1-я часть, 2-я часть, 3-я часть
Ко второй половине февраля 1945 года 47-й сентай завершил перевооружение на истребитель Ki-84 "Хаяте". Эскадрильи получили поэтические наименования: 1-й чутай - "Асахи-тай", 2-й чутай - "Фудзи-тай", 3-й чутай - "Сакура-тай".
В это время американское командование начало проведение операции по захвату острова Иводзима. Овладение этим островом как существенно упрощало действия бомбардировщиков над Японией, так способствовало проведению операции против Окинавы, а в перспективе и на Кюсю. По замыслу американского командования непосредственно перед высадкой десанта на остров палубная авиация должна была нанести удар по аэродромам в районе Токио для предотвращения противодействия высадке десанта.
10 февраля 1945 года с атолла Улити в западной части Тихого океана вышли корабли 58-го оперативного соединения, в том числе 16 авианосцев.
Для достижения внезапности курс соединения был проложен в обход Иводзимы, велась радиоигра, подводные лодки, эсминцы и самолеты уничтожали японские дозорные суда на маршруте следования (15 февраля были потоплены дозорные суда "Чийо-Мару №3" и "Сантоку-Мару №2", так и не успевшие доложить о встрече с противиком). Однако, еще 13 февраля флотский самолет-разведчик C6N1 "Саюн" обнаружил выдвигавшиеся американские корабли. Японское командование посчитало, что целью авианосного соединения может стать либо Иводзима, либо район Токио. Была усилена разведка, авиация переведена в повышенную степень готовности. Тем не менее начало американских налетов стало неожиданностью. Около 06.00 16 февраля 1945 года в зимнее пасмурное небо с аэродрома Катори (60 км западнее Токио) для ведения разведки взлетели четыре B6N2 "Тензан" 601-го кокутай. Обратно эти самолеты уже не вернулись и сообщить о своей судьбе ничего не смогли, но около 06.50 стали видны "стаи" приближающихся палубных истребителей F6F "Хэллкет" и F4U "Корсар". Летевшие на высоте менее 400 метров самолеты под прикрытием помех со специально оборудованных торпедоносцев TBM "Авенджер" (первый случай в истории работы палубных самолетов РЭБ) не были своевременно обнаружены РЛС. Через 15 минут была выявлена еще одна группа американских истребителей. Истребители армейской 10-й авиадивизии и флотских кокутаев стали срочно подниматься в воздух. Ночные истребители, не имевшие шансов в воздушных боях укрывались или пытались перелететь на запасные аэродромы в глубине страны. Находившиеся на патрулировании шесть истребителей Ki-46III-KAI 17-й отдельной авиационной эскадрильи не успели получить предупреждение о налете и были сбиты (в 1945 году! на перехватчиках! не было радиостанций!).
Для взлетающих, часто под огнем, японских истребителей бой стразу стал хаотичным. Для тех кто смог подняться схема действий была типичной: попытаться кого-то атаковать, выйти из под удара и нырнуть в облака (по американским донесениям нижняя граница облачности в тот день над Токио - 750-800 м, верхняя - чуть более 1000 м), не подниматься выше облаков - там точно собьют, попытаться сесть на подвернувшийся аэродром или в поле.
Добавляли "атмосферы хаоса" зенитчики, стрелявшие во все самолеты подлетающие к прикрываемым объектам, в том числе свои. Неразбериха привела к необычному (для императорский Японии) казусу: в воздухе стали совместно сражаться два флотских "Зеро" и армейских "Хаяте". После посадки, возглавивший импровизированное звено старшина военно-морского флота, к своему ужасу, увидел в кабинах подчинившихся ему армейских самолетов офицеров - немыслимое нарушение субординации! (Возможно это были Ki-84 именно из 47-го сентай - в первой половине дня 2-й чутай вел бой западнее Токио, недалеко от аэродрома Кисарадзу, куда село "совместное звено").
Более организовано вступали в сражение истребители с еще не атакованных аэродромов севернее и западнее Токио, в том числе и 47-й сентай.
Сейчас крайне сложно определить результаты 47-го сентай в воздушных боях 16 февраля. Всего полк претендует на уничтожение 16 истребителей F6F "Хеллкэт" и 2 бомбардировщиков SB2C "Хеллдайвер", что явно завышено.
В первой половине дня возможными жертвами 47-го сентай могут быть "Хеллкэты" эскадрильи VF-9 с авианосца CV-16 "Лексингтон", сбитые около 11.00-12.00 в районе озера Инбанума (10 км западнее Токио).
Американские летчики доложили о бое с более чем с 30 "Зиками", "Тони", "Тодзё" и "Оскаром", уничтожении восьми истребителей противника и повреждении еще 17, при потере двух своих самолетов и еще четырех поврежденных. Время и место примерно совпадает с заявкой командира 3-го чутай (эскадрилья "Сакура") капитана Хатано Тайичи об удачной атаке и уничтожении группы из шести F6F.
Около 15.00 105 самолетов (в т.ч. "Хеллкэтов" - 24, "Корсаров" - 17, "Авенджеров" - 38, "Хеллдайверов" - 26) с авианосцев CV-16 "Лексингтон", CV-17 "Банкер Хилл" и CVL-30 "Сан-Джасинто" нанесли удар по "любимой" цели B-29 - авиационному заводу фирмы Накадзима в Ота на северо-западной окраине Токио (а на следующей день нанесли удар и по заводу в Мусасино).
Японские истребители оказали сильное сопротивление - американцы насчитали до 100 самолетов. В том числе в отражении удара по Ота приняли участие 47-й и 244-й сентай.
Схватки в воздухе продолжались более 40 минут. Американские летчики отметили мастерство японских летчиков и агрессивную манеру боя. Японские истребители не боялись атак "в лоб", отворачивая в последний момент. Отмечено несколько случаев когда японский истребитель атаковал "Хеллкэт", его, в свою очередь преследовал другой "Хеллкэт", а за ним уже пристраивался другой японец. Один из "Авенджеров" с "Лексингтона" в бою столкнулся с истребителем противника, но потеряв около 30 см лопасти винта смог вернуться на авианосец.
Потери американцев в этом вылете составили шесть самолетов: три "Авенджера", один "Корсар", еще один "Хеллдайвер" был подбит и разбился уже при посадке на авианосец (все сбитые самолеты были с "Банкер Хилла"). До 20 самолетов получили повреждения.
Оба засчитанных 47-му сентай "сбитых" SB2C "Хеллдайвер" относятся именно к отражению удара по заводу Ота. Очевидно, что реально сбит только один - засчитывая разбившийся из-за полученных повреждений при посадке, еще несколько повреждены. Второй потерянный в этот день американцами "Хеллдайвер" (c авианосца CV-15 "Рэндольф") был сбит огнем зенитной артиллерии около 15.00 в районе озера Касумигаура (оба летчика спаслись на надувной лодке, попали в плен и пережили войну), его сложно отнести к результатам 47-го сентай.
В своих отчетах летчики ВМС США неоднократно подчеркивали, что в результате удара по заводу Ота 10 февраля бомбардировщики B-29 смогли поразить не более 30% строений, а вот они уничтожили более 90%. Однако анализ сделанных через два дня разведчиком F-13 (версия B-29) фотографий завода показал, что ущерб значительно меньший.
"Завершающая" (седьмая) ударная волна этого дня уже не встретила существенного сопротивления в воздухе - японская истребительная авиация "выдохлась". Летчикам требовался отдых (некоторые совершили до пяти боевых вылетов), самолетам - ремонт. Потери 47-го сентай составили два летчика и восемь самолетов.
Вечером 16 февраля 1945 года командир 10-й авиационной дивизии генерал-майор Ёсида Кихатиро получил приказ командующего 6-й воздушной армии задействовать 47-й и 244-й сентай только для перехвата бомбардировщиков B-29. Это решение (через несколько месяцев не отражать любые налеты для экономии сил к "решающей битве" стало обычным делом) вызвало возмущение генерала. Он попытался спорить с вышестоящим штабом аргументируя тем, что:
«Если мы будем выяснять, приближающийся самолет B-29 или палубный и только потом поднимать самолеты в воздух, мы упустим возможность [успешного перехвата]». «Ограничение вылетов приведет к падению морального духа». «Даже если мы сохраним его [боевой дух], то воздушные налеты уничтожат нас». «Это уменьшит нашу военную мощь»,
Но решение старшего командира осталось неизменным.
17 февраля 1945 года американские палубные самолеты нанесли еще несколько ударов по объектам в районе Токио, но 47-й и 244-й сентай в воздух не поднимались. Во второй половине дня американские авианосцы убыли в направлении Иводзимы, для оказания поддержки высадке десанта (начата 19 февраля).
Всего японская авиация за два дня боев потеряла сбитыми в воздухе 105 самолетов (в т.ч. 51 - армейских и 54 - флотских), еще около 40 было уничтожено на аэродромах, при этом заявив об уничтожении 275 самолетов противника. Ни один ударный самолет не смог контратаковать американские авианосцы.
В свою очередь американцы заявили об уничтожении до 500 самолетов в воздухе и на земле, потоплении нескольких судов и серьезном повреждении еще нескольких важных объектов при потере 60 самолетов в воздушных боях и 28 по разным причинам разбившихся при возвращении на авианосцы, еще более 100 самолетов получили повреждения.
Анализ бравурных докладов вызвал сомнения у штабных аналитиков обеих сторон уже в те времена. Сражение завершились почти "в ничью", вот только у США возможности восполнить потери были на порядок выше. Японское командование уже не мечтало о победе, надеясь только выторговать за счет ожесточенного сопротивления приемлемые условия мира.
Посмевший "выступать" генерал-майор Ёсида 1 марта 1945 года получил звание генерал-лейтенанта и убыл в Китай, где возглавил новую формируемую 13-ю авиационную дивизию.
47-й сентай убыл к новому месту дислокации еще раньше чем командир 10-й авиационной дивизии. Его перебросили на аэродром Сано в районе Осака, на юго-западе острова Хонсю, где ожидалась активизация действий американской авиации в рамках предстоящего вторжения на Окинаву.
Примечание: Японские имена в статье записаны в последовательности "фамилия-имя", американские - "имя-фамилия".
Указанное в статье время - местное (токийское). Отличается от времени на американских кораблях (и соответственно в американских отчетах) на минус один час.