Первое свое научно-фантастическое произведение советский писатель Зиновий Юрьев написал в далеком 1964-м году и с тех пор создал почти две дюжины высококлассных фантастических произведений крупных форм, которые и сегодня читаются с неослабевающим интересом. Правда, все они причисляются к жанру памфлетов с критикой западной действительности, но оказалось, что это вовсе не памфлеты, а самые настоящие триллеры, которые могут дать фору любому тогдашнему произведению подобного рода от западных авторов.
Зиновий Юрьевич Юрьев (Гринман) – писатель весьма своеобразный, я бы даже сказал, что предвидевший многие научные открытия. Но, внимательно прочитав всю его фантастику, я понял, что к гению Герберта Уэллса и Александра Беляева он не имеет никакого отношения. Дело в том, что всего его научно-фантастические идеи причерпнуты из романов других, более ранних писателей-фантастов. Ну а что вы еще хотели от журналиста, сотрудника журнала «Крокодил», каковым Юрьев был всю свою жизнь?
Тем не менее, заслуга Зиновия Юрьева в том, что он создал на чужих идеях совершенно уникальные произведения. Причем сделано это весьма своеобразно. Сами научные идеи были только завязкой к произведениям, а на самом деле это были весьма революционные для советской литературы 60-70-х боевики из разряда триллеров. Да, такая литература в СССР не приветствовалась, но для того, чтобы не попасть под пресс цензуры, Юрьеву пришлось выкручиваться, придав своим романам и повестям статус памфлетов, высмеивающих капиталистическую действительность.
Однако к чести автора, он поступил мудро даже в этой непростой ситуации. Во-первых, он никогда не прославлял социалистическую действительность и не пропагандировал светлое коммунистическое будущее. А, во-вторых, высмеивая тогдашние капиталистические порядки, он нисколько не покривил душой. Все, что он описал, было на Западе нормой не только тогда, но и сегодня, и, без всякого сомнения, будет и завтра. Так что никакого преувеличения насчет западной действительности в книгах Юрьева нет. Другое дело, что он высмеивал западные порядки слишком вдохновенно, но это все уже из разряда создания необходимой для сюжета атмосферы. Юрьев палку никогда не перегибал, хоть кому-то и кажется обратное.
В итоге у нас остается как раз триллер – очень интересный и даже захватывающий боевик. Без всякого преувеличения могу сказать, что в те времена у нас такие триллеры не создавал никто. Да, их создавали западные писатели, но до нас такие крутые боевики практически не доходили. Поэтому Зиновий Юрьев очень удачно занял пустующую нишу, скрыв это под завесой памфлета и водрузив на такую популярную тогда у нас и совершенно беспроигрышную фантастическую основу.
В общем, так – я не собираюсь петь дифирамбы старому советскому «триллерщику», его произведения сегодня легко можно прочитать прямо в Интернете и вынести из этого чтения свое собственное мнение. Скажу только, что Зиновий Юрьев – это не беспринципный писака-графоман, оседлавший струю. Просто, работая в те времена в журнале «Крокодил», известный своими ядовитыми пассажами в сторону западного капиталистического мира, Юрьев быстро смекнул, как обогатить советскую литературу и свой карман, не нарушая правил ни социалистических, ни моральных, ни этических.
В итоге мы видим целый ряд добротных произведений, реально объединивших в себе самые разные направления. Представьте, что в арсенале Зиновия Юрьева имеется даже историческое произведение – «Рука Кассандры» (1970 г.), в котором живописуется Троянская война, правда, опять-таки на основе фантастических допущений, но, тем не менее, это произведение сугубо историческое. Причем очень качественно сделанное, на уровне высокой исторической литературы.
А уж о том, что Юрьев был мастер боевика и детектива – с этим нельзя не согласиться. Он прекрасно занял нишу, которую в СССР долго не давали занять произведениям англо-американской НФ. Правда, для этого ему пришлось хорошо изучить многие важные моменты в повседневной жизни западного мира, но я думаю, что у автора с этим проблем не возникало, источники информации у него были, что называется, из первых рук. По крайней мере, даже сегодня, в век полной информационной открытости, в достоверности предоставленной им в своих произведениях полувековой давности информации никаких сомнений не возникает.
За свою долгую жизнь (1925-2020 гг.) Зиновий Юрьев написал более 20 романов и повестей, и каждое произведение отличается высочайшим качеством. Правда, дебют писателя на ниве фантастики случился только в 1964-м году, когда вышла первая его повесть «Финансист на четвереньках», но в последующие почти 50 лет он создал в литературе буквально целый мир.
Последний роман Юрьевым был написан в 2012-м («Ангел смерти подаёт в отставку»), и читатель увидел, что есть еще порох в пороховницах – хоть времена необходимости маскироваться под памфлетным флером давно прошли, тем не менее, Юрьев как автор остался таким же интересным, как и в лучшие годы своего творчества.
В заключение хочу сказать, что венцом творчества Зиновия Юрьевича Юрьева являются такие повести и романы, как упомянутые уже выше «Финансист на четвереньках» (1964 г.) и «Рука Кассандры» (1970 г.). Но выше их я ценю такие произведения, как «Белое снадобье» (1973 г.), «Полная переделка» (1975 г.) и «Быстрые сны» (1977 г.).
Это не говорит, конечно же, о том, что другие произведения хуже – все они отличные. Просто те, которые я представил – самые яркие, но и все остальные без всякого исключения читаются с не ослабевающим интересом даже сегодня.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Гриада» Александра Колпакова, 1960 г. ~ первый советский авантюрный фантастический роман
Рассказ «Человек из Пасифиды» ~ одно из первых произведений А. и Б. Стругацких а-ля Роберт Шекли
Роман Григория Адамова «Тайна двух океанов», 1938 г., в СССР издавался миллионными тиражами
Александр Шалимов, «Тайна Гремящей расщелины», 1961 г. – прекрасный образец советской фантастики
Хорошо подзабытые фантастические романы и повести советских авторов 1920-х годов