В древние времена люди ассоциировали сны с неким магическим состоянием, возможностью общаться с миром духов. Так, древнегреческая мифология отдает большое внимание связи сна и смерти, что в дальнейшем нашло свое отражение сначала в античной, а потом и в европейской философии. При этом на Востоке сон рассматривался несколько иначе. Например, в дошедших до нас индийских религиозно-философских трактатах сновидения рассматривались уже как отдельная форма сознания. Также ученые того времени выделяли два вида сна — без сновидений и со сновидениями, что достаточно близко к современным классификациям сна.
От мистического к научному
Точка зрения о родстве сна и смерти все же была распространена в большей части мира, поэтому формирование научного направления и поиск логических обоснований процесса сна задержались на значительное время. Но даже не смотря на откровенно мистический взгляд общества на сон, в Средневековье были ученые умы, которые пытались рассуждать на эту тему без привлечения сверхъестественного. Например, в XII веке монахиня Хильдегарда из Бингена высказала предположение, что сон для человека схож по своему значению с потреблением пищи. В XVII–XVIII веках было принято считать, что человек спит, потому что в нем присутствует избыток или же недостаток «жизненного эфира» или «нервного духа». Точный вид субстанции зависел от ситуации и точки зрения.
Мистический флер окружал сон и сновидения фактически до XIX века. В тот период стали получать большее распространение физиологические и химические понятия сна. Тогда в научной среде возникла гемодинамическая теория. Некоторые ее приверженцы полагали, что сон связан с застоем крови в мозге, другие, что с малокровием, третьи придерживались позиции, что сон был вызван приливом крови к нервным центрам, их опуханием, в результате чего проходящие через них волокна теряют проводимость и связь с другими отделами мозга.
Важным этапом в развитии сомнологии как научного направления стало изучение депривации лишения сна. Мария Манасеина, русская женщина-врач, стала один из первопроходцев сомнологии. Она проводила эксперименты на животных, лишая их сна и подробно описывая физиологические изменения в организме и макроанатомические признаки нарушения мозгового кровообращения и дегенерации клеток головного мозга.
Результаты своих исследований она опубликовала в немецких и французских журналах в 1880–1890-х годах. Ее работа получила широкий резонанс в европейском научном сообществе, после чего последовали аналогичные исследования от других ученых, которые позволили выявить значительные изменения в ткани головного мозга животных после депривации сна.
Стоит отметить, что в следующий раз подобные исследования проводились только через 100 лет. В 1983 году, используя методику «карусели», которая позволяла лишать крысу до 90% суточного времени сна, ученые подтвердили, что длительное лишение сна приводит к гибели в течение нескольких недель из-за катастрофического разрушения иммунной системы, а также развития сепсиса.
В 1877 году немецкий физиолог Вельгельм Прейэр впервые высказал предположение, что во время бодрствования в организме накапливается некое поногенное вещество, которое приводит к развитию сна. По мнению ученого, это могли быть креатинин или мочевая кислота. И после того, как были опубликованы работы Марии Манасеиной, начались поиски этого гипотетического «гипнотоксина».
Во время Первой мировой войны австрийский невролог Константин фон Экономо проводил исследования мозга умерших от инфекционного летаргического энцефалита. На основании своих наблюдений он предположил, что в гипоталамусе существуют «центр сна» и «центр бодрствования». Его теория нашла подтверждение в 1924 году в опытах швейцарского физиолога Вальтера Гесса.
Как появилась современная сомнология
Хоть в течение XIX века и были представлены прорывные работы по физиологии сна, но все же научный интерес к этому процессу в начале XX века был небольшой. В то же время именно в этот период свои работы представили пионеры современной сомнологии. Так, стоит отдать должное работам нейрофизиолога Натаниэля Клейтмана. В 1939 году свет увидела энциклопедическая монография «Сон и бодрствование», в которой впервые была сформулирована концепция существования «основного цикла покоя — активности». Сегодня можно говорить о том, что эта гипотеза намного опередила свое время, поскольку в последние десятилетия она получила многочисленные подтверждения.
В СССР пионером в изучении физиологии сна был ученик Ивана Павлова, основатель ростовской школы физиологов Николай Рожанский. В своих научных трудах он высказал новое представление о бодрствовании и сне как о сложнейших биологических рефлексах.
Главной проблемой для развития научного направления стало отсутствие методики, которая бы позволила изучать сон. Приходилось ориентироваться на косвенные признаки, которые при этом не давали полной картины. Поворотным моментом стало изобретение электроэнцефалографии - метода регистрации биопотенциалов головного мозга. Немецкий психиатр Ханс Бергер с помощью своего изобретения смог описать различия в электроэнцефалографических ритмах бодрствующего и спящего человека. Эту работу можно считать еще одной переломной точкой в развитии сомнологии, после которой медицинское сообщество ждал новый виток открытий в изучении сна.
Узнать больше о сомнологии, а также современных подходах в диагностике нарушений сна возможно в рамках бесплатного марафона «Введение в сомнологию. Часть 1», который стартует 18 сентября.