Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

10 песен на стихи Михаила Танича. К 100-летию со дня рождения поэта.

Оглавление

Строки, написанные Михаилом Таничем, знакомы нескольким поколениям жителей нашей страны. На протяжении более четырех десятилетий, с начала 60-х и вплоть до своего ухода из жизни в 2008-м, он рождал хиты в соавторстве с ведущими композиторами разных эпох, от Яна Френкеля до Игоря Николаева и Валерия Сюткина. Песен на его стихи написано более тысячи, из которых примерно две сотни – неувядающих хитов. 2023 год ознаменован сразу двумя памятными датами, связанными с легендарным поэтом. В апреле стукнуло 15 лет, как Михаила Исаевича нет с нами, а пару дней назад, 15 сентября, страна отметила 100-летие со дня рождения стихотворца. Отреагировать на такую дату, пусть даже с небольшим опозданием, необходимо.

За 4 года существования моего канала имя поэта Михаила Танича регулярно фигурировало в материалах о композиторах, исполнителях, песнях разных эпох. В частности, поэт упоминался в предыдущей публикации о композиторе Вадиме Гамалии в качестве соавтора его песен «По грибы» и суперхита «Как хорошо быть генералом», о котором была отдельная статья. Истории многих, и самых известных, и не очень очевидных песен Михаила Исаевича уже были рассказаны на моём канале. По традиции под текстом я оставлю ссылки, а в сегодняшней публикации я собрал десяток популярнейших хитов на стихи Танича, которые до сих пор так и не были охвачены. 100-летний юбилей – отличный повод наверстать упущенное.

Вехи судьбы

На культурной карте нашей страны имя Михаила Исаевича Танича стоит рядом с писателем Антоном Чеховым и актрисой Фаиной Раневской. Всех их подарил русской культуре раскинувшийся у азовских берегов город Таганрог. Здесь 15 сентября 1923 года в семье Танхилевичей родился мальчик Миша. Став поэтом, он сократит отцовскую фамилию до звучного Танич.

«Дух» великого земляка, классика русской литературы, с которым в Таганроге очень много связано, не мог не оказать влияние на пристрастие юного Миши Танхилевича к литературе и писательству. Поэт в интервью рассказывал, что в его детстве многие мальчишки-однокашники пробовали писать и мечтали быть «как Антоша Чехонте». Увлечениями Миши в юные годы были рисование и футбол, в молодости будущий поэт проявил себя в разных сферах, а география его судьбы – обширна. Жизнь помотала поэта по городам и весям Советского Союза.

С ранних лет судьба предносила Таничу один удар за другим. Михаил рос во вполне благополучной семье, мать работала инженером, отец, офицер гражданской войны, руководил коммунальным хозяйством в городе. В 1938 году в разгар эпохи политических репрессий, в жизни 14-летнего Миши произошел первый трагичный поворот. Отца забрали «люди в штатском». Исаак Танхилевич был обвинен в расхищении социалистической собственности и расстрелян. Мать как жена «врага народа» также подверглась аресту. Подросток остался на попечении дедушки по материнской линии.

Получение Михаилом школьного аттестата пришлось на 22 июня 1941 года. Вчерашний школьник, как и многие его ровесники, рвался на фронт. Он поступил в артиллерийское училище в Тбилиси, откуда вышел сержантом. Курсанты могли рассчитывать на лейтенантские погоны, но Таничу получить более высокое звание не позволила родословная. Оказавшись на войне, Михаил чуть не погиб в последний военный год. Сражаясь на Прибалтийском фронте, он остался единственным из всего взвода, кому удалось чудом выжить после взрыва.

А спустя два года после войны представители органов пришли уже за самим Таничем. Удостоенный военных наград фронтовик с клеймом «сына врага народа» был отправлен в лагеря на 6 лет. Ему вменили «антисоветскую пропаганду». По информации, озвученной в документальном фильме 2008 года «Михаил Танич. Жизнь вопреки», основанием для обвинения послужила похвала в адрес немецких дорог и немецкого радио. В реалиях 1947 года звучит правдоподобно. На момент ареста Михаил Танхилевич был студентом архитектурно-строительного института. Способности к рисованию во многом спасли Танича в лагерные годы. Он попал в бригаду художников. Освободили будущего мэтра песенной поэзии в 1953.

После лагерей Танич поселился на восточной окраине – на Сахалине, его образы позже воплотятся в поэтическом творчестве. Вернувшись сюда в 60-х в составе творческой делегации, поэт напишет строки «Ну что тебе сказать про Сахалин, на острове нормальная погода, прибой мою тельняшку просолил, и я живу у самого восхода». Зазвучав под музыку Яна Френкеля, песня стала большим хитом и «неофициальным гимном» острова, она исполнялась на эстраде и полюбилась в бардовских и походных кругах.

С Яном Абрамовичем была написана одна из первых популярных песен Танича - «Текстильный городок». («Городок наш ничего, население таково, незамужние ткачихи составляют большинство»).

Песня снискала всесоюзную известность в то время, как поэта широкая аудитория ещё не знала по имени и в лицо, о чем Михаил Исаевич с юмором рассказывал в интервью. А на моём канале истории песен «Текстильный городок» и «Сахалин» были когда-то изложены в давней статье о Френкеле.

Тюремный опыт, о котором Танич, став прославленным поэтом, не любил рассказывать и вспоминать, отозвался и воплотился в его творчестве спустя почти 40 лет. В отечественной музыкальной культуре произведения тюремной и смежных тематик, так называемую «блатную песню», принято рассматривать как одну из составляющих обширного пласта музыкальной культуры, условно именуемого «русским шансоном». Михаил Танич сказал веское слово в этом жанре. В начале 90-х уже прославленный поэт, вписавший своё имя в золотой фонд советской эстрады, создал группу с характерным названием «Лесоповал», оставаясь её руководителем и идейным вдохновителем до последних дней. Репертуар коллектива составляли песни на стихи Михаила Танича, и отнюдь не только «блатной» направленности. «Лесоповал» успешно существует по сей день, бразды руководства перехватила вдова Михаила Танича, Лидия Козлова.

Муза поэта и сама известна как автор текстов популярных песен. Козлова и Танич прожили вместе больше полувека. Знакомство состоялось в 1956 году, в небольшом городке Волжский, где начинающий поэт стал публиковаться в местной прессе и уже имел локальную известность в молодежных кругах. За плечами 33-летнего мужчины уже был один брак.

В общежитии, где он проживал, устроили праздник по случаю 7 ноября. Явившись на вечеринку в компании спутницы, имя которой история не сохранила, Михаил увидел, как юная 18-летняя девушка под гитару поёт самодеятельные песни. Такой перед ним предстала спутница жизни и будущий автор стихов хитов «Айсберг», «Снег идет» и многих других.

«Она пела, играла на семиструнной гитаре, все кричали «Лидочка, спой», «Лидочка спой». А я пришел совсем с другой женщиной»,

- вспоминал Танич.

В том же 1956 году пришла новость о реабилитации. Получив возможность проживать ближе к Москве, поэт с молодой супругой вскоре перебрался в столицу. В поэзии Михаил Танич воплотил целую вереницу разных, но знакомых и понятных народу образов, взятых из самой жизни.

«Песня рождается в тот момент, когда автор каким-то образом чувствует потребность народа»,

- говорила Лидия Козлова, и эти слова отлично характеризуют многообразное творческое наследие её супруга. Песни Танича из тех, которые при известном авторе, становятся воистину народными.

«Черный кот»

Муз. Ю. Саульского, Исп. В. Миансарова, гр. Браво и другие.

«Визитной карточкой» поэта Михаила Танича называют хит о звере, который, по поверью, приносит неудачу:

«Говорят - не повезет, если черный кот дорогу перейдет, а пока наоборот, только черному коту и не везет», - эти строки в 1964 году зазвучали из уст Тамары Миансаровой. Певица отличалась прогрессивной по тем временам манерой исполнения, ей достался не менее прогрессивный хит, написанный в стилистике популярных на западе танцевальных мотивов. Музыку к песне, которую окрестили «первым советским твистом», сочинил Юрий Саульский.

Слева: Композитор Саульский, Юрий Сергеевич (1928-2003) - автор музыки песни "Черный кот", слева Миансарова, Тамара Георгиевна (1931-2017) - советская и российская певица, первая исполнительница песни "Черный кот".
Слева: Композитор Саульский, Юрий Сергеевич (1928-2003) - автор музыки песни "Черный кот", слева Миансарова, Тамара Георгиевна (1931-2017) - советская и российская певица, первая исполнительница песни "Черный кот".

История началась со звонка композитора Михаилу Таничу. Он пригласил поэта в гости, предложив попробовать поработать вместе. У Танича в кармане куртки был листок с недавно написанным стихотворением о черном коте. Уже к концу вечера, вспомнив о нём, поэт показал творение соавтору. По словам Саульского, мелодия родилась «сама собой».

«В конце 1963 года Миша Танич принёс мне листочек со своим текстом. Я сел к инструменту и быстро придумал запев и припев»,

– так описывает Юрий Сергеевич рождение «Черного кота».

О том, что песня родилась на одном дыхании, свидетельствуют и воспоминания его супруги, Татьяны Саульской, наблюдавшей процесс сотворчества мужа с Михаилом Таничем:

«Эта песня появилась буквально через полчаса. Он её как услышал, так сразу сел и наиграл»

У Тамары Миансаровой в те времена был очень плотный график. «Черного кота» записывали урывками в перерывах между концертами. Запись Саульский показал музыкальному редактору на радио.

«Он сказал: "Ну всё, Юр, пошли в ресторан – это шлягер!" То есть ещё не исполненная она уже была людьми понимающими воспринята как шлягер»,

– так воспроизводит слова редактора вдова композитора.

Песня была представлена в эфире популярной радиопередачи «С добрым утром!» и быстро стала популярной, принеся славу её автором.

«Черный кот» зазвучал и за пределами Советского Союза и России, её переводили на другие языки. В нашей стране исполнительских версий не счесть.

Зажигательная композиция попала в репертуар московской рок-группы «Браво», в разные периоды её исполняли все трое солистов – Жанна Агузарова, Валерий Сюткин и Роберт Ленц.

Сюткин после ухода из группы продолжал петь эту песню и сольно, в постсоветскую эпоху его версия стала одной из самых известных.

«Песня перешла ко мне по наследству от Жанны Агузаровой. У меня было такое ощущение, что ничего себе – песня 1963-1964 года, а на дворе 1990-е. Ей же столько лет, а она всё звучит!»

- рассказывал певец.

В одноименном песне короткометражном музыкальном телефильме 1987 года «Черный кот» звучит голосом Игоря Скляра.

Идет солдат по городу

Муз. В. Шаинский. Исп: ВИА «Пламя» и Ю. Богатиков, Л. Лещенко и другие.

Поэт, не понаслышке знавший о войне, армейских буднях, чуть не отдавший жизнь на полях сражений, обращаясь к военно-солдатской тематике, создал целый ряд позитивных, жизнерадостных по настроению хитов. Такова песня, известная по строчкам «У солдата выходной» или «Идет солдат по городу» композитора Владимира Шаинского.

Она была написана в 1976 году. Композитор, в военные годы учившийся на связиста и во второй половине Великой Отечественной служивший в полку связи, в этой песне воплотил свою давнюю задумку – сочинить что-то «под армейское строение». Получилась маршевая мелодия, с которой Владимир Яковлевич пришел к Таничу. Соавторы посидели, повспоминали военную молодость, восторженные взгляды на военных со стороны представительниц прекрасного пола, и у Танича родился сюжет об одном выходном дне из жизни военнослужащего, который тут же воплотился в стихах.

Песня предназначалась вокально-инструментальному ансамбля «Пламя». Коллектив возник в 1975 году в результате раскола в составе ВИА «Самоцветы», находился в поисках репертуара. Нужен был хит, и его группе доставили прямо в аэропорт. Ансамбль должен был вот-вот вылетать на гастроли. Сквозь толпу к музыкантам пробрался Владимир Шаинский с новостью о том, что сочинил для них песню. Ноты были у композитора с собой. Едва взглянув на них, солист Сергей Березин напророчил: «Ребята, эта песня будет кормить нас всю жизнь».

На «Песне-78» хит «У солдата выходной» группа «Пламя» исполнила с певцом Юрием Богатиковым, при поддержке ансамбля песни и пляски МВД, которым руководил Рауф Вершинин.

Из года в год эта песня звучала и продолжает звучать на концертах военно-патриотической тематики в разных исполнениях. Часто её поёт Лев Лещенко, как сольно так и в составе мужского трио в компании двух Александров - Маршала и Буйнова.

Когда мои друзья со мной (Если с другом вышел в путь)

Муз. В. Шаинского. Исп. Большой детский хор п/р В. Попова (солист Д. Голов)

Владимир Яковлевич Шаинский зарекомендовал тебя как детский композитор. Поэту Таничу, с которым Шаинский был дружен, довелось побывать соавтором и его песен для детей. Так что утверждение о том, что поэзия Михаила Исаевича входит в нашу жизнь с детского сада – это не просто фигура речи и красивая метафора, а исторический факт.

Шаинский, Владимир Яковлевич (1925-2017) - советский композитор, автор песен "Идет солдат по городу", "Когда мои друзья со мной", "На дальней станции сойду" на стихи М. Танича.
Шаинский, Владимир Яковлевич (1925-2017) - советский композитор, автор песен "Идет солдат по городу", "Когда мои друзья со мной", "На дальней станции сойду" на стихи М. Танича.

В 1976 году тандем Шаинского и Танича работал над песнями к фильму «По секрету всему свету» по мотивам цикла «Денискины рассказы» писателя Виктора Драгунского. Для него была написана вот такая композиция:

«Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной»

Несколько поколений детей разучивали и пели эти строки на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях и начальных классах.

Композиция пополнила репертуар Большого детского хора под управлением Виктора Попова, в фильме она звучит голосом Димы Голова, он же солировал с этой композицией на фестивале «Песня-77».

Всего для фильма «По секрету всему свету» написано три композиции. Компанию детским по характеру композициям «Когда мои друзья со мной» и одноименной фильму песне составил лирический хит «На дальней станции сойду, трава по пояс», исполненный Геннадием Беловым.

«Зеркало»

Муз. Ю. Антонов, исп. ВИА «Красные маки», Ю. Антонов

С Юрием Антоновым Танич написал всего две песни, но зато какие: «Зеркало» и «Не забывай» (она же «Мечта сбывается»). Обе стали большими хитами. У «Зеркала» более интересная и давняя история, эта песня очень нравилась самому Михаилу Таничу, поэтому поговорим о ней.

Песня была написана молодым Антоновым в тот период, когда он вращался в среде советских ВИА и только начинал рождать хиты. В сюжете рубрики «Хит-просвет» телеканала ТВЦ стартовой точкой в истории песни обозначается 1971 год.

Стихотворение «Зеркало» Танич сочинял для Эдиты Пьехи, но муж певицы Александр Броневицкий, который должен был создать музыку, оказался от стихов, сославшись на тяжеловесность конструкций, которые сложно спеть.

Супруга поэта очень прониклась стихами и считала, что облачить их в музыку должен высокопрофессиональный композитор:

«Такая трогательная, такая точная, такая интимная, что в песне трудно передать, чтобы не уйти в какую-то пошлость или банальность»,

- так чувствовала Лидия Козлова.

Решение мужа отдать текст малоизвестному композитору расстроило и вызвало скепсис, но Антонов своим талантом переубедил женщину.

«Однажды Миша привёл с собой какого-то приятеля. Это был Юрий Антонов, я его тогда вообще не знала… Поэтому меня очень смутило, когда Миша отдал ему рукопись будущего «Зеркала». Я, конечно, не верила, что какой-то неизвестный композитор что-то может сделать с этими прекрасными стихами. Но в итоге на следующее утро мы услышали чудо. «Зеркало» звучало невероятно красиво…»

Песню долго не пропускали в эфир, придираясь к «чрезмерной интимности» и «западным элементам» в мелодике.

Первыми исполнителями этой песни считается ансамбль «Красные маки». Их записи датируются 1977-1978 годами.

Позже её стал петь сам Юрий Антонов и при взгляде из современной эпохи песня ассоциируется с авторским исполнением.

Проводы любви

Муз. Г. Мовсесяна, Исп. В. Кикабидзе

«Полчаса до рейса полчаса до рейса,
Мы почти у взлетной полосы.
И бегут быстрее всех часов на свете
Эти электронные часы»,

- пронизанная меланхолией история о расставании зазвучала с легким грузинским акцентом голосом Вахтанга Кикабидзе.

Главные хиты в репертуаре этого артиста - «Чито-гврито» из фильма «Мимино», «Мои года – моё богатство», написал его друг композитор Георгий Мовсесян.

Мовсесян, Георгий Викторович (1945-2011) - советский композитор, автор песни "Проводы любви" на стихи М. Танича.
Мовсесян, Георгий Викторович (1945-2011) - советский композитор, автор песни "Проводы любви" на стихи М. Танича.

«Проводы любви» - не менее узнаваемая вещь, ассоциирующаяся с Вахтангом Константиновичем, совместное творение Мовсесяна с Михаилом Таничем. Песня датирована 1981 годом.

Комарово

Муз. И. Николаева, исп. И. Скляр, В. Леонтьев

«Песня о любви к конкретному месту», - это определение характеризует целый пласт произведений поэта, в этом ряду и визитная карточка Игоря Скляра «На недельку до второго я уеду в Комарово».

По интересному совпадению хит, прославивший местечко в Ленинградской области, написали два автора, чья судьба оказалась связана с островом в другой части Советского Союза – Сахалином. Стихи жившего на Сахалине и написавшего о нём хит Михаила Танича положил на музыку уроженец острова Игорь Николаев.

С семейством поэта молодой сахалинец, клавишник ансамбля «Рецитал» и начинающий композитор познакомился, когда у него ещё «и песен-то не было», как вспоминал Михаил Танич. Когда Николаев пришел к поэту, представился и предложил посотрудничать, Михаил Исаевич отправил его к жене. Результат получился впечатляющий, с Козловой он написал песню «Айсберг». Во многом благодаря этому хиту Игорь Юрьевич твердо зарекомендовал себя, как композитор и автор хитов Аллы Пугачевой. Творческие связи с семьей Танича-Козловой продолжились. Поэт подарил Игорю сборник своих стихов «Пароль». В 1983 году Николаева призвали в армию, и во время прохождения службы эта книжка ему очень пригодилась.

Служить Николаева отправили в ансамбль Московского военного округа. Намечался фестиваль солдатской песни, Николаева пригласили поучаствовать и попросили написать песню. Время поджимало. Встал вопрос- откуда взять стихи. Благо с собой у композитора оказался сборник стихов Михаила Танича, а в нём - стихотворение про Комарово.

Николаеву оно приглянулось, вот только текст в оригинале был грустный, повествовал о несчастной любви и заканчивался строчкой: «Так зачем ходить по трюмам утонувших кораблей». Последнюю фразу Николаев заменил, скорректировав настроение песни. Михаил Исаевич правку принял. Песня была исполнена на смотре и стала ждать своего исполнителя, так и не будучи записанной на студии. В концертный репертуар песню взял находившийся на пике популярности Валерий Леонтьев, однако песня «Комарово» была малозаметной.

Всё шло к тому, что песня не получит широкой популярности. Однако в 1985 году Николаеву пришла в голову идея предложить записать эту песню Игорю Скляру. Тогда же к Николаеву обратились редактора популярной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» и попросили песню для музыкальной паузы. Пазл сложился. В эфир была предложена композиция «Комарово» в исполнении Игоря Скляра и произвела фурор. Песню попросили исполнить на «бис», чего в этой передаче ранее никогда не случалось. Хит состоялся.

«Провинциалка»

Муз. и исп. В. Малежик

Во все времена молодежь из провинции стремилась в столицу. Девушка, приехавшая покорять большой город – провинциалка - понятный и близкий народу, растиражированный в массовой культуре образ, не теряющий своей актуальности. Пример из реальной жизни в интервью приводил композитор и исполнитель хита «Провинциалка» Вячеслав Малежик:

«Моя жена - такая девушка, она приехала из Донецка и поступила в школу студию МХАТ. Это сейчас я могу рассказывать, что она настолько была влюблена в меня, врать, на самом-то деле она приехала покорять столицу. Какие взаимоотношения у неё были с господином эскалатором, я не знаю».

«Провинциалка», выпущенная в 1989 году, стала, пожалуй, самым узнаваемым в массах хитом Вячеслава Малежика. Песня отозвалась в сердцах многих слушателей. Ходили слухи, что слова этого хита – народные, но на самом деле написал их Михаил Танич. Поэт удивительным образом умел находить и воплощать в стихах такие бытовые, понятные и нестареющие образы, дополняя их интересными деталями. Такая деталь – эскалатор, неотъемлемый элемент столичной повседневности и метафора, символизирующая начало новой жизни, сопряженное со страхом неизвестного. История распорядилась так, что хит о «ступающей на эскалатор провинциалке» зародился как раз во время поездки в метро.

«Я придумал мотивчик на станции метро «Красные ворота». Приехал домой и подобрал совсем простенькую гармонию», - рассказывал Вячеслав Малежик.

Композитор отметил, что если песня рождается без инструмента и слова поются сами собой – значит у неё очень хороший мотив, это добрый знак к тому, что произведение станет хитом.

«Узелки»

Муз. С. Коржуков, исп. А. Апина

Затронутая в «Провинциалке» тема судьбы приезжих в большом городе раскрывается Таничем в целом песенном цикле с характерным названием «Лимита». Главным соавтором выступил Сергей Коржуков, сооснователь и лидер первого состава группы «Лесоповал». Цикл, созданный в начале 90-х, не предназначался для коллектива и ждал своего исполнителя. Наиболее узнаваемой стала песня:

«Узелок завяжется, узелок развяжется, а любовь - она и есть только то, что кажется».

В 1994 году на песню обратила внимание Алена Апина. Певица, успешно стартовавшая в сольной карьере после ухода из «Комбинации», находилась в поисках новых хитов. Едва услышав «Узелки» она сказала: «Всё, беру». Однако Михаил Танич заявил, что эта песня не отдается «сама по себе» и взять её можно только «с гарниром». Апиной достался цикл «Лимита» целиком, обернувшись масштабным проектом в карьере певицы. Песни Михаила Танича составили одноименный альбом «Лимита» и концертную программу, на основе цикла был подготовлен мюзикл.

Главный хит «Узелки» прозвучал в финале фестиваля «Песня-95». Диплом лауреата Михаил Исаевич получил «за себя и за того парня». Его соавтор, коллега и друг, 35-летний музыкант Сергей Коржуков в 1994 году трагически ушел из жизни.

Королева Марго

Муз. А. Федорков. Исп. «Лесоповал»

Песня 1996 года с музыкой Александра Федоркова - характерный образец жанра шансон, в котором переплелись и блатные, и романтические мотивы и тема женской судьбы. Композиция знакомит слушателя с Маргаритой Павловной, молодой девушкой, дворовой красавицей.

«Королева Марго, дочка Пашки-карманника»,

- представляет героиню Танич в первых строках стихотворения.

Песня исполнена вторым составом группы «Лесоповал», собранным Таничем после смерти Сергея Коржукова, музыку написал Александр Федорков, солирует Сергей Куприк. Композиция вышла на пятом альбоме «Лесоповала», который по ней и озаглавлен – «Королева Марго». Песня стала дворовым хитом, часто исполняется в компаниях под гитару, в кругах любителей шансона, на сайтах соответствующей тематики её характеризуют как «легендарную».

Я куплю тебе дом

Муз. С. Коржукова. Исп. «Лесоповал»

Завершает подборку песня «Лесоповала», которую, наверняка, слышали даже те, для кого остальное творчество группы мало известно. «Я куплю тебе дом», - одна из песен, с которых и началась группа. Текст этой песни был написан в конце 80-х в рамках цикла, в будущем составившего репертуар «Лесоповала». Источником вдохновения послужил фильм «Холодное лето 53-го». Стихи Танич отдал маститому композитору, чьё имя в большинстве источников не называется, «Википедия» считает, что им был Владимир Матецкий. Получившиеся песни поэта не устроили.

В 1991 при содействии супруги Танич знакомится с Сергеем Коржуковым. Поэт и музыкант нашли общий язык, и Танич решил доверить свои тексты Коржукову, который быстро уловил нужное настроение. Стихи «Белого лебедя» Михаил Исаевич диктовал Сергею по телефону, находясь на отдыхе в Юрмале, где любил творить.

Коржуков, Сергей Владимирович (1959-1995) - композитор, певец, солист группы "Лесоповал" в 1991-1994 гг.
Коржуков, Сергей Владимирович (1959-1995) - композитор, певец, солист группы "Лесоповал" в 1991-1994 гг.

Образ исполнителя, которого представлял себе Танич, восходил к герою вдохновившего фильма. Из реальных действующих артистов в числе «претендентов» значатся Александр Кальянов и только начинавший карьеру сочинец Григорий Лепсверизде, ставший Григорием Лепсом. Но пришло понимание, что лучше самого Коржукова эту песню никто не споёт, и она стала хитом «Лесоповала».

Эпилог и бонусы

Кратко вспомню ещё несколько важных эпизодов и песен Михаила Танича, из ранее освещаемых на канале. В советское время Танич сочинял тексты соавторстве с другим знаменитым поэтом Игорем Шафераном. Поэтический тандем создал немало хитов. К их творению восходит знаменитая песня «Белый свет», написанная на музыку Оскара Фельцмана и исполненная Эдитой Пьехой и перепеваемая многими музыкантами разных ниш, вплоть до Янки Дягилевой.

С Оскаром Борисовичем Танич и Шаферан создали хит, ставший одним из советских «гимнов песне»: «Адресованная другу ходит песенка» по кругу. Пели Э. Хиль, Л. Барашков и другие.

«Такая поэзия бессмертна, потому что человеческие ценности - это то, что всегда будет»,

– говорила о творчестве Танича Лариса Долина. В её карьере поэзия Михаила Исаевича сыграла заметную роль, вместе с композитором Русланом Горобцом Танич напишет для неё целый альбом, выпущенный в 1997 году. Заглавный хит – «Погода в доме» - одна из «визитных карточек» Долиной.

В 2001 году с Таничем сотрудничал исполнявший его «Черного кота» Валерий Сюткин. Появилась песня «Теплоход прогулочный», а ещё через несколько лет Валерий Меладович выиграл у Танича в бильярд стихи хита «Красавчик».

При подготовке этого материала я поймал себя на мысли, что выделить 7-10 песен из огромного и разнопланового наследия – невозможно. Всегда что-нибудь будет жалко отложить, а больше – некомфортно для подборки, поэтому многим пришлось пожертвовать.

«Как у меня получилось так много популярных песен, я Вам сказать не могу, я такого приворотного слова не знаю»,

- иронично говорил о «секрете успеха» своих творений сам Михаил Исаевич.