Понятие «Древний Восток» не географическое, а историко-культурное, цивилизационное. Оно включает такие государства, как Древний Египет, Древнюю Месопотамию, Древний Китай и Древнюю Индию. Основные центры этих древневосточных цивилизаций сложились в долинах рек Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ в 4-3 тыс. до н.э.
Именно здесь сложились благоприятные условия для появления первых государств, так как в первую очередь этому способствовала оптимальная экологическая среда. В долинах рек образовывались районы с плодородной почвой. Древние роды людей стали объединяться, чтобы осваивать эти земли. Они создали единую ирригационную систему, чтобы орошать почву и земледелие было продуктивным.
Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической. Таким образом, древневосточная родоплеменная организация трансформируется в протогосударство (начальная форма государства, его зарождение).
Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Управляли ими либо жрецы (Египет и Месопотамия), либо племенные вожди (Индия и Китай).
Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной организации и стали объединяться в крупные централизованные государства, чтобы одолеть нападки со стороны враждебных соседей. В древнем мире мощным интегрирующим фактором были военные завоевания. А потом уже стали появляться и целые империи.
Главным собственником земли считалось государство в лице правителя. Часть земель передавалась аристократии, знатным людям, воинам. Коллективизм с разделением труда помогал выжить в трудных условиях. Ярким проявлением коллективизма была крепкая сельская община. Община была хозяйственной ячейкой общества.
Таким образом, в древневосточном обществе выделяется такая форма власти как восточная деспотия. Она характеризуется следующими признаками:
- во главе государства стоял монарх со всей полнотой власти, которая передавалась по наследству;
- народ его обожествлял и почитал;
- осуществлять власть ему помогали чиновники, образуя развитый государственный аппарат, это были его родственники, самые близкие и приближенные люди, всякая знать;
- была социальная иерархия, т.е. расслоение общества на богатых и бедных;
- и так как это деспотия, то действовала политика принуждения/террора.
Однако, в каждой древней цивилизации эта форма власти имела свои особенности. Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограниченной.
Например, для Месопотамии характерно существование крупных городов-государств (Вавилон, Ур, Ларса, Лагаш, Урук, Киш). На короткий срок городу-гегемону, т.е. который был могущественнее всех, удавалось объединить несколько городов-государств под своей властью. А потом его сменял другой крупный город.
В Древней Индии тоже было ограничение деспотии. При правителе - радже -действовал постоянный совещательный орган из аристократии высших варн (слоев) - паришад. Правитель должен был принимать решения, предварительно посоветовавшись со знатью. Да и в целом, система варн и автономность общин ограничивало монархическую власть. Только в 4 в. до н.э. (династия Маурьев) удалось создать империю с централизованной системой управления. Однако даже при Маурьях лишь часть империи находилась под непосредственным управлением царя, поскольку был ряд независимых областей.
Восточная деспотия может быть охарактеризована как теократическая монархия. Теократия означает, что религия занимает высшее положение в государстве и играет важную роль в его управлении. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Его личность была священной, его имя запрещалось произносить, так как это могло нанести правителю вред.
Например, в Древнем Китае предполагалось, что верховное божество – «Небо» - вручило права на управление Поднебесной (т.е. нашим земным миром) добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявлять сыновнюю почтительность, служить своему отцу верой и правдой.
В Египте уход фараона из жизни преподносился как величайшее событие для людей и богов. Поэтому строительство загробного жилища фараона - пирамиды - рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян.
История Древнего Востока открывает богатое разнообразие цивилизаций, культур и достижений. Углубляясь в эту историю, можно получить более глубокое понимание нашего общего человеческого наследия.