Найти в Дзене
Sunny Blues

Dandy in the Underworld, лучшее от Марка Болана («T. REX»)

Оглавление

Период Боланмании и Ти-Рексистерии был скоротечен, и Марк Болан не всегда получал сполна то, чего несомненно заслуживал его выдающийся талант. Но в последующие десятилетия новые поколения восхищались уникальностью поп-звезды.

Марк Болан
Марк Болан

Каждый год поклонники Болана вспоминают сентябрь 1977 года. Вспоминают фронтмена, поэта и гитариста с плакатов времен глэм-рока, которому в сознании фанатов навсегда осталось 29 лет. Болану исполнилось бы 30 ровно через две недели после той, потрясшей всех автомобильной катастрофы.

Лучшие вещи от Болана: некоторые из ранних работ, изданные под его собственным именем, треки групп JOHN'S CHILDREN и TYRANNOSAURUS REX, винтажные хиты расцвета Боланмании, любимые всеми треки из альбомов и поздние синглы T. RЕХ.

Марк Фелд родился в лондонском районе Сток-Ньюингтон 30 сентября 1947 года. Он подписал контракт с Decca Records за месяц до того, как ему исполнилось 18, это было летом 1965 года. И прежде чем добиться славы, которой он всегда жаждал, Болан сказал в октябре 1965 года в интервью газете Evening Standard: «Лично меня никак не волнует перспектива стать бессмертным, но вот перспектива стать кумиром на сугубо материальном уровне в течение ближайших четырех лет - да, это действительно привлекательно».

Но ему понадобится терпение. Дебютный сингл Марка The Wizard был выпущен в ноябре того же года, Decca рекламировала его в музыкальной прессе вместе с другими новыми релизами своих подопечных Криса Эндрюса, Криспиана Сент-Питерса и других. Record Mirror оценил его как «потенциальный для Топ-50» от «широко разрекламированного нового лица», однако сингл никак не отразился в чартах.

К 1966 году с Боланом работал музыкальный магнат Саймон Нэпьер-Белл, который также руководил группами YARDBIRDS и JOHN'S CHILDREN. Последняя ненадолго приютила Болана. Но интерес Decca к группе упал, и Болан снова становится солистом, теперь уже на Parlophone. В 1967-м он записывает третий сингл Hippy Gumbo, и вновь безуспешно. В том же году он выпустил Desdemona вместе с «плохими парнями» JOHN'S CHILDREN, возродив сотрудничество на короткое время. Что ж, главным достижением песни стало то, что её запретили на Би-би-си, где кому-то не понравился текст.

«Дитя цветов» Стив Перегрин Тук составил Марку следующую компанию. Они назвались TYRANNOSAURUS REX, взяли в помощь продюсера Саймона Нэпье-Белла и пытались наладить контакты с Track Records. Дела шли не слишком активно до прибытия в Британию молодого американского продюсера Тони Висконти. После того, как группа встретилась с ним в андеграундном клубе Middle Earth, завязалась творческая связь, которая продлится долгие годы.

Debora

Первой записью TYRANNOSAURUS REX для лейбла Regal Zonophone, стартовавшего в далеких 1930-х, и незадолго до этого вновь возрожденного, стала пластинка My People Were Fair and Had Sky in They Hair… But Now They’re Content to Wear Stars On Your Brows. Она поднялась до 15-го места в Британии, а неальбомный сингл Debora, записанный на тех же сессиях, попал на 34-е место. Но он станет частью Боланмании в 1972 году, его неизбежное переиздание на сей раз окажется в Топ-10.

One Inch Rock

TYRANNOSAURUS REX выпустили четыре студийных альбома чуть более чем за 18 месяцев, продажи пластинок росли, но они сохраняли для себя при этом точку опоры на поп-радио. И следующим синглом, вновь с очень характерным дрожащим вокалом Болана, стала One Inch Rock - акустическая фолковая песенка, попавшая в Топ-30 британских синглов.

Музыкальный журнал NME отметил, что песня «показала, что Болан не полностью застрял в прошлом». Melody Maker был более снисходительным: «Хлопающие бонги и дребезжащая гитара создают забавный шум за удивительно проникновенным голосом Марка и милыми текстами».

 Марк Болан
Марк Болан

Pewtor Suitor

Казалось бы, следующий сингл TYRANNOSAURUS REX обладал всеми теми же необходимыми качествами, что и Debora, но он не стал хитом. В интервью Beat Instrumental в 1970 году Болан был очень недоволен тем, что он вообще был выпущен. «Я никогда не считал его подходящим для выпуска, но многие посчитали наоборот, так что мы его выпустили. Но я сделал так только один раз и больше никогда ничего подобного не сделаю». Сингл стал последним для группы со Стивом Перегрином Туком. В TYRANNOSAURUS REX пришёл Микки Финн.

King Of The Rumbling Spires

Типичное для группы загадочное название песни. 1969 год. Звучание TYRANNOSAURUS REX меняется от хиппи-фолк-стиля старой группы к новым элементам их электрического будущего. Ситуация схожая с Бобом Диланом, когда он искушал судьбу, рискуя потерять старую аудиторию. Но Болан считает, что «все равно мы всегда играли поп-музыку».

«Для меня совершенно адекватно использовать электричество. Конечно, кто-то думает, что я упал с неба, держа в руках акустическую гитару. Но между прочим до всего этого я был настоящим хэви-гитаристом. Так что я просто возвращаюсь к себе».

Ride A White Swan

Реальный поворотный момент в музыкальной карьере Болана: первый сингл под новым именем: TYRANNOSAURUS REX сократили до T. RЕХ, первый сингл на новом лейбле Fly Records и первый поп-хит Марка. «Мне пришлось вернуться к игре на гитаре», - сказал он журналу Sounds в конце 1970-го, когда сингл поднялся в чартах. «Я однажды потерял это - наверное, был слишком увлечен ролью поэта Марка Болана».

Beltane Walk

В декабре 1971-го на фоне нового хита вышел и первый одноименный альбом группы под названием T. Rex. Именно благодаря таким трекам некоторые журналисты прозвали Болана музыкальной сорокой, которая собирает всякие безделушки, в данном случае в виде риффов.

Здесь он «позаимствовал» мотив у The Walk Джимми Маккраклина. Этот сингл вошел в Топ-5 поп и ритм-энд-блюз хитов США в 1958 году, когда Марку было десять лет.

Hot Love

После того как Ride A White Swan вышел в Британии на второе место, тирексомания захлестнула всю страну. Hot Love была написана во время турне по США и стала первой из четырех песен, занимавших первое место в чартах в течение 14 месяцев, а Hot Love продержалась на первом полные шесть недель. В записи участвовали Стив Карри на басу, Билл Ледженд на барабанах, а также Фло и Эдди (Марк Волман и Говард Кейлан), оба из группы TURTLES, на бэк-вокале. Вот теперь T. RЕХ действительно понеслись вперед.

«То, как звучали тираннозавры - это история о том, когда нужные люди встретили друг друга в нужное время. Это просто фортуна», - скажет позже их продюсер Тони Висконти.

«Между прочим, Биллу и Стиву никогда не воздают должного уважения. Билл был уникальным барабанщиком - последователем Ринго Старра, а Стив имел джазовое басовое прошлое. Марк же не был классическим электрогитаристом; он не проходил школу Эрика Клэптона или Джимми Пейджа. Это больше похоже на то, как если бы вдруг Хоббит научился играть на электрогитаре! Ещё один очень важный секрет заключался в том, что все записи делались очень быстро. Да, они звучали не идеально, но зато они всегда звучали свежо».

Get It On

Electric Warrior - так назывался альбом, выпущенный группой в сентябре 1971 года, Болан усовершенствовал рок-н-ролл, и благодаря LP стал знаменосцем грядущей волны глэм-рока. Абсолютно ровный бит, удваивающийся в припевах, мелодичные риффы, неожиданный саксофон - все это было в Get It On. Не броско, но Болан снимает шляпу перед Чаком Берри, в копейку цитируя фразу «Тем временем, я все еще думаю…» из Little Queenie 1959 года Чака. Идеальная поп-сорокопятка, квинтэссенция начала 70-х.

Cosmic Dancer

«Я танцевал, когда мне было 12», - заявляет Болан. «Я танцевал прямо из утробы матери».

Его оценивали неоднозначно, некоторые критики считали ( и небезосновательно), что Болан порой сознательно пишет вызывающе глупые тексты.

«Это моя жизнь, и сейчас я наслаждаюсь ею больше, чем когда-либо прежде», - сказал он в интервью Record Mirror. «Я рок-н-ролльный поэт, и не собираюсь участвовать в шоу Энгельберта Хампердинка, то, что я делаю сейчас, – это то, во что я верю, даже, если это кому-то не нравится».

Jeepster

Последний сингл с того альбома Electric Warrior 1971 года.

Олицетворение великих способностей Болана к простым неотразимым риффам и совершенно непринужденным, хотя зачастую и бессмысленным текстам. На сей раз отправной точкой послужила песня гиганта блюза Вилли Диксона You’ll Be Mine, обретшая популярность в исполнении Хаулина Вулфа.

«Я знаю, что он скопировал старую блюзовую песню, - рассказывал Тони Висконти: «Но он немного изменил мелодию и аккорды. Песня в ля, но припев переходит в тональность до – никто в 50-е такого не делал!»

Помимо этого, в песне есть множество тонко завуалированных намеков-отсылок, которые сводили с ума девчонок-подростков, и вот вам очередной хит.

Telegram Sam

Как и во многих песнях Марка, здесь присутствуют загадочные персонажи, в данном случае - Голден Ноузд Слим и Пёпл Пай Пит.

1972 год. Первый релиз на собственном лейбле Болана T. Rex Wax Co. Через некоторое время после его выхода Марк с гордостью сообщил журналу NME, что за четыре дня в Британии было продано 200 000 копий. T. RЕХ теперь почти обосновались в Top of the Pops, появляясь там еженедельно, но они оставались и настоящим концертным коллективом, начав новый тур по США сразу после выхода сингла.

Metal Guru

Боланмания продолжалась до 1972 года, и Metal Guru стал для T. RЕХ последним синглом №1 в Британии. «Это настоящий праздник песни жизни», - скажет о ней сам Болан.

20th Century Boy

К моменту выхода 20th Century Boy в 1973 году чартовый расцвет группы сошёл на нет, но оглядываясь назад, можно заключить, что это один из синглов, который запечатлел Болана и T. RЕХ в их самых великолепных проявлениях: гедонистических, беззаботных, напыщенных и полностью соответствующих их времени. Само название как будто специально создано для Марка.

«К концу 1972 года всё превратилось в бесконечное перефразирование», - написал журнал Bomp!, «и вскоре после этого большие хиты перестали приходить, но справедливости ради надо отметить, что Болан даже когда не входил в чарты, почти всегда был претендентом, находясь где-то поблизости по результатам, необходимым для попадания в топы, и конечно же, выпускал пластинки, которые доставляли огромное удовольствие поклонникам рока».

Teenage Dream

Из альбома 1974 года Zinc Alloy and the Hidden Riders of Tomorrow. Струнные аранжировки, сделанные Висконти и грандиозный масштаб композиции не могли скрыть разочарованности. «Серебряный Серфер и Оборванный Парень - очень грустные и проржавевшие ребята, у них нет концертов», - пел Марк. И как вспоминал Висконти в своих мемуарах, нездоровый образ жизни сыграл «свою неизбежную роль, принеся обычные разрушительные результаты».

New York City

Песня New York City 1975 года в полном объёме продолжила тему текстов без особого смысла. Тем не менее, сингл вернулся в Топ-20 Британии, поставив ранее неисследованный вопрос: «Вы когда-нибудь видели женщину, выходящую из Нью-Йорка с лягушкой в руке?» Ноэль Галлахер из OASIS вспомнил об этой сточке в документальном фильме о Болане, и пересказав её интервьюеру, добавил: «Эээ… Я - нет. А ты?»

I Love To Boogie

Очаровательная песня 1976 года - последний хит T. RЕХ. Простая рок-н-ролльная композиция, в которой Болан вернулся к своим ранним влияниям. Сингл альбома Dandy In The Underworld в изобилии предложил танцевальные ритмы 40-х, рокабилли-рейвы от Эдди Кокрана, Джина Винсента и других героев детства Марка.

Dandy In The Underworld - последний альбом T. RЕХ, вышедший в марте 1977-го. В том же месяце в одном из своих последних интервью Полу для журнала NME Болан с большим энтузиазмом рассказывал о своем новом составе: «Я даже уже репетировал с этой группой, чего никогда раньше не делал. Обычно я просто играл от пластинки к пластинке. Так что эта новая группа очень солидная. И все гордятся тем, что участвуют в ней. Это именно то, что на самом деле должно было произойти в начале».

К сожалению, мы никогда не узнаем, чего он мог бы достичь с новой группой, но каталог Болана - это великолепная демонстрация того, чего он достиг.

Читать также: