Найти в Дзене
Антон Наумкин

47-й сентай - красивый защитник Ямато (часть 4-я). Первая встреча с американской палубной авиацией

1-я часть, 2-я часть, 3-я часть

Ко второй половине февраля 1945 года 47-й сентай завершил перевооружение на истребитель Ki-84 "Хаяте". Эскадрильи получили поэтические наименования: 1-й чутай - "Асахи-тай", 2-й чутай - "Фудзи-тай", 3-й чутай - "Сакура-тай".

Середина февраля 1945 года - Ki-84 47-го сентай. Хорошо заметен снег.
Середина февраля 1945 года - Ki-84 47-го сентай. Хорошо заметен снег.

В это время американское командование начало проведение операции по захвату острова Иводзима. Овладение этим островом как существенно упрощало действия бомбардировщиков над Японией, так способствовало проведению операции против Окинавы, а в перспективе и на Кюсю. По замыслу американского командования непосредственно перед высадкой десанта на остров палубная авиация должна была нанести удар по аэродромам в районе Токио для предотвращения противодействия высадке десанта.

10 февраля 1945 года с атолла Улити в западной части Тихого океана вышли корабли 58-го оперативного соединения, в том числе 16 авианосцев.

10 февраля 1945 года - корабли тактической группы 58.3 выходят из атолла Улити в море. Снимок сделан с авианосца CV-17 "Банкер Хилл", впереди - авианосцы CVL-25 "Каупенс" и CV-9 "Эссекс" (флагманский корабль TG 58.3), далее крейсера CL-65 "Пасадена" и CL-90 "Астория".
10 февраля 1945 года - корабли тактической группы 58.3 выходят из атолла Улити в море. Снимок сделан с авианосца CV-17 "Банкер Хилл", впереди - авианосцы CVL-25 "Каупенс" и CV-9 "Эссекс" (флагманский корабль TG 58.3), далее крейсера CL-65 "Пасадена" и CL-90 "Астория".

Для достижения внезапности курс соединения был проложен в обход Иводзимы, велась радиоигра, подводные лодки, эсминцы и самолеты уничтожали японские дозорные суда на маршруте следования (15 февраля были потоплены дозорные суда "Чийо-Мару №3" и "Сантоку-Мару №2", так и не успевшие доложить о встрече с противиком). Однако, еще 13 февраля флотский самолет-разведчик C6N1 "Саюн" обнаружил выдвигавшиеся американские корабли. Японское командование посчитало, что целью авианосного соединения может стать либо Иводзима, либо район Токио. Была усилена разведка, авиация переведена в повышенную степень готовности. Тем не менее начало американских налетов стало неожиданностью. Около 06.00 16 февраля 1945 года в зимнее пасмурное небо с аэродрома Катори (60 км западнее Токио) для ведения разведки взлетели четыре B6N2 "Тензан" 601-го кокутай. Обратно эти самолеты уже не вернулись и сообщить о своей судьбе ничего не смогли, но около 06.50 стали видны "стаи" приближающихся палубных истребителей F6F "Хэллкет" и F4U "Корсар". Летевшие на высоте менее 400 метров самолеты под прикрытием помех со специально оборудованных торпедоносцев TBM "Авенджер" (первый случай в истории работы палубных самолетов РЭБ) не были своевременно обнаружены РЛС. Через 15 минут была выявлена еще одна группа американских истребителей. Истребители армейской 10-й авиадивизии и флотских кокутаев стали срочно подниматься в воздух. Ночные истребители, не имевшие шансов в воздушных боях укрывались или пытались перелететь на запасные аэродромы в глубине страны. Находившиеся на патрулировании шесть истребителей Ki-46III-KAI 17-й отдельной авиационной эскадрильи не успели получить предупреждение о налете и были сбиты (в 1945 году! на перехватчиках! не было радиостанций!).

Один из Ki-46 совершивший вынужденную посадку в поле.
Один из Ki-46 совершивший вынужденную посадку в поле.

Для взлетающих, часто под огнем, японских истребителей бой стразу стал хаотичным. Для тех кто смог подняться схема действий была типичной: попытаться кого-то атаковать, выйти из под удара и нырнуть в облака (по американским донесениям нижняя граница облачности в тот день над Токио - 750-800 м, верхняя - чуть более 1000 м), не подниматься выше облаков - там точно собьют, попытаться сесть на подвернувшийся аэродром или в поле.

Добавляли "атмосферы хаоса" зенитчики, стрелявшие во все самолеты подлетающие к прикрываемым объектам, в том числе свои. Неразбериха привела к необычному (для императорский Японии) казусу: в воздухе стали совместно сражаться два флотских "Зеро" и армейских "Хаяте". После посадки, возглавивший импровизированное звено старшина военно-морского флота, к своему ужасу, увидел в кабинах подчинившихся ему армейских самолетов офицеров - немыслимое нарушение субординации! (Возможно это были Ki-84 именно из 47-го сентай - в первой половине дня 2-й чутай вел бой западнее Токио, недалеко от аэродрома Кисарадзу, куда село "совместное звено").

Для понимания казуса совместных действий истребителей армии и флота - взаимоотношение между японской императорской армией и японским императорским флотом по оценке современных мангака.
Для понимания казуса совместных действий истребителей армии и флота - взаимоотношение между японской императорской армией и японским императорским флотом по оценке современных мангака.

Более организовано вступали в сражение истребители с еще не атакованных аэродромов севернее и западнее Токио, в том числе и 47-й сентай.

16 февраля 1945 года командир эскадрильи «Сакура» (3-й чутай) капитан Хатано Тайичи отдает указания перед боем. На заднем плане самолет командира эскадрильи ("Хаяте" б/н 47).
16 февраля 1945 года командир эскадрильи «Сакура» (3-й чутай) капитан Хатано Тайичи отдает указания перед боем. На заднем плане самолет командира эскадрильи ("Хаяте" б/н 47).

Сейчас крайне сложно определить результаты 47-го сентай в воздушных боях 16 февраля. Всего полк претендует на уничтожение 16 истребителей F6F "Хеллкэт" и 2 бомбардировщиков SB2C "Хеллдайвер", что явно завышено.

В первой половине дня возможными жертвами 47-го сентай могут быть "Хеллкэты" эскадрильи VF-9 с авианосца CV-16 "Лексингтон", сбитые около 11.00-12.00 в районе озера Инбанума (10 км западнее Токио).

F6F-5 эскадрильи VF-9 с авианосца CV-16 "Лексингтон", февраль 1945 года.
F6F-5 эскадрильи VF-9 с авианосца CV-16 "Лексингтон", февраль 1945 года.

Американские летчики доложили о бое с более чем с 30 "Зиками", "Тони", "Тодзё" и "Оскаром", уничтожении восьми истребителей противника и повреждении еще 17, при потере двух своих самолетов и еще четырех поврежденных. Время и место примерно совпадает с заявкой командира 3-го чутай (эскадрилья "Сакура") капитана Хатано Тайичи об удачной атаке и уничтожении группы из шести F6F.

Ki-84 командира 3-го чутай ("Сакура-тай") 47-го сентай капитана Хатано Тайичи.
Ki-84 командира 3-го чутай ("Сакура-тай") 47-го сентай капитана Хатано Тайичи.

Около 15.00 105 самолетов (в т.ч. "Хеллкэтов" - 24, "Корсаров" - 17, "Авенджеров" - 38, "Хеллдайверов" - 26) с авианосцев CV-16 "Лексингтон", CV-17 "Банкер Хилл" и CVL-30 "Сан-Джасинто" нанесли удар по "любимой" цели B-29 - авиационному заводу фирмы Накадзима в Ота на северо-западной окраине Токио (а на следующей день нанесли удар и по заводу в Мусасино).

Клубы дыма после удара по авиастроительному заводу Ота 16 февраля 1945 года. Вид из кабины сбросившего бомбы "Авенджер" с авианосца "Лексингтон".
Клубы дыма после удара по авиастроительному заводу Ота 16 февраля 1945 года. Вид из кабины сбросившего бомбы "Авенджер" с авианосца "Лексингтон".

Японские истребители оказали сильное сопротивление - американцы насчитали до 100 самолетов. В том числе в отражении удара по Ота приняли участие 47-й и 244-й сентай.

F4U-1D "Корсар" из эскадрильи VF-84 с авианосца "Банкер Хилл" (летчик - лейтенант Lt. Willis G. Laney) сбивает Ki-84 2-го чутай 47-го сентай. Подобная картина вполне могла быть - 47-й сентай вел бой с VF-84 16 февраля при атаке завода Ота. Вот только лейтенант Виллис Лейни записан подбитый "Оскар" только на следующий день - 17 февраля, уже при атаке авиационного завода в Мусасино.
F4U-1D "Корсар" из эскадрильи VF-84 с авианосца "Банкер Хилл" (летчик - лейтенант Lt. Willis G. Laney) сбивает Ki-84 2-го чутай 47-го сентай. Подобная картина вполне могла быть - 47-й сентай вел бой с VF-84 16 февраля при атаке завода Ота. Вот только лейтенант Виллис Лейни записан подбитый "Оскар" только на следующий день - 17 февраля, уже при атаке авиационного завода в Мусасино.

Схватки в воздухе продолжались более 40 минут. Американские летчики отметили мастерство японских летчиков и агрессивную манеру боя. Японские истребители не боялись атак "в лоб", отворачивая в последний момент. Отмечено несколько случаев когда японский истребитель атаковал "Хеллкэт", его, в свою очередь преследовал другой "Хеллкэт", а за ним уже пристраивался другой японец. Один из "Авенджеров" с "Лексингтона" в бою столкнулся с истребителем противника, но потеряв около 30 см лопасти винта смог вернуться на авианосец.

"Хеллкэт" F6F-5 эскадрильи VF-45 с авианосца CVL-30 "Сан-Джасинто", принявшие самое активное участие в бою над Ота 16 февраля 1945 года.
"Хеллкэт" F6F-5 эскадрильи VF-45 с авианосца CVL-30 "Сан-Джасинто", принявшие самое активное участие в бою над Ота 16 февраля 1945 года.

Потери американцев в этом вылете составили шесть самолетов: три "Авенджера", один "Корсар", еще один "Хеллдайвер" был подбит и разбился уже при посадке на авианосец (все сбитые самолеты были с "Банкер Хилла"). До 20 самолетов получили повреждения.

"Хеллдайвер" SB2C-4E эскадрильи VB-84 с авианосца CV-17 "Банкер Хилл".
"Хеллдайвер" SB2C-4E эскадрильи VB-84 с авианосца CV-17 "Банкер Хилл".

Оба засчитанных 47-му сентай "сбитых" SB2C "Хеллдайвер" относятся именно к отражению удара по заводу Ота. Очевидно, что реально сбит только один - засчитывая разбившийся из-за полученных повреждений при посадке, еще несколько повреждены. Второй потерянный в этот день американцами "Хеллдайвер" (c авианосца CV-15 "Рэндольф") был сбит огнем зенитной артиллерии около 15.00 в районе озера Касумигаура (оба летчика спаслись на надувной лодке, попали в плен и пережили войну), его сложно отнести к результатам 47-го сентай.

Кадр фотопулемета истребителя F6F-5 эскадрильи VF-45 с авианосца CVL-30 "Сан-Джасинто" - бой в районе авиационного завода Ота 16 февраля 1945 года. Американские специалисты образца февраля 1945 года не рискнули определить тип вражеской машины. Фотография приведена в отчете эскадрильи как образец новой схемы окраски - четко видны белые полосы быстрого опознавания. ИМХО это Ki-84 "Хаяте"!
Кадр фотопулемета истребителя F6F-5 эскадрильи VF-45 с авианосца CVL-30 "Сан-Джасинто" - бой в районе авиационного завода Ота 16 февраля 1945 года. Американские специалисты образца февраля 1945 года не рискнули определить тип вражеской машины. Фотография приведена в отчете эскадрильи как образец новой схемы окраски - четко видны белые полосы быстрого опознавания. ИМХО это Ki-84 "Хаяте"!
Еще один кадр фотопулемета F6F-5 эскадрильи VF-45 - лейтенанта (энсина) Тейлора, район авиационного завода Ота 16 февраля 1945 года. Лейтенант заявил самолет как сбитый "Зик", по мне так вылитый "Хаяте". Интересно, что атакующих "Фрэнков" смогли отметить только летчики бомбардировщиков - истребителям во время боя было не до определения типов машин противника.
Еще один кадр фотопулемета F6F-5 эскадрильи VF-45 - лейтенанта (энсина) Тейлора, район авиационного завода Ота 16 февраля 1945 года. Лейтенант заявил самолет как сбитый "Зик", по мне так вылитый "Хаяте". Интересно, что атакующих "Фрэнков" смогли отметить только летчики бомбардировщиков - истребителям во время боя было не до определения типов машин противника.

В своих отчетах летчики ВМС США неоднократно подчеркивали, что в результате удара по заводу Ота 10 февраля бомбардировщики B-29 смогли поразить не более 30% строений, а вот они уничтожили более 90%. Однако анализ сделанных через два дня разведчиком F-13 (версия B-29) фотографий завода показал, что ущерб значительно меньший.

"Завершающая" (седьмая) ударная волна этого дня уже не встретила существенного сопротивления в воздухе - японская истребительная авиация "выдохлась". Летчикам требовался отдых (некоторые совершили до пяти боевых вылетов), самолетам - ремонт. Потери 47-го сентай составили два летчика и восемь самолетов.

Вечером 16 февраля 1945 года командир 10-й авиационной дивизии генерал-майор Ёсида Кихатиро получил приказ командующего 6-й воздушной армии задействовать 47-й и 244-й сентай только для перехвата бомбардировщиков B-29. Это решение (через несколько месяцев не отражать любые налеты для экономии сил к "решающей битве" стало обычным делом) вызвало возмущение генерала. Он попытался спорить с вышестоящим штабом аргументируя тем, что:

«Если мы будем выяснять, приближающийся самолет B-29 или палубный и только потом поднимать самолеты в воздух, мы упустим возможность [успешного перехвата]». «Ограничение вылетов приведет к падению морального духа». «Даже если мы сохраним его [боевой дух], то воздушные налеты уничтожат нас». «Это уменьшит нашу военную мощь»,

Но решение старшего командира осталось неизменным.

17 февраля 1945 года американские палубные самолеты нанесли еще несколько ударов по объектам в районе Токио, но 47-й и 244-й сентай в воздух не поднимались. Во второй половине дня американские авианосцы убыли в направлении Иводзимы, для оказания поддержки высадке десанта (начата 19 февраля).

Всего японская авиация за два дня боев потеряла сбитыми в воздухе 105 самолетов (в т.ч. 51 - армейских и 54 - флотских), еще около 40 было уничтожено на аэродромах, при этом заявив об уничтожении 275 самолетов противника. Ни один ударный самолет не смог контратаковать американские авианосцы.

В свою очередь американцы заявили об уничтожении до 500 самолетов в воздухе и на земле, потоплении нескольких судов и серьезном повреждении еще нескольких важных объектов при потере 60 самолетов в воздушных боях и 28 по разным причинам разбившихся при возвращении на авианосцы, еще более 100 самолетов получили повреждения.

Анализ бравурных докладов вызвал сомнения у штабных аналитиков обеих сторон уже в те времена. Сражение завершились почти "в ничью", вот только у США возможности восполнить потери были на порядок выше. Японское командование уже не мечтало о победе, надеясь только выторговать за счет ожесточенного сопротивления приемлемые условия мира.

Посмевший "выступать" генерал-майор Ёсида 1 марта 1945 года получил звание генерал-лейтенанта и убыл в Китай, где возглавил новую формируемую 13-ю авиационную дивизию.

Генерал-лейтенант Ёсида Кихатиро. Родился в 1896 году на Хоккайдо. Выпускник военной академии 1917 года. Первая должность - лейтенант (подпоручик) 1-го кавалерийского полка. Обучался на артиллерийских курсах, был помощником военного атташе во Франции. В авиации с 1937 года. Генерал-майор с октября 1941 года. Командовал 10-й авиационной дивизией с 28 марта 1944 года. Командир 13 авиационной дивизии с 1 марта 1945 года. Демобилизован в июне 1946 года. Умер в 1964 году.
Генерал-лейтенант Ёсида Кихатиро. Родился в 1896 году на Хоккайдо. Выпускник военной академии 1917 года. Первая должность - лейтенант (подпоручик) 1-го кавалерийского полка. Обучался на артиллерийских курсах, был помощником военного атташе во Франции. В авиации с 1937 года. Генерал-майор с октября 1941 года. Командовал 10-й авиационной дивизией с 28 марта 1944 года. Командир 13 авиационной дивизии с 1 марта 1945 года. Демобилизован в июне 1946 года. Умер в 1964 году.

47-й сентай убыл к новому месту дислокации еще раньше чем командир 10-й авиационной дивизии. Его перебросили на аэродром Сано в районе Осака, на юго-западе острова Хонсю, где ожидалась активизация действий американской авиации в рамках предстоящего вторжения на Окинаву.

Примечание: Японские имена в статье записаны в последовательности "фамилия-имя", американские - "имя-фамилия".

Указанное в статье время - местное (токийское). Отличается от времени на американских кораблях (и соответственно в американских отчетах) на минус один час.