Как объединить в одном материале творчество столь разных артистов как Александр Барыкин и Елена Ваенга? Это возможно в рамках регулярной рубрики «Песни разных поколений» на моём канале. Суть её в последовательном рассказе о двух песнях с одинаковыми названиями из разных культурных эпох, которые разделяет существенный временной промежуток. Речь ни в коем случае не идет о сравнении, интересно посмотреть, как один и тот же образ раскрывали артисты разных стилей и творческих поколений. При таком подходе, чем больше временная и эстетическая дистанция – тем лучше. В своё время рубрика стартовала с рассказа о двух песнях с названием «Самолет», а сегодня, вернувшись к формату после некоторого перерыва, предлагаю отправиться в «Аэропорт».
На повестке дня бойкий рок-н-рольный по звучанию хит конца 80-х и меланхолическая баллада начала ХХI века. «Старшая» песня сегодняшнего диптиха – мужская по эстетике, вторая напротив, чисто женская. Датировки обеих песен – размыты, точные даты их создания из открытых источников установить сложно, однако временная и культурная дистанция, а следовательно, принадлежность к разным поколениям, очевидна.
Стою у трапа самолета
Александр Барыкин - певец и композитор, представитель эпохи советских ВИА, работал в известных коллективах «Самоцветы» и «Веселые ребята». Главным проектом в его жизни можно считать группу «Карнавал», созданную совместно с Владимиром Кузьминым. После раскола название осталось за Барыкиным, и со временем группа превратилась в его аккомпанирующий состав. В репертуар исполнителя и группы входили его собственные композиторские работы и песни других авторов. Из песен композитора Барыкина первым делом вспомнится «букетно-велосипедный хит» на стихи Николая Рубцова, написанный и исполненный Барыкиным в 1987 году.
Не менее популярным стал и «Аэропорт», зазвучавший из уст Барыкина в тот же период. Одно из первых известных исполнений относится к 1986 году.
Это не авторская песня Александра Александровича. Музыку написал Руслан Горобец. Творческие пути музыкантов пересеклись в «Карнавале». С этой группой отчасти связано творческое становление Горобца как композитора. Некоторое время он играл в коллективе Александра Барыкина на позиции клавишника. В составе группы им была написана, например, песня «Чудо-остров» на стихи Павла Жагуна. Уже не работая в «Карнавале», состоявшись на композиторском поприще и сочиняя песни для разных исполнителей, Руслан Борисович продолжал сотрудничать с Барыкиным и «Аэропорт» написал специально для него.
Иногда этот хит связывают с более ранней и менее известной композицией «Карнавала» со схожим названием «Аэрофлот», воспринимая «Аэропорт» как развитие темы. Хотя и по звучанию и по содержанию это совсем иная песня, и написан «Аэрофлот» другими авторами – композитором Александром Барыкиным на стихи Павла Жагуна.
Текст «Аэропорта» - содержащая яркие образы и бытовые индикаторы времени зарисовка от лица пассажира авиарейса Москва-Магадан - творение прославленного поэта Михаила Исаевича Танича. Песня издана в 1987 году на авторской пластинке поэта, которая так и называлась «Аэропорт»
С Михаилом Исаевичем Горобец много соавторствовал, они сформировали плодовитый творческий тандем, создали целую вереницу композиций для репертуара руководимой Таничем группы «Лесоповал». Через десять лет после «Аэропорта», в 1997 году авторы все песни альбома Ларисы Долиной «Погода в доме», его заглавная композиция стала визитной карточкой народной артистки.
Наряду с песней «Погода в доме», «Аэропорт», пожалуй - одно из самых узнаваемых в массах произведений в обширном совместном наследии Горобца и Танича. Песня, прочно ассоциирующаяся с Барыкиным, исполнялась и другими певцами. В 1994 году авторское исполнение представил Руслан Горобец. По аранжировке его вариант, выпущенный на альбоме «Время мчится», идентичен оригиналу.
Соприкасался с этой песней и Алексей Глызин, он пел её дуэтом с Барыкиным.
В 2012 году в память о безвременно ушедшем первом исполнителе Глызин спел хит «Аэропорт» в компании Григория Лепса.
Жизнь Александра Александровича Барыкина оборвалась в марте 2011 в 59 лет, утрата стала потрясением и для слушателей, и для коллег по цеху. В 2014 не стало Руслана Горобца, заслуженного артиста и заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. О заслугах Михаила Танича, чьи песни были хитами четырех десятилетий, с конца 60-х до его ухода в 2008, и говорить нечего. Их «Аэропорт» - уже классика популярной песенной культуры. А музыкальный фон начала 10-х ознаменовала совсем другая песня с тем же названием.
«Аэропорт, улетаю».
Год 2010. Одной из самых популярных и востребованных отечественных певиц называют Елену Ваенгу. По радио и телевидению её голосом нарывно звучит:
«Где же ты раньше был,
Где была раньше я, и как я могла так жить
Я не понимаю»
Слова и музыку написала Елена Владимировна Хрулева, таково настоящее имя певицы, чей репертуар состоит из её авторских песен. Родом Елена из города Североморска, что в Мурманской области, в землях коренного народа саамов. Из их языка, от кильдинского саамского слова вайонгг происходит название речки Ваенга, протекающей в этих местах. «Родной» гидроним и лег в основу псевдонима, автором которого считается мать Елены.
Активную концертную деятельность начала ещё в конце 90-х, в 1998 и 2002 побеждала в престижных конкурсах, но широко заговорили о Ваенге лишь на рубеже «нулевых-десятых» годов.
С момента обретения популярности по сей день артистка вызывает противоречивую реакцию публики, одних подкупает чувственность и эмоциональность, другие скептически относятся к манерам, сценическому облику и эстетике певицы, характеризуя репертуар как «кабацкий», высказывались суждения о не оригинальности музыкальной составляющей её песен. Так, в «Аэропорте» усмотрели некоторое сходство с композицией «Лодочка, плыви» Игоря Саруханова. Очень корректно по этому поводу высказался музыковед и журналист Кен Гуру, он же – Вадим Пономарев:
«Чужая мелодия в творчестве Ваенги просматривается лишь в случае с песней Саруханова „Лодочка, плыви“, — считает эксперт. — Но это только в начале куплета. Дальше совершенно самостоятельная линия, и она более эмоциональная, чем у Саруханова. Говорить о плагиате некорректно. Скорее творческое переосмысление. Что касается других композиций, там схожесть по гармонической сетке, но эти стандартные пять аккордов есть в песнях всех исполнителей. Феномен Елены в том, что она занимается переосмыслением нашего эстрадного прошлого на современный лад»
В той или иной степени, развитие всей мировой культуры строится на умеренных заимствованиях, интерпретациях и переосмыслениях, поэтому в таких вопросах важно не впадать в крайности.
«Аэропорт» - иллюстрация лирической стороны репертуара Ваенги, чувственная интерпретация знакомой темы встреч и расставаний, песня о том, как порой беспощадно время, и даже минутное опоздание может сыграть важную роль в судьбе.
«Аэропорт… Улетаю…
Миллион глаз, и я тону
Как ты успел, а я не знаю
Не опоздать на минуту»
По итогам 2010 года хит Елены Ваенги был удостоен «Золотого граммофона», вошел в первый в истории хит-парад первого канала «20 лучших песен».
К моменту обретения популярности песне было уже как минимум 5 лет. «Аэропорт» Елена Ваенга выпустила на альбоме «Белая птица» 2005 года. На этой же пластинке увидели свет разухабистый опус «Желаю» и меланхоличный «Шопен». Впоследствии они также станут узнаваемыми хитами, но по состоянию на 2005 широкой аудитории творчество Ваенги было не особо известно. На пик популярности и на вершины хит-парадов Ваенга взлетела в 2009, «выстрелив» с хитом «Курю». Эту песню по сей день называют её визитной карточкой. Следом до публики одна за другой доносились как новые, так и прежние песни автора-исполнительницы. «Аэропорт» оказался в первых рядах. Часть слушателей и музыкальных журналистов называют её в числе лучших произведений, написанных и исполненных Еленой Ваенгой.
Песен, в которых кто-кто куда-то летит, навалом. Образы авиаперелетов часто используются в песенной поэзии разных эпох и музыкальных жанров, одни авторы передают через них романтические переживания, мотивы любви на расстоянии, другие – философские размышления о времени, расстоянии и пространстве, судьбах, создают бытовые зарисовки. При этом песен собственно про аэропорты не сказать, чтобы очень много. В «нулевые», ещё до взлета популярности хита Елены Ваенги, песню со схожим названием – «Аэропорты» – распевали двое давних друзей. Автор Леонид Агутин спел её в дуэте с младшим Владимиром Пресняковым, но это уже другая история, а на сегодня всё.
Материал написан в развлекательных целях, цитаты и факты приведены из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.