Найти тему
Антон Наумкин

47-й сентай - красивый защитник Ямато (часть 3-я) против генерала Кертиса Лемея

1-я часть, 2-я часть

Новый командующий XXI-го бомбардировочного командования генерал-майор Кертис Лемей, далеко, не сразу перешел к массированным бомбардировкам японских городов зажигательными бомбами. Решение на изменение тактики вырабатывалось несколько месяцев. "Зажигалки" были еще в дефиците, бомбардировщиков было не так много для преодоления ПВО, ураганные ветра (струйные течения) и облачность на смену командования вообще никак не реагировали и "жили своей жизнью". Поэтому первое время смена генерала Хансела на генерала Лемея для японцев ничего существенно не поменяла.

27 января 1945 года 74 бомбардировщика (еще три самолета взлететь не смогли) 73-го бомбардировочного авиакрыла поднялись с острова Сайпан и взяли курс в направлении Японии для нанесения удара по авиационным заводам в Нагоя или Мусасино (операция "Энкиндел-III"). Погода вновь была не самая благоприятная. 12 самолетов вернулись с полпути из-за технических проблем. При приближении к Японии по докладу двух метеоразведчиков, вылетевших на два часа ранее, было принято решение о ударе по заводу в Мусасино (в районе Нагоя погода оказалась слишком плохая). Однако, ни один из самолетов не смог увидеть цель из-под облаков, все бомбы были сброшены по городским кварталам Токио.

В этот раз японская разведка заблаговременно предупредила о предстоящем налете (как на основании обнаруженных американских метеоразведчиков, так и по сообщению разведывательной группы с Марианских островов), и истребители начали атаки еще до сброса бомб. Через несколько минут после пересечения береговой черты первую группу атаковали истребители Ki-61 244-го сентай, повредившие несколько самолетов. Первого успеха добились флотские J1N "Гекко" сбившие два B-29 (как минимум с первым "Haley's Comet" (42-24616) "помогли" зенитчики, со вторым "Werewolf" (42-63423) "участвовал" добивший его тараном Ki-61 244-го сентай) и потеряв под огнем стрелков два своих истребителя.

27 января 1945 года. В-29 498-й бомбардировочной авиагруппы 73-го бомбардировочного авиакрыла под атакой японских истребителей (видны под вторым самолетом и на фоне облаков ниже первого и второго самолета) над районом Токио. В отличие от идущей первой 497-й группы, на которую пришлось больше половины всех атак, 498-я группа отделалась "легче".
27 января 1945 года. В-29 498-й бомбардировочной авиагруппы 73-го бомбардировочного авиакрыла под атакой японских истребителей (видны под вторым самолетом и на фоне облаков ниже первого и второго самолета) над районом Токио. В отличие от идущей первой 497-й группы, на которую пришлось больше половины всех атак, 498-я группа отделалась "легче".

При подлете к Токио истребители Ki-44 47-го и Ki-61 244-го сентай перехватили и атаковали группу из четырех бомбардировщиков 497-й бомбардировочной авиагруппы 73-го бомбардировочного авиакрыла (в отчетах американские экипажи уделили довольно много внимания "совместной работе" "Тони" и "Тодзё"). Из этих самолетов только один смог вернуться на базу.

Истребители Ki-44 47-гоо сентай атакуют бомбардировщик B-29 "Irish Lassie" (42-65246). С картины художника Gareth Hector.
Истребители Ki-44 47-гоо сентай атакуют бомбардировщик B-29 "Irish Lassie" (42-65246). С картины художника Gareth Hector.

Бомбардировщик "Irish Lassie" (42-65246) был несколько раз атакован, дважды таранен Ki-61, смог дотянуть до Сайпана, где разбился уже при посадке, но его экипаж выжил.

B-29 "Irish Lassie" (42-65246) после жесткой посадки.
B-29 "Irish Lassie" (42-65246) после жесткой посадки.

Непосредственно перед целью B-29 "Shady Lady" (42-24619) несколько раз атакован истребителями, а затем сбит таранным ударом в лоб Ki-44 47-го сентай старшего сержанта Судзуки Киеси. Погибли и экипаж бомбардировщика и японский летчик.

Носовая часть бомбардировщика B-29 "Shady Lady" (42-24619).
Носовая часть бомбардировщика B-29 "Shady Lady" (42-24619).

Бомбардировщик "Rover Boys Express" (42-24769) в момент открытия бомбовых люков над целью был поражен из 37-мм пушки Ki-45 4-го сентай (одна эскадрилья была переброшена под Токио для усиления обороны столицы) под управлением лейтенанта Касииде Исаму (считается самым результативным "охотником за суперкрепостями"). Еще пытающийся лететь самолет несколько раз атаковали и добили истребители Ki-44 47-го сентай. Из 11 американских летчиков, четверо погибло вместе с самолетом, одного забили до смерти "благодарные" местные жители на месте приземления, одни пропал в кемпейтай (японская военная полиция, предположительно умер под пытками). Пятерым удалось пережить войну, пройдя через "прелести" допросов в военно-морской разведке и полиции, а также посидеть в зоопарке в клетке для показа народу.

Бомбардировщик B-29 "Rover Boys Express" (42-24769) в момент атаки с картины художника Roberto Cernudo. Видны Ki-44 и Ki-45.
Бомбардировщик B-29 "Rover Boys Express" (42-24769) в момент атаки с картины художника Roberto Cernudo. Видны Ki-44 и Ki-45.

B-29 "Ghastly Goose" (42-63541) был таранен двумя Ki-61 из 244-го сентай, затем поврежденный самолет предположительно таранен еще и Ki-45 из состава авиационной школы Хитачи. Живучая машина преследовалась еще одним Ki-61, но смогла пролететь еще около 400 км. С других бомбардировщиков наблюдали несколько членов экипажа, выбирающихся с крыльев на две надувные лодки. Но прибывшие к утру следующего дня спасатели в бурном море никого не нашли.

Уже после сброса бомб B-29 "Beyhan's" (42-24767) над Токио был подбит предположительно флотским J1N и совершил посадку в море, спасенных не было. B-29 "The Jumping Stud" (42-63501) протаранил Ki-61 244-го сентай, до этого израсходовавший боеприпасы по другому самолету. Бомбардировщик разбился у побережья со всем экипажем. Наконец B-29 "Tokyo Twister" (42-24682) был поражен зенитным огнем, смог дотянуть до аэродрома и был списан уже после посадки.

Оценка разведки мест попадания бомб 27 января 1945 года. Основная цель № 357 находится так далеко, что даже не попала на схему.
Оценка разведки мест попадания бомб 27 января 1945 года. Основная цель № 357 находится так далеко, что даже не попала на схему.

Всего из 64 самолетов, атаковавших район Токио, было сбито семь, два получили настолько тяжелые повреждения, что не восстанавливались, еще 31 получили повреждения (у 24 из них срок ремонта до трех суток, у остальных - от четырех до 10 суток). Т.е. японцам удалось попасть в 64% самолетов дошедших до их территории. На вернувшихся самолетах было шесть раненых летчиков. На сбитых машинах 77 человек числились пропавшими без вести, из них 13 удалось спастись с помощью парашютов, но только семеро пережили войну, один умер от полученных ожогов, двое убиты, трое погибли в тюрьме при бомбардировке Токио 25 мая 1945 года.

Японцы заявили об уничтожении 22 "крепостей", потеряв 16 истребителей (в том числе десять в результате таранов). Вероятно налет 27 января 1945 года один из самых неудачных для американцев.

Схема вылета 27 января 1945 года из отчета 73-го бомбардировочного авиакрыла.
Схема вылета 27 января 1945 года из отчета 73-го бомбардировочного авиакрыла.

Роль Ki-44 как 47-го, так и 70-го сентай довольно высока: из 984 отмеченных атак вражеских истребителей, американские экипажи 209 отнесли на долю "Тодзё". С учетом 126 "Зиков", за которые часто принимали Ki-44 и большого количества самолетов неустановленного типа доля участия "Сёки" вероятно больше.

Интересно, что американские летчики наблюдали атаку двух Мессершмиттов Bf.109, один из которых был "черного цвета и с немецкими опознавательными знаками". Еще стрелки "Суперкрепостей" практически в упор видели "Тодзё" с рядным двигателем (!?).

Улицы Токио после удара 27 января 1945 года.
Улицы Токио после удара 27 января 1945 года.

В конце января-начале февраля 1945 года экипажи 73-го бомбардировочного авиакрыла "зализывали раны", а новое прибывшее 313-е бомбардировочное авиакрыло совершало "тренировочные" удары по объектам на островах Иводзима и Трук. 4 февраля 1945 года состоялся совместный налет 110 самолетов 73-го и 313-го бомбардировочного крыла по порту и городским кварталам города Кобе (расположен на юго-западе острова Хонсю). Совместный вылет был признан успешным и следующей крупной целью на территории Японии был выбран авиационный завод в Ота на северо-западной окраине Токио - одно из ведущих предприятий фирмы Накадзима.

Завод фирмы Накадзима в Ота. Фотография была сделана разведывательным B-29 7 декабря 1944 года.
Завод фирмы Накадзима в Ота. Фотография была сделана разведывательным B-29 7 декабря 1944 года.

Утром 10 февраля 1945 года с Сайпана взлетело 118 бомбардировщиков (операция "Фракшэн-I"), 83 - от 73-го бомбардировочного крыла и 35 - от 313-го. Загрузка самолетов состояла на 80% из фугасных 500-фунтовых (227-кг) бомб М64 и M43, 20% - зажигательных 500-фунтовых бомб М76. При взлете один из самолетов (42-65255 "Jook Girl") упал и разбился, весь экипаж погиб.

Фривольная картинка не принесла удачи экипажу B-29 42-65255 "Jook Girl". Погибли  все находившиеся на борту.
Фривольная картинка не принесла удачи экипажу B-29 42-65255 "Jook Girl". Погибли все находившиеся на борту.

Около 13.15 по токийскому времени приближающиеся бомбардировщики были обнаружены РЛС на острове Хатидзёдзима (270 км южнее Токио). Курс проходил западнее острова Титидзима. Кроме того, два самолета, на за 43 минуты до подхода основных сил к береговой черте сбросили бомбы на аэродром Хамамацу (в 250 км западнее Токио, в районе Нагоя). Эти ухищрения смогли на некоторое время запутать японское командование относительно целей удара.

Маршрут эскадрилий 73-го бомбардировочного авиакрыла. Две эскадрильи 313-го крыла шли по тому же маршруту, с небольшим отставанием) 10 февраля 1945 года к цели. Время Zulu time + 9 часов = местное время (токийское).
Маршрут эскадрилий 73-го бомбардировочного авиакрыла. Две эскадрильи 313-го крыла шли по тому же маршруту, с небольшим отставанием) 10 февраля 1945 года к цели. Время Zulu time + 9 часов = местное время (токийское).

Через некоторое время после объявления воздушной тревоги истребители 10-й авиационной дивизии, в том числе Ki-44 47-го сентая начали взлетать и постепенно набирать высоту около 10 тысяч метров в районе западнее Токио - между городом и горой Фудзи. Флотские истребители (J2M3 "Рейден" 302-го кокутай й и 252-й кокутай) занимали район юго-западнее столицы у побережья (в общем идеальные районы для отражения удара по заводу в Мусасино).

Ранее американцы атаковали Токио с западной стороны, но в этот раз бомбардировщики пересекли побережье Японии юго-восточнее Токио.

Маршрут подхода к цели бомбардировщиков к цели. Хорошо заметна отвлекающая цель - Хамамацу, значительно западнее Токио. IP (Initial Point) - точка разворота на боевой курс, Target - место цели.
Маршрут подхода к цели бомбардировщиков к цели. Хорошо заметна отвлекающая цель - Хамамацу, значительно западнее Токио. IP (Initial Point) - точка разворота на боевой курс, Target - место цели.

Патрулировавшие юго-западнее столицы флотские истребители хоть и развернулись, но атаковать подлетающие бомбардировщики над океаном уже не успели (на этом этапе отмечена только одна атака истребителя).

Очень небольшая часть флотских истребителей 302-го и 252-го кокутай (в части было много A6M, но к бою были готовы только несколько ветеранов с аэродрома Мобара), смогли атаковать подлетающие бомбардировщики на участке от пересечения береговой черты до точки разворота на боевой курс (отмечено 29 атак истребителей, что составило 9% от общего количества атак), но успеха они не добились. На этом этапе наибольшие проблемы для B-29 составили крупнокалиберные зенитные батареи прикрывавшие район Токио и повредившие несколько самолетов.

Но вот после разворота на боевой курс, большая часть "своры" японских перехватчиков оказалась прямо на пути бомбардировщиков. Дующий на большой высоте ураганный ветер помог японским пилотам, буквально "перекинув" их с восточных окраин Токио на встречу "Суперфортрессам". Подавляющее большинство атак истребителей (251, что составило 76% от общего количества) было совершено именно на боевом курсе.

Статистика атак японских истребителей из отчета XXI-го бомбардировочного командования (видите надпись "Секретно" - никому не рассказывайте!).
Статистика атак японских истребителей из отчета XXI-го бомбардировочного командования (видите надпись "Секретно" - никому не рассказывайте!).

Наиболее ожесточенно атаковали Ki-61 244-го сентай (на долю "Тони" пришлось до трети совершенных атак) и Ki-45 53-го сентай. 47-й сентай перевооружался с Ki-44 на Ki-84 и не смог поднять в воздух много самолетов. В ходе ожесточенных атак "Хиены" и "Торю" повредили несколько бомбардировщиков, но и сами понесли потери от огня стрелков. Истребители 47-го сентай присоединились к атакам противника севернее Токио, примерно на середине боевого курса. Старший лейтенант Ёсидзава Хэйкити на Ki-44 попытался таранить и видимо повредил один из B-29 (очевидно если и попал, то в один из самолетов пропавших без вести в море на обратном пути, вернувшиеся повреждений от таранов не имели). Сам Ёсидзава погиб. Его ведомый лейтенант Бан Рёдзо был подбит огнем стрелков бомбардировщиков и совершил вынужденную посадку.

Старший лейтенант Ёсидзава Хэйкити сфотографирован уже на фоне нового Ki-84, который 47-й сентай на начало февраля 1945 года только осваивал.
Старший лейтенант Ёсидзава Хэйкити сфотографирован уже на фоне нового Ki-84, который 47-й сентай на начало февраля 1945 года только осваивал.

Ki-44 70-го сентай перехватили B-29 уже непосредственно в районе цели над Ота, когда бомболюки уже были открыты. Прапорщик Огава Макато смог повредить один бомбардировщик (42-24784 "Slick's Chick's"). Американский летчик потерял управление и протаранил соседний бомбардировщик (42-24815 "Deaner Boy").

Бомбардировщик B-29 (42-24815) "Deaner Boy" на месте падения.
Бомбардировщик B-29 (42-24815) "Deaner Boy" на месте падения.

Оба самолета упали, выживших не было (В некоторых источниках говорится, что 42-24784 был поражен таранным ударом Ki-84, но в донесениях о потере экипажей Missing Air Crew Report о таране не говориться, в части современных японских источников гибель именно этих самолетов в результате тарана также не рассматривается. Судя по описанию - был атакован "предпоследний строй" а это именно 505-я группа, месту и времени наиболее вероятно это "работа" именно прапорщика Огава).

Современный памятник на месте падения двух B-29 в уезде Ора префектуры Гумма. Местные жители кремировали тела погибших американских летчиков и похоронили их на месте падения самолетов. После войны американская администрация вывезла останки для похорон на Гавайские острова. Памятник был открыт в 2013 году. На камне написана причина падения - столкновение в воздухе, это верно, но не совсем точно.
Современный памятник на месте падения двух B-29 в уезде Ора префектуры Гумма. Местные жители кремировали тела погибших американских летчиков и похоронили их на месте падения самолетов. После войны американская администрация вывезла останки для похорон на Гавайские острова. Памятник был открыт в 2013 году. На камне написана причина падения - столкновение в воздухе, это верно, но не совсем точно.

Уже при отходе от цели в районе Татебаяси (15 км западнее Ота) предположительно летчиком-инструктором авиационной школы лейтенантом Кураи Тосидзо на Ki-84 был протаранен еще один бомбардировщик (42-24867). Лейтенант Кураи погиб, тяжело поврежденный бомбардировщик атаковали еще несколько истребителей, но смог "дотянуть" в сторону моря. Как и где погиб этот самолет никто не видел, весь экипаж пропал без вести.

Ki-84 лейтенанта Кураи Тосидзи.
Ki-84 лейтенанта Кураи Тосидзи.

Уже рядом с береговой чертой отходящие бомбардировщики перехватили J1N1 "Гекко" и D4Y2-S 302-го кокутай. Предположительно один из B-29 (42-93876) именно в результате атак флотских летчиков получил фатальные повреждения. Последний раз самолет видели летящим с дымящимся двигателем над океаном в направлении Сайпана. Экипаж пропал без вести.

D4Y2-S "Суисей" 302-го кокутай. На рисунке самолет изображен по состоянию на лето 1945 года - с большим количеством побед.
D4Y2-S "Суисей" 302-го кокутай. На рисунке самолет изображен по состоянию на лето 1945 года - с большим количеством побед.

Из возвращавшихся американских бомбардировщиков еще семь машин совершили вынужденные посадки в море. Из них не менее пяти не дотянули из-за повреждений полученных от истребителей противника (44-24787 "The Wolf Pack", 42-24790, 42-24818 "The Deacon's Delight", 42-24824 "Homing Bird", 42-24843 "The Sassy Lassy"), причина падения еще двух неизвестна. Четыре экипажа не были найдены спасателями и погибли, летчики трех бомбардировщиков были спасены. В том числе два экипажа обнаружил и подобрал малый авиатендер AVP-34 "Беринг Стрэйт" и его самолеты PBM-4 "Маринер".

Малый авиатендер AVP-34 "Беринг Стрэйт". 11 февраля 1945 года спас 23 летчика B-29, совершивших вынужденную посадку на воду после налета на авиазавод в Ота.
Малый авиатендер AVP-34 "Беринг Стрэйт". 11 февраля 1945 года спас 23 летчика B-29, совершивших вынужденную посадку на воду после налета на авиазавод в Ота.

Из 116 "Суперкрепостей" участвовавших в ударе по заводу в Ота 84 бомбардировщика смогли атаковать основную цель. Было поражено 11 из 37 заводских зданий, уничтожено 87 строящихся истребителей Ki-84 "Хаяте" в разной степени готовности. Два самолета атаковали отвлекающую цель, 12 сбросили бомбы по "подвернувшимся" целям (три самолета - по аэродрому Татеяма, 3 - по городу Тёси, 3 - по острову , 2 - по острову Иводзима, 1 - по острову Паган), еще 17 не смогли сбросить бомбы по целям из-за неисправностей и один разбился на взлете.

Было потеряно 12 самолетов (в т.ч. 3 - из 73-го крыла и 9 - из "новичков" 313-го крыла). 29 бомбардировщиков получили повреждения, в том числе 17 от действий истребителей противника, 5 - от истребителей и зениток, еще 3 - только от зениток, остальные по другим причинам, в том числе 2 из-за "дружественного огня". Из 1308 членов экипажей погибло 104 человека.

Стрелки бомбардировщиков заявили о поражении 61 японского истребителя (сбито - 21, предположительно сбито - 15, повреждено - 25). В свою очередь японцы претендовали на 21 победу (15 - армейские летчики, три - флотские и три - зенитчики). Погибло семь японских летчиков, из них три при совершении тарана.

Схема удара по заводу Ота 10 февраля 1945 года. Время указано местное (токийское).
Схема удара по заводу Ота 10 февраля 1945 года. Время указано местное (токийское).

Отражение удара 10 февраля 1945 года стало последним случаем использования 47-м сентай истребителя Ki-44 "Сёки". Завершалось перевооружение на Ki-84 "Хаяте". Старые самолеты передавались в 70-й сентай.

Фотография на аэродроме 70-го сентай, февраль 1945 года. Два Ki-44 на заднем плане еще несут опознавательные знаки 47-го сентай.
Фотография на аэродроме 70-го сентай, февраль 1945 года. Два Ki-44 на заднем плане еще несут опознавательные знаки 47-го сентай.

На новых машинах полку пришлось воевать не с бомбардировщиками, а с истребителями американцев и уже не в столичном регионе.

Примечание: Японские имена в статье записаны в последовательности "фамилия-имя", американские - "имя-фамилия".