Конспекты занятий являются частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 3.
Задачи::
Продолжать формировать представления о (об):
· частях суток (утро, день, вечер, ночь) на основе собственного опыта;
Продолжать развивать умение:
· отвечать на вопрос «сколько?» словами «много», «один», «два», «три» (без счета);
· называть величинные характеристики «большой», «маленький»;
· группировать предметы по параметру цвета.
Воспитывать:
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: игрушка самолёт; полоски картона трёх цветов, соответствующих цветам самолётиков из бумаги (размер полосок не менее 30смх10 см); разные игрушки (3 разных игрушки +1 комплект из двух одинаковых+1 комплект из трёх одинаковых); картинки с изображением «Утро», «День», «Вечер», «Ночь».
Раздаточный материал: разноцветные бумажные самолёты.
Ход занятия.
1. На стульчиках разложены маленькие бумажные самолётики из цветной бумаги по количеству детей; у педагога на столе – один большой игрушечный самолёт.
- Дети, посмотрите, какой сюрприз нас ждёт. Что это? (самолёты).
- Сколько всего маленьких самолётов? (много).
- Сколько самолётов на каждом стуле? (один).
- Какого цвета маленькие самолётики? (красного, жёлтого, синего)
- Возьмите по одному самолётику.
Дети берут по одному самолётику. Для детей младшей группы необходимо иметь запас самолётиков для удовлетворения запроса выбора по цвету.
Воспитатель берёт в руки большой самолёт.
- Сколько у меня самолётов? (один)
- Мой самолёт большой или маленький? Какой по размеру мой самолёт?
- Какие по размеру ваши самолётики?
- Я предлагаю полететь в город игрушек. Взлетать будем по команде.
- Полетел большой самолёт.
Воспитатель выполняет соответствующее игровое действие, обозначая своим передвижением «площадку для полёта».
- Полетели красные самолёты… Полетели жёлтые самолёты… Полетели синие самолёты…
По периметру площадки расположены полоски картона, соответствующие цвету самолётиков.
- Лётчики, вы видите свои посадочные полосы? Вот полоса для красных самолётов, она красного цвета. Вот для синих…Вот для жёлтых.
- Приземляйтесь на свою полосу красные самолёты… Приземляйтесь на свою полосу жёлтые самолётики… Синие самолёты на посадку!
Дети оставляют самолётики на «посадочных полосах».
2. – Мы прилетели в город игрушек. Давайте посмотрим, какие игрушки нас встречают.
Дети садятся на стулья.
Перед детьми выставлены группами разные игрушки: 3 игрушки по одной (например, уточка, зайчик, кукла), 1 комплект из двух одинаковых (например, матрёшки), 1 комплект из трёх одинаковых (например, машинки).
- Назовите игрушки, которые нас встречают?
- Сколько матрёшек? (две)
- Сколько кукол? (одна)
- Каких игрушек три? (машинок)
- Каких игрушек по одной? (кукла, уточка, зайчик)
3. – Кукла хочет рассказать нам о том, как они живут в городе игрушек.
«Кукла рассказывает»:
«Мы в нашем городе игрушек всегда знаем, когда наступает утро, день, вечер и ночь, потому что у нас есть волшебные игрушечные часы. Все игрушки ночью спят, а утром из часов как выскочит петушок и запоёт: «Ку-ка-ре-ку! Доброе утро! Пора вставать!». Мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку и говорим друг другу «Доброе утро».
- Дети, а что вы делаете утром? (ответы детей по аналогии с предложенными куклой).
-А днём из наших часов выходит барашек и говорит: «Бе-э! Добрый день!». И мы знаем, что настал день. Целый день игрушки играют в интересные игры».
- Дети, а что вы делаете днём? (играем, обедаем, днём спим в детском саду).
«Кукла»: «А потом из часов выглядывает розовый поросёнок и говорит «Хрю-хрю! Добрый вечер!». И все игрушки идут домой, смотрят передачу «Спокойной ночи, малыши».
- А что вы, дети, делаете вечером? (идём из садика домой, играем, смотрим телевизор и т.д.)
- А потом из наших часов вылетает сова и говорит «Ух-ух-ух! Спокойной ночи». И все игрушки шли спать.
- Дети, что вы делаете ночью? (спим)».
- Кукла, спасибо тебе за рассказ. У вас в городе игрушек всё, как у нас.
Воспитатель размещает на доске картинки «Утро», «День», «Вечер», «Ночь»
- Наступает утро, потом…(что?) день, потом…(что?) вечер, потом…ночь.
- Нам пора улетать из города игрушек. Берите свои самолётики.
По команде по очереди взлетают самолёты разного цвета. Все вместе приземляются в своей группе.
- У нас наступает день. Днём можно играть в самые разные игры.
Самолётики остаются детям для самостоятельных игр.
Занятие № 4.
Задачи:
Продолжать развивать умение:
· различать, называть и обследовать осязательно-двигательным путем геометрические фигуры: шар, куб;
· называть величинные характеристики «большой», «маленький»;
· отвечать на вопрос «сколько?» словами «много», «один», «два», «три» (без счета);
· ориентироваться на себе, четко выделяя правую и левую стороны;
· определять положение объектов от себя в ближайшем пространстве;
Воспитывать:
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: «Чудесный мешочек», в котором находятся: куб большой, 2-3 куба маленьких, шар большой, 2-3 маленьких шара (общее количество геометрических тел должно составлять половину количества детей в подгруппе, чтобы каждый ребёнок мог принять участие в доставании предмета из мешочка); для обыгрывания сказочного сюжета: «Шар» и «Куб» с условным изображением лиц на них, их дом - коробка.
Ход занятия.
1. Воспитатель показывает детям «Чудесный мешочек»:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как умеете играть.
- Интересно, а что в «Чудесном мешочке»?
- Ваня, достань один предмет из мешочка.
Ребёнок достаёт один из предметов.
- Что это? (шар/ куб).
- Какого он цвета?
Дети по очереди достают по одному предмету.
Вопрос о размере геометрического тела можно будет задать только после того, как на столе уже будет находиться такая же форма другого размера (т.е. будет объект для сравнения).
Все предметы выкладываются на столе. Обратить внимание на то, что шар катится, его лучше положить на подходящую подставку или салфетку.
- Сколько больших шаров?
- Сколько маленьких шаров?
- Сколько маленьких кубов?
- Сколько больших кубов?
- Сколько всего всех фигур: мало или много? (много)
- Вот сколько много геометрических фигур оказалось в мешочке. Давайте их опять все сложим, и посмотрим, какую ещё игру придумал для нас «Чудесный мешочек».
Воспитатель быстро складывает все предметы в мешочек.
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Ты на ощупь угадай,
А потом уж доставай.
Дети, не участвовавшие в доставании предметов из мешочка в первой части занятия, по очереди выходят к столу, опускают руки в мешочек, на ощупь определяют форму и размер геометрического тела, называют их, затем достают предмет и называют его цвет.
2. – Молодцы, ребята! «Чудесный мешочек» приготовил для вас сказку о Шаре и Кубе. Вы не знаете такую? Тогда слушайте и смотрите.
Жили-были два друга – Шар и Куб. (показывает формы). Друзья жили вот в таком доме. (Показывает коробку). Однажды Шар захотел убежать из дома и посмотреть, что интересного есть вокруг. Когда Куб спал, Шар покатился из дома. (Выкатывает шар из коробки). А в это время проснулся Куб, видит – Шара нет дома. Решил он идти его искать. Попробовал он катиться, а у него не получается. Как вы думаете, что ему мешало? (углы) (Проводит рукой по углам и граням куба). В это время прикатился Шар обратно. Куб ему обрадовался. И стали они вместе играть.
- Вот какая сказка. Только мне стало жаль Куб, он так и не смог увидеть ничего интересного. Как ему помочь?
- А давайте покажем ему нашу группу! У нас ведь столько интересного! И Шар возьмём с собой.
Дети по очереди несут в руках Шар и Куб.
Воспитатель начинает вместе с детьми движение по групповой комнате, доходит до какого-либо уголка игрового центра предлагает детям рассказать Кубу, что находится справа (или слева), уточняет, что «справа» - это в сторону от правой руки. Дети проходят возле 3-5 «интересных точек», обращают внимание на то, что находится впереди, слева, справа от них.
- Шар и Куб уходят в свою сказку. А нас ждут другие интересные дела.