Найти в Дзене
Закон Жизни

Древний Восток: как зарождались цивилизации

Понятие «Древний Восток» не географическое, а историко-культурное, цивилизационное. Оно включает такие государства, как Древний Египет, Древнюю Месопотамию, Древний Китай и Древнюю Индию. Основные центры этих древневосточных цивилизаций сложились в долинах рек Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ в 4-3 тыс. до н.э.

Именно здесь сложились благоприятные условия для появления первых государств, так как в первую очередь этому способствовала оптимальная экологическая среда. В долинах рек образовывались районы с плодородной почвой. Древние роды людей стали объединяться, чтобы осваивать эти земли. Они создали единую ирригационную систему, чтобы орошать почву и земледелие было продуктивным.

Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической. Таким образом, древневосточная родоплеменная организация трансформируется в протогосударство (начальная форма государства, его зарождение).

-2

Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Управляли ими либо жрецы (Египет и Месопотамия), либо племенные вожди (Индия и Китай).

Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной организации и стали объединяться в крупные централизованные государства, чтобы одолеть нападки со стороны враждебных соседей. В древнем мире мощным интегрирующим фактором были военные завоевания. А потом уже стали появляться и целые империи.

Главным собственником земли считалось государство в лице правителя. Часть земель передавалась аристократии, знатным людям, воинам. Коллективизм с разделением труда помогал выжить в трудных условиях. Ярким проявлением коллективизма была крепкая сельская община. Община была хозяйственной ячейкой общества.

-3

Таким образом, в древневосточном обществе выделяется такая форма власти как восточная деспотия. Она характеризуется следующими признаками:

  • во главе государства стоял монарх со всей полнотой власти, которая передавалась по наследству;
  • народ его обожествлял и почитал;
  • осуществлять власть ему помогали чиновники, образуя развитый государственный аппарат, это были его родственники, самые близкие и приближенные люди, всякая знать;
  • была социальная иерархия, т.е. расслоение общества на богатых и бедных;
  • и так как это деспотия, то действовала политика принуждения/террора.

Однако, в каждой древней цивилизации эта форма власти имела свои особенности. Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограниченной.

Например, для Месопотамии характерно существование крупных городов-государств (Вавилон, Ур, Ларса, Лагаш, Урук, Киш). На короткий срок городу-гегемону, т.е. который был могущественнее всех, удавалось объединить несколько городов-государств под своей властью. А потом его сменял другой крупный город.

В Древней Индии тоже было ограничение деспотии. При правителе - радже -действовал постоянный совещательный орган из аристократии высших варн (слоев) - паришад. Правитель должен был принимать решения, предварительно посоветовавшись со знатью. Да и в целом, система варн и автономность общин ограничивало монархическую власть. Только в 4 в. до н.э. (династия Маурьев) удалось создать империю с централизованной системой управления. Однако даже при Маурьях лишь часть империи находилась под непосредственным управлением царя, поскольку был ряд независимых областей.

-4

Восточная деспотия может быть охарактеризована как теократическая монархия. Теократия означает, что религия занимает высшее положение в государстве и играет важную роль в его управлении. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Его личность была священной, его имя запрещалось произносить, так как это могло нанести правителю вред.

Например, в Древнем Китае предполагалось, что верховное божество – «Небо» - вручило права на управление Поднебесной (т.е. нашим земным миром) добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявлять сыновнюю почтительность, служить своему отцу верой и правдой.

В Египте уход фараона из жизни преподносился как величайшее событие для людей и богов. Поэтому строительство загробного жилища фараона - пирамиды - рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян.

-5

История Древнего Востока открывает богатое разнообразие цивилизаций, культур и достижений. Углубляясь в эту историю, можно получить более глубокое понимание нашего общего человеческого наследия.