейтральные. Ну, просто нет в этих иллюстрациях никакого экшена, а ведь экшена в книге хватает!

Иллюстрация
Иллюстрация
Одна из последних иллюстраций к книге. В принципе, я тут собрал их все
Одна из последних иллюстраций к книге. В принципе, я тут собрал их все

Ну ладно, как сделано – так и сделано, другого у нас нет. Роман существует только в одном издании, так что я могу назвать его раритетом. По крайней мере, за 30 с лишним лет, которые я регулярно брожу по нашим барахолкам (а ранее – по букинистическим, то есть комиссионным магазинам), я эту книгу ни разу не встречал, а побывал я в многих городах, и везде неизменно посещал именно книжные развалы.

И вот сегодня я вполне радуюсь, что один экземпляр этой книги, причем в очень хорошем состоянии, имеется в моей библиотеке.

Слева - Александр Блок, справа - отец А. Кулешова, Петр Семенович Коган
Слева - Александр Блок, справа - отец А. Кулешова, Петр Семенович Коган

Что касается автора, то родился А. П. Кулешов в 1921 году при интересных обстоятельствах. Мать Александра Кулешова – Надежда Александровна Нолле, была замужем за известным тогда литературным критиком и профессором Петром Семеновичем Коганом. И когда в семье появился маленький Александр Петрович Коган, он стал законным сыном Петра Когана, хотя весь литературный мир тех лет наверняка знал, что отец младенца – известный русский поэт Александр Блок. Дело в том, что мать будущего Кулешова была близко знакома с Блоком еще за девять лет до рождения сына, и встречалась с ним до последних дней поэта.

Давайте решим, на кого больше похож Александр Кулешов - на Блока, или на Когана?
Давайте решим, на кого больше похож Александр Кулешов - на Блока, или на Когана?

Однако были люди, в том числе из близкого окружения Блока, которые отрицали слишком уж «тесную» связь поэта и матери Кулешова, отрицали это и родители будущего советского писателя. Хотя кто-то находит физиономическое сходство Блока и Кулешова, но это показатель не железный, так как такое же сходство можно найти и между Кулешовым и его официальным отцом – профессором Коганом.

В общем, не стану я вдаваться в подробности всего этого дела, потому что правду могла бы раскрыть только генетическая экспертиза, а ее никто не делал, и, по-видимому, делать не собирается и сегодня.

Однако жизнь прожил Александр Коган-Нолле, взявший себе по понятным причинам псевдоним Кулешов, весьма шикарную. Воевал на фронтах Великой Отечественной, правда, в каком качестве – мне неизвестно. Вступил в ряды ВКП(б) в 1945-м, в 50-х начал печататься в газетах и журналах, в 60-х стал издавать свои повести и романы. В основном писал обычные детективы про советскую милицию, но немало произведений крупных форм у него на спортивную тематику. Роман «Голубые молнии» про десантников, опубликованный в 1972-м году, в 1978-м был экранизирован и был в СССР очень популярным.

Принципиально фантастики А. Кулешов не писал, хотя он очень активно и представлял советскую фантастику за рубежом вместе с известным советским фантастом Еремеем Парновым. Мало того – он был одним из руководителей Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР, также в 50-х он был сооснователем популярной серии «Мир приключений» издательства «Детская литература», а в конце 80-х стал членом редколлегии серии «Библиотеки фантастики» издательства «Правда».

Так что фактически А. Кулешов к фантастике был причастен весьма непосредственно, но создавал исключительно приключенческие произведения, хотя, как я писал выше, роман «Атлантида вышла в океан» вполне можно считать фантастическим, хотя, использовав фантастический прием, автор все же остался верен себе как чистый приключенец.

Также к биографии А. П. Кулешова можно добавить, что он пользовался полным доверием «партии и народа», причем доверие было настолько высоким, что он чуть ли не 300 дней в году разъезжал по заграницам, налаживая культурные связи между «партией и народом» СССР и всем остальным прогрессивным человечеством, включая и Запад. За это он был награжден множеством всяких орденов и медалей, в том числе орденом «Дружбы народов» и медалями за лучшие произведения о советской милиции.

В заключение остается добавить, что Александр Петрович Кулешов за последние 30 лет своей жизни написал 9 романов, 16 повестей, много публицистических и документальных книг, а уж рассказов и очерков, которые входили в множество авторских сборников и антологий просто не счесть. Было даже много журнальных публикаций, причем в журналах самых элитных.

Но вот почему большинство произведений такого заслуженного советского писателя на популярные темы никогда не переиздавались – это для меня, как я писал выше, загадка. Я думаю, что эту загадку можно было бы разгадать, если погрузиться в биографию писателя, но цель моей публикации – не его биография, а только лишь единственный его фантастический роман – «Атлантида» вышла в океан». А биографией такого плодовитого советского детективщика я займусь позже, потому что не все его произведения, подобно «Сыскному агентству», были такими уж и никчемными.

Коллаж на тему Александр Кулешов, "Атлантида" вышла в океан", 1969 г.
Коллаж на тему Александр Кулешов, "Атлантида" вышла в океан", 1969 г.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Роман «Поединок с собой» Ариадны Громовой ~ приключенческая фантастика а-ля Александр Беляев

«Пять президентов» Павла Багряка – почти культовый советский детективно-фантастический триллер 60-х

«Глиняный бог» Анатолия Днепрова – наилучший образчик советской приключенческой фантастики 60-х

Зиновий Юрьев – автор уникальных советских фантастических романов-памфлетов в жанре триллер

Роман «Город» вывел Клиффорда Саймака на вершину всей мировой фантастики как признанного знатока земной футурологии