Найти в Дзене
УЧЕБНИК ЖИЗНИ

Книга, погубившая СССР

Мое знакомство с Книгой началось с большого, тяжелого тома, в котором были собраны две первых повести о Незнайке. В этом томе все было крупным: и толстая обложка, и тяжелый пресс больших страниц, и незнакомые пока буквы, и картинки - иногда понятные и веселые, а иногда непонятные и пугающие. Я был еще совсем маленьким, лет двух от роду, и таскал этот том из комнаты в комнату в нашем доме, приставая ко всем взрослым с просьбой почитать.

Что уж там мне настолько приглянулось, теперь сказать сложно, но и сам Незнайка вызывал большую симпатию, и доктор Пилюлькин, и Пачкуля Пестренький, и поэт Цветик, и, конечно, умный и серьезный Знайка.

До сих пор памятны Незнайкины стихи:

Знайка шел гулять на речку, перепрыгнул через овечку
Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный
У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.

А потом, когда я уже пошел в школу, появилась третья книга: «Незнайка на Луне». Она была совсем не такой, как две первые. Мир лунных жителей был мало похож на изобильный коммунистический рай земных коротышек. Зато намного больше напоминал реальную жизнь. Вернее, ту ее часть, которая была отсечена от нас железным занавесом.

Жители СССР, за исключением Москвы и Ленинграда (где все-таки иностранцев хватало и в те времена), знали об этой жизни только из фильмов, в первую очередь французских. Как раз практически одновременно с «Незнайкой на Луне» на экраны советских кинотеатров вышел «Фантомас».

По слухам, этот фильм приобрели в обмен на прокат на Западе какой-то нашей классики – то ли «Войны и мира», то ли «Анны Карениной». В Министерстве культуры СССР решили, что наш сильный фильм окажет гораздо более заметное влияние на западную публику, чем какая-то затрапезная проходная комедия – на советского зрителя. Просчитались.

Какого преступника видел зритель в отечественном детективе? Такого, поимка которого предрешена и неотвратима, а сам он, не вызывающий ничего, кроме презрения и отвращения, жалкий и несчастный, говорит сыщикам что-то типа: «Ваша взяла! Моих рук дело! Пиши, начальник!» — и сам про себя все рассказывает: как отец погиб на фронте, а мамка стала все больше богу молиться, забросив воспитание чада, как ему кушать хотелось и как попал он в дурную компанию.

А тут — совсем другое дело! Стройный и сильный злодей в маске, который совершенно неуязвим. И вот эта маска, которую он не снимает ни разу (только надевает другие поверх), эта тайна, эти вертолеты, спортивные авто, погони, приключения, драки, подводные лодки и подземные дворцы, модные красотки и огромные бриллианты! У мальчишек просто голова кругом пошла. Вчерашние кумиры, неуловимые мстители, померкли. Все стали играть в Фантомаса.

Уже в год проката первой части фильма по Советскому Союзу прокатилась хулиганская волна. Битые витрины, нападения на газетные и табачные киоски, женщины, напуганные злодейским хохотом, буква «F», намалеванная на груди подростков, и оставленные на местах преступлений записки с подписью «Fantomas».

В МВД состоялось совещание по этому поводу, и в Госкино было направлено предложение запретить прокат фильмов с участием Фантомаса на территории СССР. Но прокатчикам уже была разослана следующая серия. В итоге министр внутренних дел Щелоков вынужден был издать особый указ, согласно которому все три фильма о Фантомасе жестко снимались с репертуара.

Кто знает, сколько молодых людей свернуло на преступную дорожку под влиянием обаяния неотразимого и непобедимого Фантомаса. Хотя это всего-навсего был фильм, причем фильм пародийный, легкий. Мир капитала был показан в нем поверхностно, отдельными хаотичными мазками.

А вот «Незнайка на Луне» — более глубокая диверсия. Это была книга, в которой западное общество показывалось гораздо более подробно и красочно, простым языком детской литературы. На наглядных примерах расписывались механизмы работы рыночной экономики, пути и формы восхождения к богатству, возможности заработать большие деньги и риски их потерять.

И вроде все было описано так, чтобы вызвать у малолетнего читателя стойкое отвращение к жестокому миру капитала, но герои были так обаятельны, а их действия так понятны и подробно воссозданы, что у развитых, лидирующих детей возникало огромное желание заняться бизнесом и колоссальное разочарование от того, что в СССР это невозможно. Ведь предпринимательство было уголовно наказуемым деянием!

-2

Ай-пи-о Незнайки и Козлика, стартап Пончика. Этих слов еще не существовало, во всяком случае, мы их не знали, но это были именно такие вещи! И они не могли не вызывать желания «замутить» что-то подобное. И активная молодежь при первой же возможности с радостью обменяла скучный СССР на рискованную движуху рыночной экономики.

А старшее поколение вместе с пассивной частью молодежи хмуро и бессловесно взирали, не зная, как этому всему помешать. Советская реальность лишила их воли, отучила действовать, и без приказа сверху они не могли вступить в борьбу за свои идеалы.

Кто-то скажет: «Ну, автор загнул! Какая-то детская книжонка – и обрушение великой страны. Несопоставимые вещи!» Но, во-первых: то, что на свете существуют взрослые – это миф. Мы все – просто подросшие дети.

А, во вторых: все девяностые я провел на острие бизнеса, возглавляя товарно-фондовую биржу. Она стала не только коммерческо-финансовым, но также и образовательно-воспитательным центром, настоящей кузницей кадров для новой экономики.

И знали бы вы, как часто в доверительных беседах с матерыми бизнесменами, людьми, которые сделали себя сами и каждый год исправно прибавляли нолик к своему состоянию, мне приходилось слышать, что первым толчком, пробудившим в них желание стать предпринимателем, была именно невинная детская книга «Незнайка на Луне».

Не забываем лайк и подписку! Впереди много интересного!

Читаем также: