1-я часть, 2-я часть, 3-я часть, 4-я часть
Только что перевооруженный на истребитель Ki-84 47-й сентай, после участия 16 февраля 1945 года в отражении атак американской палубной авиации на Токио, командование решило перебросить в район Осака на аэродром Сано. Именно там ожидался следующий "визит" американских авианосцев. "Хаяте" плохо подходил для высотных перехватов B-29, а вот для боев с "Хеллкэтами" и "Корсарами" был вполне пригоден.
На новом месте полк был фактически "в резерве" и в боях не участвовал. Основной задачей стала борьба с "высокой" надежностью "Хаяте". Освоение нового истребителя в японской армии шло очень тяжело. Из-за постоянных проблем двигателя и других неисправностей доля боеготовых самолетов в строевых частях составляла от 20 до 40%. Причины понятны для последних времен империи: это и молодые летчики, неграмотно эксплуатирующие самолеты (большинство опытных уже погибли), и недостаточно обученные механики (многие опытные уже погибли на островах в южных морях), и низкое качество производства (стали сказываться удары B-29 и действия подводных лодок на коммуникациях).
Исключением стал только 47-й сентай, где доля исправных "Хаяте" в среднем составляла 87%! Главным "виновником" высоких показателей стал офицер технического обслуживания полка (зампотех) лейтенант (а к концу войны капитан) Кария Масайе, заслуженно получивший от сослуживцев прозвище "Бог технического обслуживания". Кроме способностей к технике, умению нестандартно мыслить и настойчивости у лейтенанта был целый ряд способствующих факторов. Службу в императорской армии он начал механиком в Научно-исследовательском институте авиационной техники, где не только получил богатый опыт обслуживания самых разнообразных самолетов, но и познакомился и работал с рядом гражданских коллег, в том числе инженерами фирмы "Накадзима" - производителя Ki-84. Близость размещения 47-го сентай к столице позволило настырному зампотеху не только обращаться, но и лично прибывать на фирмы-производители и выяснять причины поломок и особенности эксплуатации техники. Базирование полка в столичном регионе позволило поддерживать численность подразделения обслуживания в 600 человек, что для сентаев, отправленных "в южные моря" было фантастикой (туда редко отправлялось более 150-200 человек). Кроме того, в столице был богатый выбор призывников технических специальностей.
Учитывал лейтенант и опыт противника. Кария подробно расспросил одного из пленных летчиков с B-29 уяснив для себя, что:
У американцев вышедший из строя узел сразу заменяется исправным и потом уже чинится в мастерских - так и самолет исправен, и узел чинится. Кроме того, у американцев отдельная служба занимается ремонтом вышедших из строя отдельных узлов, не полагаясь на индивидуальные навыки механиков самолетов.
Кария своим решением сформировал нештатную группу из солдат-выпускников университетов, занимающихся учетом наработки и диагностики отдельных узлов самолета, а также ремонтов наиболее сложных неисправностей. При этом проверка и обслуживание двигателей велась строго по заводским инструкциям. Лейтенант сам проводил занятия с обслуживающим персоналом. А еще (о ужас!) он заставил летчиков (даже офицеров!!!) давать отчет о поведении машины в полете.
Весь март 47-й сентай провел в районе Осака, ожидая удара авианосной авиации противника, которого так и не случилось. В апреле 1945 года полк вернулся на аэродром Наримасу под Токио и находился в резерве с категорическим запретом на участие в боях.
1 апреля 1945 года американские войска начали высадку на Окинаву. Пытаясь нанести максимальные потери силам вторжения японское командование начало проведение скоординированных атак флотский и армейских камикадзе - серии операций "Кикусуй". Потери флота США хоть были и "не смертельные", но очень чувствительные. В ответ американская авиация, как самолеты с захваченных аэродромов на Окинаве, так и бомбардировщики B-29 с Сайпана начали нанесение ударов по аэродромам базирования камикадзе на острове Кюсю. Прикрывавшие эти аэродромы и сопровождавшие камикадзе армейские сентаи понесли тяжелые потери. Для восполнения потерь японское командование было вынуждено направить на юг наиболее подготовленные части, в том числе остававшиеся до этого момента в резерве знаменитые 47-й и часть 244-й сентай (уже получившего новейшие Ki-100).
27 мая 1945 года 47-й сентай совершил перелет на аэродром Мияконодзё на южной части острова Кюсю и был передан из 10-й авиационной дивизии в состав 30-й авиационной дивизии. Не смотря на усилия технического персонала из 27 самолетов (всего в полку было 39 самолетов), вылетевших в первом эшелоне, за сутки смогли перелететь только 19, остальные отстали из-за поломок. Новый аэродром не был спокойным местом - известный американцам как одно из "гнезд камикадзе" регулярно подвергался ударам как палубной авиацией, так и бомбардировщиками B-29. Первое на что обратили внимание летчики это небрежно заделанные многочисленные свежие воронки и отверстия от пуль и осколков в помещениях.
Уже на следующий день 28 мая 1945 года самолеты 47-го сентай совершили первый боевой вылет - на прикрытие взлета 58-го и 59-го синбутай (девять и два самолетов соответственно) в рамках операции "Кикусуй №8".
3 июня 1945 года аэродром атаковали 12 "Хеллкэтов" VF-46 с авианосца CV-22 "Индепенденс" и 8 "Хеллкэтов" VF-9 с CV-10 "Йоркатаун". 6 июня - опять "Хеллкэты" с "Индепенденса" и "Йорктауна". На отражение налетов японские истребители не поднимались - их задачей было прикрытие летчиков "специального назначения". При этом дальности "Хаяте" не хватало чтобы довести "подопечных" до района применения и прикрыть их над целью, фактически они обеспечивали только взлет.
8 июня 1945 года с Миякондзё вылетело шесть Ki-84 59-го синбутай. 21 июня 1945 года при сопровождении четырех самолетов 26-го синбутай в рамках операции "Кикусуй №10" был сбит и погиб капитан Накахара Торо. Предположительно летчику именно из 26-му синбутай удалось в этот раз поразить гидроавиатрендер AV-4 "Кертисс" у берегов Окинавы. 22 июня состоялся последний вылет камикадзе в битве за Окинаву. В том числе с Миякондзё вылетело шесть Ki-84 из состава 26-го синбутай и пять - из состава 179-го синбутай. На следующий день битва закончилась поражением Японии.
Уже в мае 1945 года, в разгар ожесточенных боев на Окинаве, японское командование понимало, что следующей целью американцев будет собственно территория Японии. В начале июля 1945 года Генеральный штаб Японии отдал директиву о подготовке к "решающему сражению", при этом высадка противника ожидалась на Кюсю (американцы действительно планировали 1 ноября 1945 года начать операцию "Олимпик" по вторжение на Кюсю).
В районе Кюсю началось накапливание войск, в том числе и авиации. Для предотвращения уничтожения самолетов подразделения старались перебазировать подальше от береговой черты, максимально рассредоточить и замаскировать. В том числе в июле 47-й сентай был перебазирован из Мияконодзё на аэродром Одзуки в районе Симоносеки - на юго-западной оконечности острова Хонсю. В составе полка на этот момент имелось 23 истребителя.
1 июля 1945 года американское 38-е авианосное соединение под командованием адмирала Уильяма Холси начало рейд вдоль побережья Японии от севера до юга и обратно. Японская авиация оказывала незначительное сопротивление - самолеты берегли для "решающего сражения". К концу июля, после ударов по Хоккайдо и Токио авианосцы "спустились" на юг. Утром 28 июля 1945 года авианосные самолеты нанесли удар по военно-морской базе Куре, юго-западным районам Хонсю и северным районам острова Кюсю. В том числе аэродром Одзуки атаковали 18 истребителей F6F "Хеллкэт" эскадрильи VF-16 с авианосца CV-15 "Рэндольф". Японских самолетов в воздухе не было, только 47-й сентай попытался подняться на перехват (кто и зачем принял такое решение, если вступать в бой было запрещено?).
Появившиеся у аэродрома американцы обнаружили семь "Фрэнков", из них три на высоте около 2500 метров (чуть ниже "Хеллкэтов"), четыре - взлетевших с аэродрома и срочно набирающих высоту, еще несколько истребителей начинали взлет. Пользуясь преимуществом в высоте, скорости и численности американские летчики немедленно атаковали. В результате восемь "Хаяте" было сбито (хотя американцы заявили о 12 "Фрэнках" и одном "Джордже"). Ни один "Хеллкэт" не только не был потерян, но и даже не был поврежден. Еще и F5F отбомбились по аэродрому.
Погибло шесть японских летчиков (двоим удалось спастись выпрыгнув с парашютом), в том числе командир 2-го чутай капитан Охмори Тосихидэ, командир 3-го чутай капитан Хатано Тэйити и капитан Мацузаки Синъити. При нанесении через пять часов второго удара с аэродрома Одзуки уже никто взлетать не пытался.
9 августа 1945 года несколько Ki-84 47-го сентай принимали участие в попытке перехвата B-29 с атомной бомбой на борту следовавшего в направлении основной цели - городу Кокура. Однако перехватить американские бомбардировщики не удалось ни "Хаяте", ни "Торю" 4-го сентай, ни флотским летчикам. Тем не менее из-за сильной облачности командир "атомного бомбардировщика" майор Чарльз Суини принял решение нанести удар по запасной цели - Нагасаки. Летчики 47-го сентай смогли только наблюдать вспышку "как второе солнце" и огромное облако взрыва.
Около полудня 14 августа 1945 года над проливом Бунго (между островами Сикоку и Кюсю) восемь Ki-84 47-го сентай смогли внезапно атаковать шесть P-51D "Мустанг" 40-й истребительной эскадрильи 35-й истребительной авиагруппы. Японские летчики заявили о сбитии пяти американских самолетов, потеряв один свой (летчик прапорщик Накамура Сейдзи погиб). Сейчас можно достоверно подтвердить потерю только одного американского истребителя (P-51D 44-63335, летчик старший лейтенант Чарльз Бурман пропал без вести).
Примерно в то же время, когда над проливом Бунго шел бой, в Токио на совещании во дворце, император Хирохито объявил "Священное решение" о принятии условий Потсдамской конференции, что означало капитуляцию Японии.
В 12.00 15 августа 1945 года личный состав 47-го сентай выслушал императорский рескрипт. Технический персонал во главе с Кария Масайе (по его воспоминаниям со слезами на глазах) снял винты с оставшихся истребителей полка.
Через некоторое время, прибывшим американским оккупационным войскам командир 47-го сентай майор Окуда Нобору сдал 180 человек личного состава и 23 самолета.
Кария снял с разоружаемых самолетов некоторые приборы. В 1985 году высотомер (альтиметр) с Ki-84 он подарил в музей транспорта (в 2006 году музей был закрыт и увидеть эти экспонаты пока невозможно).
47-й сентай не прославился асами с большим количеством сбитых самолетов противника. Наиболее результативный - старший лейтенант Ёсидзава Хэйкити, за которым числится четыре сбитых B-29 (погиб 10 февраля 1945 года) (подтвердить можно только один, остальные три - вероятно или в группе). Однако полк получил известность и как первая часть на Ki-44, и как защитник Токио от "Суперфортрессоф". Близость к столице обеспечило более частые визиты журналистов, как следствие много сохранившихся фотографий.
Красивая эмблема подразделения пользуется популярностью у художников и моделистов.
Примечание: Японские имена в статье записаны в последовательности "фамилия-имя", американские - "имя-фамилия".