начало здесь:
«Художка», как ее все называли, а правильно было «изостудия», находилась в здании старого клуба. После строительства кирпичного дворца культуры на другом конце села это побеленное известкой строение, чтоб не пустовало, отдали под благое дело местному живописцу, заслуженному фронтовику, бывшему военному летчику. Он стал — и директором студии, и ее единственным преподавателем. На занятия приходили одновременно ребята всех возрастов, от дошкольников до старшеклассников.
Перед входом все старательно обметали веником снег с валенок и проходили в коридор переобуваться, рассаживаясь на длинной деревянной скамье. Одним концом скамья почти упиралась в гудящую, жарко натопленную печь, а другим – в стоявшую на табурете большую оцинкованную бадью с питьевой водой из колодца. Бадья была снабжена латунным краном и примятой алюминиевой кружкой на цепочке.
Пройдя широкую и высокую дверь, ученики из полутемного коридора попадали в основное помещение. Большое, ярко освещенное мощными лампами, оно ослепляло белыми стенами и высоким белым потолком, который Андрею казался воспарившим в какое-то немыслимое поднебесье. Мальчишка еще не видел других потолков, кроме как в своем доме, да в соседских, но те были намного ниже.
Способность к рисованию ему досталась от отца, который хотя в художники не вышел, но нет-нет, да и баловался рисованием портретов. Отец и преподал Андрею первые уроки. Прошлым летом, в июне, погожим воскресным утром посадил он сына с мольбертом на крыльце, окинул взглядом тихую зеленую улочку и сказал, вручая карандаш и резинку:
— На, ну-ка нарисуй мне вон тот домик, что наискосок. Только изобрази его так, как видишь.
Андрей начал, было, неумело, по одной, вырисовывать штакетины забора, шедшего по дальней стороне улицы. Они оказались великоваты и никак не вмещались в рисунок. Отец, увидев, поспешил на помощь:
— Э, нет. Не пойдет. Разве ты отсюда так крупно видишь штакетины? На таком расстоянии они почти неразличимы. Ты просто помнишь, что они такие, что у них такие контуры. А на самом деле в мире никаких контуров нет – есть только свет и тень. И больше ничего. Доверься глазу. А, ну-ка, погоди, — он вошел в дом и вернулся с парой толстых книг и пустой рамкой для пчелиных сот. Положив книги на табурет, отец сверху установил на них рамку и, отойдя, взглянув на нее из-за плеча сына. – Пойдет. Посмотри сквозь эту рамку. Видишь, что в ней помещается? Вот это и рисуй. То, что видишь. И все получится. Умение рисовать – это умение видеть.
И действительно, когда потом Андрей, удивляя заходивших соседей выбором неинтересной натуры, рисовал то лежащую на столе луковицу, то рубанок со стружкой, то банку с простоквашей, — он сам удивлялся, что предметы, которые он рисовал, становились для него как бы четче, ярче, выпуклее.
Отец иногда поправлял:
— А вот эта тень, посмотри, она же не в ту сторону лежит.
Андрей присматривался – и точно не в ту. Как же он только что этого не видел?
И теперь уже четвертый месяц он ходит в изостудию. Каждое занятие ученики рассаживаются в большой белой комнате, достают резинки и карандаши различной мягкости, опирают мольберты на спинки стульев своих товарищей, сидящих впереди, прикалывают к мольбертам кнопками листы ватмана и пару часов рисуют. Сначала твердыми карандашами размечают лист, набрасывают контуры, потом берут карандаши помягче и крадут полутени. Наконец, сочной тушевкой мягкого карандаша чернят наименее освещенные места.
Каждая группа рисует свое.
Малыши – композиции из гипсовых конусов, пирамид и шаров, отбрасывающих друг на друга по две-три четких тени от освещающих их ламп, закрепленных на черных штативах.
Ребята постарше — слепки человеческих ушей, глаз и носов, развешанные на белых стенах. Самым взрослым разрешается рисовать красками – акварелью и маслом. Иногда они пишут портреты друг друга.
А в дальнем конце комнаты стоят тазы с вареным пластилином и витые проволочные каркасы, там работают скульпторы.
Седой учитель требует полной тишины. Обойдя всех и сделав шепотом кое-какие замечания, он садится на свое место, берет с подоконника стакан в подстаканнике, наливает в него горячий чай, позвякивает ложечкой, размешивая сахар, шумно прихлебывает и крутит ручку старой радиолы «Рекорд 60И», на полированных боковинах которой облупился лак. При этом зеленый глазок лампы индикатора настойки, горящий в круглом окошке на передней панели, загадочно подрагивает, то расширяясь, то сужаясь. И вот уже негромкая музыка далекой радиостанции вливается в тепло и уют большой белой комнаты.
От звуков этого прихлебывания и покашливания, от потрескивания радиопомех в приемнике, от гудения жаркой печи, от тихой музыки и усердного сопения рисующих товарищей, от аромата скипидарных масел в художественных растворителях Андрей впадает в какое-то блаженное оцепенение до мурашек по коже. Он прерывает рисование, откидывается на спинку стула и смотрит вверх. Там, в ярком белом пространстве парят свисающие на нитях с потолка модели боевых самолетов военных лет, деревянные, тщательно раскрашенные под настоящие. Старый учитель использует их при написании картин, изображая воздушные бои своей молодости.
И за стеклами высоких окон в темноте завывает метель…
Рисование, на самом деле, в чем-то сродни первозданному акту творения. Художник на листе ведь что делает? Карандашом ли, угольком ли – он отделяет свет от тьмы.
Продолжение здесь:
Не забываем лайк и подписку! Денег тут не просят.
Читайте также: